Решение по делу №2-709/12 от 10.05.2012г.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2012 года город Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Свиридовой О.С.,

при секретаре Перезябовой А.М.,

с участием заявителя Пикина Ю.М., его представителя в порядке части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Ильиных Д.А., представителя заинтересованного лица администрации г.Тулы по доверенности Паршутиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-709/12 по заявлению Пикина Юрия Михайловича о признании незаконным решения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области,

установил:

Пикин Ю.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области.

В обоснование заявления заявитель указывает на то, что он является инвалидом третьей группы и на него распространяются положения статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой он имеет право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

11.03.2011г. он обратился в департамент имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, ориентировочной площадью 1 200 кв.м.

Поскольку по состоянию на 10.10.2011г. ответа не поступило, он направил в департамент письменное обращение, в котором просил сообщить о результатах рассмотрения ранее поданного заявления. Не получив ответа и на данное обращение, он обратился с жалобой в прокуратуру Тульской области, из которой 04.04.2012г. было получено сообщение о том, что на все поданные им заявления были даны соответствующие разъяснения.

Получив только в апреле 2012г. в министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области (ранее департамент имущественных и земельных отношений Тульской области) копии ответов, он выяснил, что они направлялись по ошибочному адресу, вместо указанного им в заявлениях адреса: <адрес>, ответы направлялись по адресу: <адрес>.

Между тем письмом департамента имущественных отношений Тульской области от 31.05.2011г. ему отказано в предоставлении земельного участка. Считает данный отказ незаконным, поскольку он имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем доводы министерства о том, что предоставление земельных участков для строительства в собственность осуществляется исключительно на торгах, являются незаконными, так как в соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства по договору купли-продажи торги не проводятся.

Просит признать незаконным решение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области об отказе ему в предоставлении в собственность по договору купли-продажи для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.

Заявитель Пикин Ю.М. в судебном заседании доводы заявления поддержал, просил удовлетворить его в полном объеме. Пояснил, что настаивает на том, что министерство имущественных земельных отношений Тульской области обязано предоставить ему, как инвалиду, конкретный земельный участок, который расположен рядом с местом его работы.

Представитель заявителя Пикина Ю.М. в порядке части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Ильиных Д.А. в судебном заседании доводы заявления поддержал, просил удовлетворить его в полном объеме и обязать министерство имущественных и земельных отношений Тульской области предоставить его доверителю Пикину Ю.М. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Также пояснил, что Пикин Ю.М. не пропустил срок обращения с заявлением в суд, который исчисляется со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и свобод. Обжалуемое решение Пикиным Ю.М. получено после получения 04.01.2012г. ответа прокуратуры, настоящее заявление подано в суд 17.04.2012г. Кроме того, в начале апреля 2012г. Пикин Ю.М. обращался в суд с исковым заявлением к министерству имущественных и земельных отношений по Тульской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не совершении действий, направленных на предоставление в собственность земельного участка в порядке приватизации для индивидуального жилищного строительства, которое определением судьи Советского районного суда г.Тулы от 05.04.2012г. было оставлено без движения.

Представитель заинтересованных лиц министерства имущественных и земельных отношений Тульской области и правительства Тульской области по доверенности Мамаев В.А. в судебное заседание не явился, представил письменные отзывы, в которых просил рассмотреть заявление в его отсутствие. Также просил отказать Пикину Ю.М. в удовлетворении заявления, в том числе и по причине пропуска срока обращения в суд. Указал на то, что обжалуемый заявителем отказ полностью соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает законных интересов заявителя.

Представитель заинтересованного лица администрации г.Тулы по доверенности Паршутина Н.В. в судебном заседании доводы заявления не признала, полагая, что оспариваемое заявителем решение соответствует требованиям действующего законодательства.

Исходя из положений части 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованных лиц министерства имущественных и земельных отношений Тульской области и правительства Тульской области.

Выслушав объяснения заявителя Пикина Ю.М., его представителя в порядке части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Ильиных Д.А., представителя заинтересованного лица администрации г.Тулы по доверенности Паршутиной Н.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно части 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В силу статьи 1 Закона Тульской области от 10.12.2008 № 1168-ЗТ «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле», пункта 1 Постановления администрации Тульской области от 24.12.2008 № 874 «О реализации Закона Тульской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле» органом, уполномоченным на участие в процедурах, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, определен департамент (после переименования министерство) имущественных и земельных отношений Тульской области.

Из материалов дела следует, что Пикин Ю.М. является инвалидом третьей группы бессрочно, что подтверждается справкой от 12.03.1971г. и удостоверением инвалида о праве на льготы серии I-А .

11.03.2011г. Пикин Ю.М. обратился в департамент имущественных и земельных отношений Тульской области (в настоящее время министерство имущественных и земельных отношений Тульской области) с заявлением о предоставлении в собственность для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, пятый Дачный проезд.

