Заочное решение от 11.09.12 г. по делу №2-1182/12



З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

                                       ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 сентября 2012 года                                                                          город Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего судьи Якушевой С.И.,

при секретаре Бобылевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1182/12 по иску Митрофановой Лидии Алексеевны к Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству об обязании предоставления жилого помещения,

                                                         у с т а н о в и л:

Митрофанова Л.А. обратилась в суд с иском к комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, указав на то, что она осталась без попечения родителей, ее отец умер в 2000 году, а мать лишена родительских прав решение Богородицкого городского суда от 30.03.2004 года.

На основании постановления главы муниципального образования Кимовский район № 942 от 26.11.2001г. она была направлена в Кимовский интернат, а впоследствии в Тульскую областную школу интернат, окончила ГОУ НПО ТО «профессиональное училище № 24», закрепленного за ней жилого помещения не имеет.

Признана лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в этой связи комитетом Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству и включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных пениях, на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма.

     На основании изложенного, просила суд обязать Комитет по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить ему отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение, расположенное в черте муниципального образования «Богородицкий район Тульской области», в виде отдельной квартиры общей площадью, приходящейся на одного человека, не менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека.

Истец Митрофанова Л.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству – территориального отдела по Богородицкому району по доверенности Быков О.В. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассматривать дело в его отсутствие, вынести решение в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы

Как следует из материалов дела и установлено судом, мать Митрофановой Л.А. – Митрофанова Т.М. лишена родительских прав в отношении истицы на основании решения Богородицкого городского суда Тульской области от 30.03.2004 года.

Отец истицы – Митрофанов А.И. умер 16 августа 2000 года.

На основании постановления главы муниципального образования Кимовский район № 942 от 26.11.2001г. истица была определена в учреждение для детей-сирот, закончила обучение в ГОУ НПО ТО «профессиональное училище № 24» 19.05.2006 г., а также в ГОУ НПО ТО «Профессиональный лицей № 43» 24.05.2006 г.

Таким образом, Митрофанова Л.А. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, в которое могла бы вселиться после окончания образовательного учреждения, то есть, заканчивая свое пребывание в учреждении профессионального образования, у истца возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.

С 2009 года истица комитетом Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, а по состоянию на 2012 года ее номер по Списку – 71.

        Таким образом, истец до настоящего времени жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом субъекта РФ не обеспечена.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего:

Так, согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В статье 1 вышеуказанного закона раскрывается понятия лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Постановлением администрации Тульской области от 30.10.2002 года № 718 утвержден Порядок выделения средств для предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в соответствии с которым жилая площадь предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находившимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно утвержденному Порядку - средства, предусматриваемые ежегодно в бюджете Тульской области для предоставления жилых помещений, являются целевыми. Средства направляются органу местного самоуправления, на территории которого зарегистрировано лицо, нуждающееся в получении жилой площади.

Решение о выделении денежных средств для предоставления жилой площади принимается комиссией по выделению средств для предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на сновании заявления лица, имеющего право на ее получение. К заявлению прилагается ряд документов, датой подачи заявления считается дата предоставления документов, необходимых для принятия решения о выделении средств. Приобретаемая жилая площадь в виде отдельного изолированного жилого помещения предоставляется гражданам по социальным нормам. Жилое помещение должно отвечать установленным санитарным нормам и техническим требованиям. Финансовое управление администрации области на основании решения Комиссии осуществляет выделение средств в пределах объемов, предусмотренных в бюджете области на приобретение жилой площади для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем перечисления указанной в решении суммы органу местного самоуправления.

Такой порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории Тульской области действовал с 30.10.2002 года.

Постановлением администрации Тульской области от 04 марта 2009 года №105 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управления жилищным фондом Тульской области» органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, определен комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.

Жилые помещения по договорам социального найма, категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, предоставляются в соответствии с Законом Тульской области от 12.11.2007 года №902-ЗТО «О жилищном фонде Тульской области», в котором определены не только категории граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, но и установлен порядок ведения учета граждан с целью предоставления жилых помещений и порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма.

Проанализировав положения вышеуказанного материального закона и установленные судом обстоятельства, дающие Митрофановой Л.А. право на внеочередное предоставление жилого помещения, а именно: статус лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие закрепленного за этим лицом жилого помещения, нуждаемость в жилом помещении, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе, на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Принимая во внимание, что Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству имеет возможность предоставить истцу жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, исковые требования истца подлежат удовлетворению.

Кроме того, суд принимает во внимание, что согласно ст. 49 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 ст. 57 ЖК РФ случаев, то есть, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что Митрофанова Л.А. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в очереди на получение жилья по договору социального найма, закрепленного за ней жилого помещения не имеет, окончила пребывание в образовательном учреждении, поэтому у нее возникло право на получение по договору социального найма благоустроенного жилого помещения именно во внеочередном порядке и, поэтому как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, она была поставлен в льготную очередь на получение жилья, однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма так и не было предоставлено.

Кроме того, постановка истицы в льготную очередь не свидетельствует о выполнении ответчиком требований закона о предоставлении вне очереди указанной категории лиц жилого помещения по договору социального найма на постоянной основе.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                                        р е ш и л:

     исковые требования Митрофановой Л.А. к Комитету по семейной, демографической политике, опеке и попечительству об обязании предоставления жилого помещения - удовлетворить.

     Обязать Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить Митрофановой Лидии Алексеевны во внеочередном порядке отдельное изолированное жилое помещение по договору социального найма жилого помещения не ниже установленной нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Богородицкий район Тульской области».

       Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

    Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий