Решение от 19.06.12 г. по делу №2-830/12



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          19 июня 2012 года                                 г. Тула

Советский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего судьи Якушевой С.И.,

при секретаре Петровой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-830/12 по иску Зайцева Юрия Николаевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Туле о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

                      у с т а н о в и л:

Зайцев Ю.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Туле о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, об обязании включить в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований сослался на то, что с 24.03.1980г. по 28.02.1992 г., а также с 02.04.2010 года по настоящее время работает в должности электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля Центральной изотопной лаборатории НПО «Тулачермет», контрольно- измерительных приборов и автоматики Центральной изотопной лаборатории, лаборатории автоматизации участка обслуживания радиационного оборудования в ОАО «Тулачермет», был постоянно занят в производственных лабораториях с радиоактивными веществами, что, как он полагает, дает ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по достижении 50 лет.

16.03.2012 года он обратился в УПФ РФ (ГУ) в г.Туле с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», однако решением УПФ РФ (ГУ) в г.Туле от 03.04.2012 года № 1058 ему было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием специального стажа работы требуемой продолжительности.

При этом не были включены в специальный стаж периоды работы с 24.03.1980г. по 15.04.1980г. и с 01.07.1982 года по 31.10.1987 года (за исключением отвлечений 5 месяцев 24 дня и периода нахождения в командировках 1 год 6 месяцев 16 дней) в должности электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля Центральной изотопной лаборатории в ОАО «Тулачермет»; с 01.11.1987г. по 17.08.1988г. (за исключением периодов нахождения в командировках 3 месяца 21 день) в должности слесаря контрольно- измерительных приборов и автоматики участка автоматизации Центральной изотопной лаборатории ОАО «Тулачермет», с 18.08.1988 года по 23.06.1989 года (за исключением периодов нахождения в командировках 28 дней) и с 06. 12.1989 года по 28.02.1992 года (за исключением отвлечений 1 день и периодов нахождения в командировках 9 месяцев 4 дня) в должности мастера участка автоматизации основных металлургических цехов лаборатории автоматизации Центральной изотопной лаборатории в ОАО «Тулачермет».

Также не приняты в зачет специального стажа период прохождения военной службы по призыву с 21.04.1980 года по 04.05.1982 года. ального стажа ного оборудования ОАО "

Считает указанное решение незаконным, поскольку Разделом 22 Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР № 497 от 23.03.1991г., а ранее Постановлением Совета Министров СССР от 12.04.1964г. №134-49 и №1173 от 22.08.1956г. (с изменениями от 27.09.1990г.), были предусмотрены рабочие, руководители и специалисты постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ на ремонте оборудования в этих условиях.

На основании изложенного, специального стажаАО Ак "ампов просит суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ г.Тулы включить в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы с 24.03.1980г. по 15.04.1980г. и с 01.07.1982 года по 31.10.1987 года (за исключением отвлечений 5 месяцев 24 дня и периода нахождения в командировках 1 год 6 месяцев 16 дней) в должности электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля Центральной изотопной лаборатории в ОАО «Тулачермет»; с 01.11.1987г. по 17.08.1988г. (за исключением периодов нахождения в командировках 3 месяца 21 день) в должности слесаря контрольно- измерительных приборов и автоматики участка автоматизации Центральной изотопной лаборатории ОАО «Тулачермет», с 18.08.1988 года по 23.06.1989 года (за исключением периодов нахождения в командировках 28 дней) и с 06. 12.1989 года по 28.02.1992 года (за исключением отвлечений 1 день и периодов нахождения в командировках 9 месяцев 4 дня) в должности мастера участка автоматизации основных металлургических цехов лаборатории автоматизации Центральной изотопной лаборатории в ОАО «Тулачермет», а также период прохождения военной службы по призыву с 21.04.1980 года по 04.05.1982 года и работу учеником электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля в центральной изотопной лаборатории НПО «Тулачермет» с 03.09.1979 года по 24.03.1980 год.

Обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с 29 марта 2012 года, то есть, с момента достижения 50-го возраста, признав за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В ходе судебного заседания истец уточнил заявленные требования, отказавшись от искового требования о возложении на ответчика обязанности по включению в специальный стаж работы учеником электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля в центральной изотопной лаборатории НПО «Тулачермет» с 03.09.1979 года по 24.03.1980 год, при этом, просил суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ г.Тулы включить в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы с 02 апреля 2010 года по настоящее время в должности слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматики участка обслуживания радиационного оборудования в основных металлургических цехах: доменном и агломерационном изотопной лаборатории Центральной лаборатории автоматики.

Определением суда принят отказ от искового требования о возложении на ответчика обязанности по включению в специальный стаж работы учеником электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля в центральной изотопной лаборатории НПО «Тулачермет» с 03.09.1979 года по 24.03.1980 год, производство по делу в данной части прекращено.

В судебном заседании истец Зайцев Ю.Н. и его представитель по ордеру адвокат Вознюк А.Н. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом и уточненном исковом заявлении, просили требования удовлетворить в полном объеме. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ г.Тулы включить в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы с 24.03.1980г. по 15.04.1980г. и с 01.07.1982 года по 31.10.1987 года (за исключением отвлечений 5 месяцев 24 дня и периода нахождения в командировках 1 год 6 месяцев 16 дней) в должности электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля Центральной изотопной лаборатории в ОАО «Тулачермет»; с 01.11.1987г. по 17.08.1988г. (за исключением периодов нахождения в командировках 3 месяца 21 день) в должности слесаря контрольно- измерительных приборов и автоматики участка автоматизации Центральной изотопной лаборатории ОАО «Тулачермет», с 18.08.1988 года по 23.06.1989 года (за исключением периодов нахождения в командировках 28 дней) и с 06. 12.1989 года по 28.02.1992 года (за исключением отвлечений 1 день и периодов нахождения в командировках 9 месяцев 4 дня) в должности мастера участка автоматизации основных металлургических цехов лаборатории автоматизации Центральной изотопной лаборатории в ОАО «Тулачермет», с 02 апреля 2010 года по настоящее время в должности слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматики участка обслуживания радиационного оборудования в основных металлургических цехах: доменном и агломерационном изотопной лаборатории Центральной лаборатории автоматики, а также период прохождения военной службы по призыву с 21.04.1980 года по 04.05.1982 года.

Обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с 29 марта 2012 года, то есть, с момента достижения 50-го возраста, признав за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    Представитель УПФ РФ (ГУ) в г.Туле по доверенности Морозова А.А. заявленные истцом требования не признала, в обоснование своих возражений сослалась на то, что решение комиссии, которым истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия специального стажа, предусмотренного п.п.1 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях» законно и обоснованно.

Полагает, что спорные периоды работы правомерно не включены в специальный стаж в связи с отсутствием документального подтверждения условий, предусмотренных Списком №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 2.08.1956 №1173 и Списком №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными о особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 на основании актов документальных проверок ГУ-УПФ РФ по Пролетарскому и Зареченскому районам г.Туле обоснованности выдачи уточняющих справок работникам Центральной изотопной лаборатории, которым отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; заключения Департамента труда № 6/259 от 30.05.2003 года, письма Исполнительной дирекции ПФР № 25-22/10013 от 26.09.2006 года, выписки из лицевого счета застрахованного лица.

Период прохождения военной службы по призыву не может быть включен в специальный стаж, так как не выполняется условие, предусмотренное пп. «к» п. 109 Положения от 03.08.1972г. № 590.

На основании изложенного просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

    Представитель третьего лица ОАО «Тулачермет» в судебное заседание не явился, о времени, месте судебного заседания извещен, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений против удовлетворения исковых требований не представил.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей и специалиста, исследовав письменные доказательства, материалы пенсионного дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Зайцев Ю.Н., 29.03.1962 года рождения, работал с 24.03.1980г. по 15.04.1980г. и с 01.07.1982 года по 31.10.1987 года в должности электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля Центральной изотопной лаборатории в ОАО «Тулачермет»; с 01.11.1987г. по 17.08.1988г. в должности слесаря контрольно- измерительных приборов и автоматики участка автоматизации Центральной изотопной лаборатории ОАО «Тулачермет», с 18.08.1988 года по 23.06.1989 года и с 06. 12.1989 года по 28.02.1992 года в должности мастера участка автоматизации основных металлургических цехов лаборатории автоматизации Центральной изотопной лаборатории в ОАО «Тулачермет», с 02.04.2010 года по настоящее время в должности слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматики участка обслуживания радиационного оборудования в основных металлургических цехах: доменном и агломерационном изотопной лаборатории Центральной лаборатории автоматики в ОАО «Тулачермет».

16 марта 2012 г. истец обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», однако решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан на пенсию от 03.04.2012 г. № 1058 в назначении такой пенсии Зайцеву Ю.Н. было отказано ввиду отсутствия у него специального стажа на соответствующих видах работ, в связи с отсутствием документального подтверждения постоянной занятости с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия -226 или эквивалентного по радиотоксичности количества других радиоактивных веществ.

Между тем, с таковыми выводами ответчика согласиться нельзя по следующим основаниям.

      Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На основании ст.ст. 45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ; вступивший в действие с 01.01.2002 г., допускает сохранение и конвертацию ране приобретенных прав по пенсионному обеспечению.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем с дня возникновения права на указанную пенсию.

Исходя из подпункта 1 пункта 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных, работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В соответствии с пунктом 2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 637 от 04.06.2004 г. «О порядке применения соложений Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П» при определения права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших мест вступления в силу ФЗ № 173-ФЗ, может производиться по нормам действующего на 31.12-2001 г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового с на указанную дату).

В подп. «а» п.1 «Работы, связанные с радиоактивными веществами» раздела 3 Списка № 1 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает прав государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержден Постановлением Совета Министров СССР № 1173 от 22.08.1956 г. (с последующими изменениями и дополнениями) указаны рабочие занятые полный рабочий день на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений. В дополнении к Списку № 1 от 1956 г., утвержденному Постановлением Совета Министров ССО 12.02.1964 г. № 134-49 указаны работники постоянно и непосредственно занятые на работах с радиоактивными веществами высокой активности и высокой радиоактивное лабораториях, оборудованных специальными боксами (камерами), при одновременной работе свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного во радиотоксичности количества других радиоактивных веществ на рабочем месте.

Данный пункт включен в раздел IV «Работы в научно-исследовательских институтах, лабораториях, опытных производствах, конструкторских и опытно-конструкторских бюро» Списка № 1 производств, цехов, профессий и должностей подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. При этом термин «открытые» формы радиоактивных веществ - источник ионизирующего излучения, не значится.

Более того, наименование данного подпункта названного Списка № 1 указывает на «рабочих, занятых на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений», что свидетельствует о том, что законодатель приравнивает понятия занятости на работах с радиоактивными веществами и занятости на работах с источниками ионизирующих излучений. Аналогичные положения содержатся и в Списке №1, утвержденном 26.01.1991 года.

На основании позиции 12201000-1754б раздела XXII Списка № 1 производств работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжкими условиями труда, занятость в которых дает право на пенсии по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, право на льготное пенсионное обеспечение имеют рабочие, руководители и специалисты, постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте оборудования в этих условиях.

При этом разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996г. № 5 содержат указания на то, что в тех случаях, когда в Списках предусмотрены не только наименования профессий или должностей, но и показатели условий труда, характеризующиеся наличием вредных веществ определенного класса опасности (в данном случае работники, занятые на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ), то при установлении права работника на пенсию в связи с особыми условиями труда, следует руководствоваться Государственным стандартом системы стандартов безопасности труда, т.е. в данном случае при определении права на пенсию истца подлежат применению Нормы радиационной безопасности (НРБ), а также Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ). Указанные Нормы и Правила регламентируют труд работников, занятых на работах с радиоактивными веществами, поскольку указанная профессиональная деятельность связана со специфическим воздействием неблагоприятных факторов на организм человека в процессе исполнения трудовых обязанностей.

Пунктом 7 указанных разъяснений предусмотрено, что правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках указаны эти производства и работы без перечисления наименований профессий и должностей работников.

П. 16 вышеуказанного разъяснения устанавливает, что работникам, профессии и должности которых включены в Списки, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются все периоды их фактической работы в этих профессиях и должностях (в том числе до введения в действие Списков).

В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством. действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из п.1 указания Министерства соцзащиты населения РСФСР от 20.04.1992г. № 1-28-У, следует, что при назначения работникам Пенсии на льготных условиях нет необходимости требовать от руководителей предприятий, организаций и учреждений данных о результатах аттестации рабочих мест, заключений органов государственной, экспертизы, санитарно-эпидемиологических станций и других органов о фактических условиях труда на их рабочих местах. Однако если в Списках для некоторых категорий рабочих, руководителей и специалистов указываются показатели (условия), при которых ям предоставляются пенсионные льготы, то такие сведения должны быть подтверждены уточняющей справкой со ссылкой на документы. При этом при выдаче администрацией такой справки, указание кода профессии не имеет обязательного значения для учета стажа.

Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 25 от 20.12.2005 в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона) периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как следует из трудовой книжки истца Зайцева Ю.Н., с 24.05.1980 года он был принят в центральную изотопную лабораторию электрослесарем по ремонту приборов теплотехнического контроля постоянно занятого в производственных лабораториях с радиоактивными веществами по 2 разряду по распоряжению № 70 от 21.03.1980г.

В дальнейшем истец работал до 1992 года электрослесарем по ремонту приборов теплотехнического контроля, постоянно занятого в производственных лабораториях с радиоактивными веществами по Центральной изотопной лаборатории и мастером участка автоматизации основных обслуживания радиационного оборудования в основных металлургических цехах изотопной лаборатории, где работает с 2010 года по настоящее время слесарем по контрольно-измерительным приборам и автоматики участка обслуживания радиационного оборудования в основных металлургических цехах: доменном и агломерационном изотопной лаборатории Центральной лаборатории автоматики.

Таким образом, судом установлено, что истец Зайцев Ю.Н. был постоянно занят на работах с радиоактивными веществами на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количеству других радиоактивных веществ в производственных лабораториях, на эксплуатационных, наладочных, ремонтных и экспериментальных работах.

Данные сведения подтверждаются также льготно-уточняющей справкой № 2993, выданной 28.03.2012 года ОАО «Тулачермет», из которой следует, что Зайцев Ю.Н. работал на предприятии в цехах и производствах, предусмотренных Списком № 1, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР о 22 августа 1956 года № 1173 и Постановлением кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 в течение полного рабочего дня (за исключением отвлечений от основной работы и командировок) в период с 24.03.1980 года по 15.04.1980 года; с 01.07.1982 года по 31.10.1987 года; с 01.11.1987 года по 17.08.1988 года; с 18.08.1988 года по 23.069.1989 г.; с 06.12.1989 г. по 28.02.1992 г., где постоянно и непосредственно занятый на работах с радиоактивными веществами высокой активностью и высокой радиотоксичности в лабораториях при одновременной обработке свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количеству радиоактивных веществ на рабочем месте.

Из уточняющей льготный характер истца справки № 3101, выданной работодателем 09 июня 2012 года, видно, что истец работала с 02.06.2012 года по настоящее время слесарем контрольно- измерительных приборов и автоматики участка автоматизации Центральной изотопной лаборатории ОАО «Тулачермет», также в данной справке указано о количество отвлечений истца от основной работы за спорный период времени, которых в данный период не имелось, в графе «отпуск без сохранения заработной платы» указано – «2010 год -15.07».

Так, приказом НПО «Тулачермет» № 445 от 06.08.1975 года в НПО «Тулачермет» на базе лаборатории контрольно-измерительных приборов и автоматики и радиометрической лаборатории создано единое структурное подразделение – Центральная лаборатория автоматики.

На основании приказа НПО «Тулачермет» № 797 от 22.09.1978 года во исполнение приказа Министерства черной металлургии СССР от 21.08.1978 года в НПО «Тулачермет» создана как самостоятельное структурное подразделение - Центральная изотопная лаборатория на базе радиометрической лаборатории.

    В соответствии с Положением о Центральной изотопной лаборатории Научно-производственного объединения «Тулачермет» от 20.04.1999 года основными задачами ЦИЛ являются: разработка новых и усовершенствование действующих радиоизотопных приборов, систем контроля и автоматизации производственных процессов, применение их в производстве, а также их ремонт и техническое обслуживание, освоение совместно с подразделениями компании новых видов продукции, интенсификации производственных процессов, улучшение качества продукции и других технико-экономических показателей.

Согласно производственной инструкции слесаря КИПиА ЦИЛ, он постоянно занят на работах по ремонту блоков и перезарядке (разрядке) приборов, монтажу и демонтажу аппаратов и установок с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количеству радиоактивных веществ, внедрению средств контроля и приборов радиоизотопной, радиометрической и дозиметрической техники в ЦИЛ, основных металлургических цехах концерне и др. предприятиях отрасли. Он Слесарь обеспечивает техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов и систем автоматики, обеспечивает их работоспособное состояние, проведение профилактического и текущего ремонта.

На основании приказа НПО «Тулачермет» № 85 от 24.01.1992 года на базе ЦИЛ создана фирма «Луч».

    Приказом АК «Тулачермет» № 1059 от 15.12.1995 года фирма «Луч» переименована в центральную изотопную лабораторию.

Как следует из временного разрешения № 170 от 25.07.1995 г. Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности АО открытого типа «Концерн» «Тулачермет» предоставлено право проведения научно-исследовательских опытно-конструкторских и проектных работ с использованием радиоактивных веществ и изделий на их основе; проведения контроля за радиационной обстановкой, хранении радионуклидных источников, оборудования, приборов и аппаратуры, содержащих радиоактивные вещества.

В соответствии с Нормами радиационной безопасности (ОСП-72/87) хранение и проведение работ с источниками ионизирующих излучений разрешается только после оформления санитарного паспорта. Санитарный паспорт на право работы с источниками ионизирующего излучения оформляют местные органы Госсаннадзора на основании акта приемки новых учреждений или акта санитарного обследования действующих учреждений.

О фактическом выполнении Зайцевым Ю.Н. указанных работ, именно связанных с работой с источниками ионизирующих излучений, свидетельствуют также имеющиеся в деле личные карточки учета индивидуальных доз облучения, полученных во время работ по обслуживанию радиационных приборов, ОАО «Тулачермет» - Центральная изотопная лаборатория,, представленные суду журналы учета дозиметрического контроля; приходно-расходные журналы радиоактивных веществ в хранилище; санитарные паспорта на право хранения и проведения в учреждениях работ с закрытыми источниками излучения в спорный период; временное разрешение на проведение работ по обслуживанию оборудования, приборов и аппаратуры, содержащих радиоактивные вещества и изделия на их основе, хранение радионуклеидных источников, оборудования и приборов, содержащих радиоактивные вещества, условия действия временного разрешения.

В Перечне профессий и должностей ЦИЛ, которым назначается пенсия на льготных основаниях, указаны должности инженера, мастера участка, начальника участка, начальника изотопной лаборатории, как работники, постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества других радиоактивных веществ и на ремонте оборудования в этих условиях.

    Судом также проанализированы штатные расписания ЦИЛ за 1982-2002 гг., в которых значатся должности электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля, слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике.

    Как следует из справки ЦИЛ, персонал ЦИЛ СП АК «Тулачермет» по 1992 года включительно проводил работы с открытыми радиоактивными веществами. В дальнейшем работы проводились с радиоактивными веществами в закрытом виде.

    Как следует из показаний свидетеля Попова С.М., он работал начальником изотопной лаборатории ЦЛА ОАО «Тулачермет», истец работал в должности электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля, слесаря контрольно-измерительных приборов и автоматики, условия его работы вредны для здоровья человека, поскольку по характеру своей деятельности работает с источниками ионизирующих излучений. Данные источники заказывали в ЦИЛ, ЦЛА в зависимости от цели и использования радиоизотопов. Радиоизотоп приходил в лабораторию в защитном контейнере, потом делали зарядку этих контейнеров, истец осуществлял контроль процесса зарядки. Лица, которые работали с источниками ионизирующего излучения, были отнесены к категории «А». Согласно санитарным правилам, радиоактивное вещество- это вещество в любом агрегатном состоянии, содержащее радионуклиды. Источник ионизирующего излучения - это радиоактивное вещество или устройство, испускающее или способное испускать радионуклиды Источники ионизирующего излучения бывают закрытыми и открытыми. Закрытые источники ионизирующего излучения - это устройства, которые препятствуют поступлении в окружающую среду радиоактивного вещества. Закрытый источник становится открытым, когда происходит авария. В Списке №1 содержатся указание на радиоактивные вещества без разделения их на открытые и закрытые. В паспорте приборов указано, что работать с ним могут рабочие, относящиеся к категории «А». Приборов с открытыми источниками нет. Гамма - излучение обладает большой проницаемостью. Вредность ионизирующего излучения открытого и закрытого источника одинакова. У электрослесарей имеется личный дозиметр, который показывает дозу облучения. Таким работникам как Зайцев Ю.Н. выдавалась спецодежда, (специальные клещи, пластиковые халаты, рукавицы, берет). Истец занимался только закрытыми источниками излучения, устройство которых исключает поступление содержащихся в них радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан.

Свидетель Самохвал В.Г. показал суду, что он работал в ОАО «Тулачермет» с 1977 года слесарем контрольно-измерительных приборов и автоматики с Зайцевым Ю.Н., истец работал в должности электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля, слесаря контрольно-измерительных приборов и автоматики, по характеру своей деятельности истец работает с источниками ионизирующих излучений. У электрослесарей имеется личный дозиметр, который показывает дозу облучения. Таким работникам как истец выдавалась спецодежда, (специальные клещи, пластиковые халаты, рукавицы, берет). Истец занимался только закрытыми источниками излучения, устройство которых исключает поступление содержащихся в них радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан.

Специалист ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» Миронова Г.Н. пояснила суду, что «Тулачермет» использует радиоактивные источники, данная лаборатория контролируется Центром гигиены и эпидемиологии в Тульской области. Раньше выдавался санитарный паспорт, сейчас выдается заключение и лицензия на право использования ионизирующих источников изучения. Все сотрудники ЦИЛ относились к категории «А», как лица, работающие с техногенными источниками излучения, они непосредственно держат изотоп в руках. К категории «А» относятся слесари, инженеры, дозиметристы, все кто непосредственно связан с источниками. Интенсивность излучения зависит от того, что излучается и из какого источника. У каждого сотрудника есть свой дозиметр, они его регистрируют, расписываются в журнале, это говорит о работе с вредными условиями труда. Если дозиметр показывает, что человек получил большую дозу облучения, его отстраняют от работы. Закрытый источник – это источник излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан, а открытый – это источник излучения, при использовании которого возможно поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду. Техногенный источник- это источник ионизирующего излучения специально созданный для его полезного применения или являющийся побочным продуктом этой деятельности. В настоящее время и ранее действовал Нормы радиационной безопасности (НРБ), а также Основные санитарные правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ). Санитарные правила СП 2.6.1.799-9" «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ -99), утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 27.12.1999 г. Санитарные правила СП 2.6.1.758-99 «Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99)», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 02.07.1999 г. в утверждении Минюста РФ не нуждаются. В п.7 НРБ-99 раздела «Термины и определения» дано понятие «радиоактивного вещества», которое представляет собой вещество в любом агрегатном состоянии содержащее радионуклиды с активностью, на которые Норм и Правил. П.28 НРБ-99 предусматривает понятие «источник излучения природный» - источник ионизирующего излучения природного происхождения, на который распространяется действие настоящих Норм и Правил. П.32 НРБ-99 термин «категория объекта радиационного» определяется как характеристика объекта по степени потенциальной опасности объекта для населения в условиях его нормальной эксплуатации и при возможной аварии. Понятие «место рабочее» дано в п.3б НРБ-99 - это место постоянного или временного пребывания персонала для выполнения производственных функций в условиях воздействия ионизирующего излучения в течение более половины рабочего времени или двух часов непрерывно. Также НРБ-99 в п.37 предусмотрено понятие «мощность дозы», это доза излучения за единицу временя (секунду, минуту, час). П.39 предусматривает понятие «облучения», которое представляет собой воздействие на человека ионизирующего излучения. Термин «облучение аварийное» расшифровывается в п.40 НРБ-99, это облучение в результате радиационной аварии. ОАО «Тулачермет» является предприятием, которое в работе использует радиоактивные источники. П.55 НРБ-99 дает понятие «персоналу» - это лица, работающие с техногенными источниками излучения (группа А) или находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия (группа Б). В данном случае Зайцев Ю.Н. относился к персоналу категория «группы А». Это также подтверждается содержанием раздела № 3 НРБ-99. Журналы учета радиоактивных веществ, приборов, аппаратов и установок, укомплектованных радиоактивными источниками свидетельствуют о том, что истец работал во вредных условиях труда. П.60 НРБ-99 предусматривает понятие «работа с источником ионизирующего излучения» - это все виды обращения с источником излучения на рабочем месте, включая радиационный контроль. Термин «работа с радиоактивными веществами» определяется в п.61 НРБ-99 как все виды обращения с радиоактивными веществами на рабочем месте, включая радиационный контроль. Изотопы, с которыми работал Плахов А.И. в соответствии с ОСП и НРБ являются радиоактивными. Соблюдение ОСП и НРБ является обязательным при работе с радиоактивными веществами. При своей работе истец имел дозу облучения, непосредственная 80% занятость в течение рабочего дня, в обычном понятии, с открытыми или закрытыми радиоактивными веществами активностью свыше 10 милликюри радия 226 согласно требованиям ОСП и НРБ и сходя из специфики труда истца недопустима. Постоянная занятость с радиоактивными веществами не должна превышать 2 часов либо с перерывами в течение дня. На предприятиях, где имеются такие источники, разработаны правила работы, основанные на требованиях стандартов, которыми предусмотрен уровень дозы облучения, превышение которого является недопустимым и противоправным. Превышение дозы облучения возможно лишь, в определенных случаях. Работа в лаборатории производится в хлопчатобумажной одежде. Основной защитой от неблагоприятного воздействия ионизирующих источников на организм человека является время работы с таким источником и расстояние от источника излучения. Различий между работой с открытым радиоактивным веществом и работой с закрытым радиоактивным веществом не имеется. В обоих случаях имеется вредность работы, существенных различий по степени вредности на организм человека нет.

Показания указанных свидетелей и специалиста подтверждают также карточки учета индивидуальных доз облучения, расчет которых произведен исходя из требований наличия источника ионизирующего излучения на рабочем месте активностью свыше 10 мКи. В соответствии с требованием Разъяснения Минтруда № 5 от 22.05.1996 г. «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78-1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» при занятости работы с радиоактивными источниками 10 мКи пределы дозы при работе с такими источниками будут превышены над допустимыми в несколько раз, что является недопустимым.

Давая оценку указанным доказательствам с позиции положений ст. 67 ГПК РФ, а также с учетом правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», от 3 июня 2004 г. № 11 – П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 ст.28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которым принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как в правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть первая), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, суд считает установленной вышеприведенными доказательствами осуществление истцом Зайцевым Ю.Н. работы в особых условиях занятости постоянно и непосредственно занятым на работах с радиоактивными веществами высокой активности и высокой радиотоксичности в лабораториях при одновременной обработке свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества других радиоактивных веществ на ремонте оборудования, в связи с чем спорные периоды его работы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по нормам подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Разрешая требование истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода прохождения военной службы по призыву в Советсской Армии, суд исходит из следующего:

Как усматривается из трудовой книжки истца, 15.04.1980 года истец был уволен в связи с призывом на военную службу в Советскую Армию - п.3 ст. 29 КЗоТ РСФСР, а по окончании службы с 01.07.1982 года принят в ЦИЛ электрослесарем по ремонту приборов теплотехнического контроля.

Таким образом, с 21.04.1980 года по 04.05.1982 года Зайцев Ю.Н. проходил службу в рядах Советской армии.

    Служба истца протекала в период действия Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», вопрос о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть рассмотрен в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 (с дополнениями и изменениями).

В стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, включается служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (подп. "к" п. 109 Положения). При назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах служба в перечисленных органах приравнивается (по выбору обратившегося за пенсией) к работе, которая либо предшествовала службе, либо следовала за нею.

Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Таким образом, на период прохождения истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

    Кроме того, указанное Положение предусматривало возможность при исчислении специального трудового стажа лиц, занятых на работах по Спискам № 1 и № 2, утвержденным в 1956 г., приравнивать к льготной работе службу в армии.

    Должность истца, в которой он работал в спорный период по настоящее время предусмотрена Списком, утвержденным в 1956 г.

    Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан следует, что если гражданин приобрел какие-либо пенсионные права в период действия соответствующего нормативного правового акта, в котором эти права были закреплены, то он может воспользоваться ими при назначении пенсии даже в том случае, если на момент такого назначения эти акты формально утратили силу и действует новое законодательство.

Указанным Постановлением признана противоречащей Конституции содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

В письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П указывается, что при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).

При оценке доводов истца, суд руководствуется указанием Конституционного Суда РФ (Постановление от 29.01.2004 года № 2-П) на то, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

     При таких обстоятельствах, период службы истца по призыву в Советской армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам. Поэтому, вышеназванный период службы Зайцева Ю.Н. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку из подсчета признанных судом подлежащими включению в специальных стаж истца периодов его работы в особых условиях следует, что специальный стаж истца составляет более требуемых 10 лет, при этом, 50 летнего возраста Зайцев Ю.Н. достиг 29.03.2012 года, то есть, у истца возникло право на досрочную пенсию с данной даты, то трудовая пенсия Зайцеву Ю.Н. должна быть назначена с 29 марта 2012 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Зайцева Юрия Николаевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Туле о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости - удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле включить в специальный трудовой стаж Зайцева Юрия Николаевича, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды его работы:

с 24.03.1980г. по 15.04.1980г. и с 01.07.1982 года по 31.10.1987 года (за исключением отвлечений 5 месяцев 24 дня и периода нахождения в командировках 1 год 6 месяцев 16 дней) в должности электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля Центральной изотопной лаборатории в ОАО «Тулачермет»;

с 01.11.1987г. по 17.08.1988г. (за исключением периодов нахождения в командировках 3 месяца 21 день) в должности слесаря контрольно- измерительных приборов и автоматики участка автоматизации Центральной изотопной лаборатории ОАО «Тулачермет»;

с 18.08.1988 года по 23.06.1989 года (за исключением периодов нахождения в командировках 28 дней) и с 06. 12.1989 года по 28.02.1992 года (за исключением отвлечений 1 день и периодов нахождения в командировках 9 месяцев 4 дня) в должности мастера участка автоматизации основных металлургических цехов лаборатории автоматизации Центральной изотопной лаборатории в ОАО «Тулачермет»;

с 02 апреля 2010 года по настоящее время (отпуск без сохранения заработной платы 15.07.2010 г) в должности слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматики участка обслуживания радиационного оборудования в основных металлургических цехах изотопной лаборатории Центральной лаборатории автоматики;

с 21.04.1980 года по 04.05.1982 года период прохождения военной службы по призыву.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Туле назначить Зайцеву Ю.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с 29 марта 2012 года, признав за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 1 месяца с момента его вынесения в окончательной форме через Советский районный суд г.Тулы.

Председательствующий