Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2012 года г.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего судьи Якушевой С.И.,
при секретаре Бобылевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-665/12 по иску Гудилиной Наталии Витальевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Гудилина Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что 23.11.2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности. Однако решением УПФ РФ по г. Туле в назначении досрочной пенсии ей было отказано в связи с отсутствием 30-летнего специального стажа работы в качестве медицинского работника, в частности не принят к зачету в специальный стаж период ее работы с 04.01.1991 г. по 31.12.2001 г. в должности главной медицинской сестры в Тульском областном центре здоровья, в дальнейшем переименованном в областное объединение «Центр здоровья», в Тульском областном центре медицинской профилактики и реабилитации», ГУЗ ТО «Тульский областной врачебно-физкультурный диспансер», так как наименования учреждений «Центр здоровья», «Объединение «Центр здоровья» и Центр медицинской профилактики и реабилитации», «Центр медицинской профилактики» не предусмотрены Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 23.10.1978 г., Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 г. и Списком от 22.09.1999 г. №1066.
С выводами ответчика она не согласна по тем основаниям, что в период ее работы действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санаторно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» в соответствии с которыми право на пенсию за осуществление лечебной и иной работы по охране здоровья населения обладают все медицинские сестры независимо от наименования должности лечебно-профилактического учреждения.
Просит суд признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж период ее работы с 04.01.1991 г. по 31.12.2001 г. в должности главной медицинской сестры в Тульском областном центре здоровья, в дальнейшем переименованном в областное объединение «Центр здоровья», в Тульском областном центре медицинской профилактики и реабилитации», ГУЗ ТО «Тульский областной врачебно-физкультурный диспансер»,
обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения, то есть с 23.11.2011 года.
В судебном заседании истец Гудилина Н.В. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель Управления пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Туле по доверенности Морозова А.А. иск не признала, указав, что истцу правомерно было отказано во включении в специальный стаж периода работы с 04.01.1991 г. по 31.12.2001 г. в должности главной медицинской сестры в Тульском областном центре здоровья, в дальнейшем переименованном в областное объединение «Центр здоровья», в Тульском областном центре медицинской профилактики и реабилитации», ГУЗ ТО «Тульский областной врачебно-физкультурный диспансер», так как наименования учреждений «Центр здоровья», «Объединение «Центр здоровья» и Центр медицинской профилактики и реабилитации», «Центр медицинской профилактики» не предусмотрены Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 23.10.1978 г., Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 г. и Списком от 22.09.1999 г. №1066.
На основании изложенного, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме в связи с отсутствием у истца специального стажа.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы пенсионного и гражданского дел, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст.45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с положениями подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу п.2 ст.27 указанного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством РФ.
До вступления в силу Федерального закона РФ от 30.12.2008 года № 319-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» действовали положения п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», также предусматривающие право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Несмотря на то, что указанный Список должностей и учреждении утвержден в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», его положения применимы и к пп.19 п.2 статьи 27 указанного Федерального закона РФ № 781-ФЗ, в которых фактически законодателем воспроизведены положения пп.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В названном Списке в наименовании должностей указана должность «главная медицинская сестра», в наименовании учреждений указаны «больницы всех наименований», а также «центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения».
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 г. № 395 (с последующими изменениями и дополнениями), в разделе «диспансеры» предусмотрено наименование учреждения «врачебно-физкультурный», в разделе «учреждения профилактической медицины» «Центр здоровья».
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 23.11.2011 года Гудилина Н.В. обратилась в УПФ РФ в г.Туле с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 года №173-ФЗ, согласно которому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г.Туле №434 от 13.02.2012 года назначении истице досрочной пенсии было отказано в связи с отсутствием у нее 30-летнего специального стажа работы в качестве медицинского работника, в частности, не принят к зачету в специальный стаж период ее работы с 04.01.1991 г. по 31.12.2001 г. в должности главной медицинской сестры в Тульском областном центре здоровья, в дальнейшем переименованном в областное объединение «Центр здоровья», в Тульском областном центре медицинской профилактики и реабилитации», ГУЗ ТО «Тульский областной врачебно-физкультурный диспансер», так как наименования учреждений «Центр здоровья», «Объединение «Центр здоровья» и Центр медицинской профилактики и реабилитации», «Центр медицинской профилактики» не предусмотрены Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 23.10.1978 г., Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 г. и Списком от 22.09.1999 г. №1066.
Между тем, с указанными выводами УПФ РФ в г. Туле согласиться нельзя по следующим основаниям.
Из трудовой книжки истицы усматривается, что с 08.04.1980 года по дату обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости - 23.11.2011 г., Гудилина Н.В. работала в должностях заведующей медпунктом, медсестры, главной медсестры в различных учреждениях здравоохранения и эти периоды ее работы включены в специальный стаж, кроме спорного периода.
В настоящее время истец продолжает работать в должности медицинской сестры отделения спортивной медицины в ГУЗ «Тульский областной врачебно-физкультурный диспансер», что подтверждается справкой №2 от 08.09.2011 г. ГУЗ «Тульский областной врачебно-физкультурный диспансер».
Наряду с трудовой книжкой, факт осуществления истцом лечебной деятельности, в спорный период подтверждается льготно-уточняющей справкой, выданной 06.02.2012 г. ГУЗ «Тульский областной врачебно-физкультурный диспансер», из которой следует, приказом о приеме на работу от 11.04.1988 г.
Из личных карточек, карточек –справок за спорный период усматривается, что истец поименована в должности главной медицинской сестры и по этой должности ей выплачивалась заработная плата.
Штатными расписаниями также предусмотрена одна должность главной медицинской сестры, которую занимала Гудилина Н.В.
По сведениям ГУЗ «Тульский областной врачебно-физкультурный диспансер» тарификационные списки, уставы и положения учреждения, должностные инструкции главной медсестры за спорный период не сохранились.
Согласно Положению о службе формирования здорового образа жизни, утвержденном Приказом Минздрава СССР от 14.10.1983 г. №770 служба включает в себя: республиканские, краевые, областные, городские и районные Центры здоровья, а также врачебно-физкультурные диспансеры (отделения, кабинеты).
На основании приказа Минздрава СССР от 14.10.1988 г. №770 с 01.01.1989 г. реорганизована служба санитарного просвещения в службу формирования здорового образа жизни, а Дома санитарного просвещения в Центры здоровья, сохранив имеющуюся численность должностей до утверждения штатно-организационной структуры Центров здоровья и разрешить введение дополнительных должностей в соответствии с предоставляемыми правами в зависимости от объема работы.
В соответствии с приказом Тулоблздравотдела №02 от 04.01.1991 г. ОВ ФД и областной Центр здоровья реорганизовано в областной Центр здоровья с диспансерным отделением с 08.01.1991 г.
Приказом Тулоблздравотдела № 26 от 12.04.991 года создано областное объединение «Центр здоровья».
Приказом Минздрава РФ от 21.12.1992 г. №330 переименованы Центры здоровья в Центры медицинской профилактики.
На основании приказа Тульского областного комитета по здравоохранению № 42 от 04.10.1993 года, областное объединение «Центр здоровья» было переименовано в «Тульский областной центр медицинской профилактики и реабилитации».
В дальнейшем наименование данного учреждения здравоохранения неоднократно менялось и на основании приказа Департамента здравоохранения Тульской области № 42 от 12.03.2008 года на базе Государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной центр медицинской профилактики» в настоящее время организовано Государственное учреждение здравоохранения Тульский областной врачебно-физкультурный диспансер».
Несмотря на многократные переименования медицинского учреждения основные функциональные задачи и цели оставлены прежними.
В соответствии с Положением, Тульский областной центр здоровья является лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным для эффективного использования средств и сил для достижения наилучших результатов в осуществлении гигиенического воспитания, пропаганды здорового образа жизни, оздоровления населения, медицинского обеспечения спортсменов и организационно-методического руководства постановкой врачебного контроля и лечебной физкультуры в учреждениях здравоохранения области.
Основными задачами Центра здоровья являются: организационно-методическая, пропагандистская, лечебно-профилактическая, оздоровительная, издательская.
Приказом Департамента здравоохранения Тульской области №39 от 12.03.2008 г. в целях формирования единой службы спортивной медицины и лечебной физкультуры в Тульской области организован ГУЗ ТО «Врачебно-физкультурный диспансер».
Согласно положению о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, утвержденному приказом Минздрава РФ от 20.08.2001 г. №337 врачебный контроль - система медицинского обеспечения всех контингентов населения, занимающихся физической культурой.
Основными задачами врачебного контроля является организация и проведение лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на определение состояния здоровья, физического развития и уровня функциональных возможностей занимающихся физкультурой и спортом; квалифицированное решение вопросов соответствия физических нагрузок функциональным возможностям здоровых и лиц с отклонениями в состоянии здоровья как при спортивном совершенствовании, так и во время занятий массовыми видами физической культуры; выявление ранних признаков заболеваний и повреждений, возникающих при нерациональных занятиях физической культурой и спортом; санитарно-гигиеническое и медицинское обеспечение всех физкультурных и спортивных мероприятий.
В соответствии с дипломом Гудилина Н.В. в 1976 г. окончила Тульское областное медицинское училище по специальности «акушерка», данная специальность относится к среднему медицинскому персоналу.
Из положения о врачебно-физкультурном диспансере усматривается, что врачебно-физкультурный диспансер является лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным для осуществления медицинского обеспечения спортсменов и организационно-методического руководства постановкой врачебного контроля и лечебной физкультуры в учреждениях здравоохранения.
В соответствии со своим назначением врачебно-физкультурный диспансер осуществляет организационно-методическое руководство, контроль и оказание консультативной помощи лечебно-профилактическим учреждениям по организации и проведению врачебного контроля за занимающимися физической культурой и спортом; осуществляет диспансерное наблюдение и обеспечивает в соответствующих случаях лечение спортсменов, прикрепленных к диспансеру.
Из анализа вышеуказанных положений следует, что несмотря на многократные переименования медицинского учреждения его основные функциональные задачи оставлены прежними, направленные на осуществление лечебной и профилактической деятельности за состоянием здоровья занимающихся физической культурой и спортом.
Кроме того, осуществление истицей лечебной деятельности в спорный период подтверждается также материалами дела и пояснениями истицы, которая указала на то, что на протяжении всей трудовой деятельности, несмотря на переименования медицинского учреждения, ее функциональные обязанности медицинской сестры остались прежними, направленными на осуществление лечебной и профилактической деятельности лицам, занимающимся физкультурой и спортом, также остался неизменным кадровый состав.
Наряду с этим, суд также принимает во внимание то обстоятельство, что в спорный период работы истца с 04.01.1991 г. по 31.12.2001 г. действовало постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санаторно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет», в соответствии с которым право на пенсию за осуществление лечебной и иной работы по охране здоровья населения обладают все медицинские сестры независимо от наименования должности и лечебно-профилактического учреждения.
Совокупность исследованных по делу доказательств, касающихся периода работы истицы с 04.01.1991 г. по 31.12.2001 г. в должности главной медицинской сестры в Тульском областном центре здоровья, в дальнейшем переименованном в областное объединение «Центр здоровья», в Тульском областном центре медицинской профилактики и реабилитации», ГУЗ ТО «Тульский областной врачебно-физкультурный диспансер»позволяют суду сделать вывод о том, что как первоначально, так и в последующем, истица, работая в должности главной медицинской сестры в Тульском областном Центре здоровья, Областном объединении «Центр здоровья» и Тульском областном Центре медицинской профилактики и реабилитации, фактически осуществляла обязанности главной медицинской сестры во врачебно-физкультурном диспансере, наименование данного учреждения предусмотрено Списками, в связи с чем заявленные требование истицы об обязании ответчика включить в специальный стаж вышеуказанный период ее работы подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, поскольку с учетом периодов работы истицы, принятых в зачет ответчиком и вышеприведенных периодов, которые нашли свое подтверждение в судебном заседании, на момент обращения истицы в УПФ РФ по г. Туле- 23.11.2011 г. у нее имелся требуемый 30-летний стаж, трудовая пенсия ей должна быть назначена со дня ее обращения, то есть с 23.11.2011 г.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Гудилиной Наталии Витальевны к Управлению Пенсионного фонда РФ )государственное учреждение) в городе Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.
Признать за Гудилиной Наталией Витальевной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле включить в специальный стаж Гудилиной Наталии Витальевны период работы с 04.01.1991 г. по 31.12.2001 г. в должности главной медицинской сестры в Тульском областном центре здоровья, в дальнейшем переименованном в областное объединение «Центр здоровья», в Тульском областном центре медицинской профилактики и реабилитации», ГУЗ ТО «Тульский областной врачебно-физкультурный диспансер».
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле назначить Гудилиной Наталии Витальевне досрочную трудовую пенсию по старости с 23.11.2011 г.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ С.И. Якушева
Копия верна
Судья С.И. Якушева