Письмом от 31.05.2011г., полученным заявителем в апреле 2012г., департамент имущественных и земельных отношений Тульской области сообщил Пикину Ю.М. о невозможности рассмотрения вопроса о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку нормативно-правовыми актами не установлен механизм реализации статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (порядок ведения очереди на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе порядок внеочередного и первоочередного предоставления земельных участков, не установлено право, на котором осуществляется первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства (собственность, аренда, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение), не определена платность либо бесплатность предоставления земельных участков, не установлен порядок определения цены земельных участков, не установлена обязанность органов государственной власти предлагать инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, конкретные земельные участки для индивидуального жилищного строительства с указанием местоположения земельного участка, площади, права на земельный участок, не определены права и обязанности органов государственной власти в случае отказа заявителя от предложенного земельного участка).

Считая данный отказ незаконным, Пикин Ю.М. обратился в суд с настоящим заявлением.

Проверяя доводы заявителя и министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

В силу статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, которые с учетом имеющихся особенностей могут быть применены к спорным правоотношениям, учитывая, что в данном случае не действуют положения статьи 30.1 Земельного кодекса о предоставлении земельного участка для жилищного строительства на аукционе и иной порядок выбора земельного участка законом не предусмотрен, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что заявитель Пикин Ю.М., как инвалид, имеет первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства платно в собственность или в аренду, однако наличие такого права не означает обязанность органа местного самоуправления представить заявителю по его требованию любой произвольно выбранный им земельный участок. Исходя из системного анализа пунктов 4, 11, статьи 30, статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решений о судьбе конкретных земельных участков.

Между тем, из материалов дела следует, что Пикин Ю.М. с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области не обращался, в своем заявлении от 11.03.2011г. Пикин Ю.М. просил предоставить ему самостоятельно выбранный земельный участок, между тем, обязанность по предоставлению таких земельных участков на министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, законом не возложена.

Право инвалида на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства может быть реализовано только в отношении сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка. Правовой возможности возложения на орган местного самоуправления обязанности по формированию участка и постановке его на кадастровый учет не имеется.

Учитывая, что с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность заявитель обратился в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области без соблюдения процедуры, предусмотренной статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации о выборе земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта, прав на испрашиваемый земельный участок не имеет, более того, сведения о том, что данный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет (то есть существует как объект права), в материалы дела не представлены, суд приходит к выводу о правомерности отказа министерства (до переименования департамента) имущественных и земельных отношений Тульской области.

Кроме того, в обоснование доводов заявления Пикин Ю.М. указал на незаконность вывода министерства имущественных и земельных отношений Тульской области о том, что предоставление инвалиду земельных участков для строительства в собственность осуществляется исключительно на торгах. Между тем, данного вывода обжалуемое решение не содержит, заявителю отказано в рассмотрении вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства по причине отсутствия механизма реализации статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Ходатайство представителя заинтересованных лиц министерства имущественных и земельных отношений Тульской области и правительства Тульской области об отказе в удовлетворении заявления в связи с пропуском Пикиным Ю.М. срока для обращения в суд, удовлетворению не подлежит в силу следующего.

Согласно положениям статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Гражданским процессуальным кодексом не предусмотрен перечень уважительных причин для восстановления установленного статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срока, следовательно, право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.

В обоснование доводов о не пропуске срока обращения в суд, заявитель Пикин Ю.М. сослался на то, что письмо министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 31.05.2011г. он получил только в апреле 2012г., после получения 04.01.2012г. ответа из прокуратуры Тульской области, поскольку ранее министерство имущественных и земельных отношений Тульской области ответы направляло по неверному адресу. В начале апреля он обратился в Советский районный суд г. Тулы с исковым заявлением к министерству имущественных и земельных отношений по Тульской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не совершении действий, направленных на предоставление в собственность земельного участка в порядке приватизации для индивидуального жилищного строительства, которое определением судьи Советского районного суда г.Тулы от 05.04.2012г. было оставлено без движения.

Данные доводы подтверждаются представленными заявителем письменными доказательствами, а именно копиями писем министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 31.05.2011г. и от 03.11.2011г., из которых следует, что указанные письма направлялись по ошибочному адресу, вместо указанного Пикиным Ю.М. адреса: <адрес>, ответы направлялись по адресу: <адрес>; копией конверта из прокуратуры Тульской области с отметкой о его получении Пикиным Ю.М. 04.01.2012г., копией определений судьи Советского районного суда г. Тулы от 05.04.2012г. и от 17.04.2012г.

Анализируя представленные и поддержанные в судебном заседании заявителем и его представителем возражения относительно ходатайства представителя министерства имущественных и земельных отношений Тульской области и правительства Тульской области о применении пропуска срока для обращения с заявлением в суд, подтвержденные письменными доказательствами, суд приходит к выводу о том, что представленные доказательства свидетельствуют о том, что заявитель Пикин Ю.М. обратился в суд с заявлением в пределах трехмесячного срока, в связи с чем ходатайство представителя заинтересованных лиц об отказе в удовлетворении заявления по причине пропуска срока подлежит отклонению.

Согласно части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявление Пикина Ю.М. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-199, частью 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать Пикину Юрию Михайловичу в удовлетворении заявления о признании незаконным решения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области об отказе в предоставлении в собственность по договору купли-продажи для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий