решение по делу №2-398/11



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2011 годагород Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе

председательствующего Якушевой С.И.,

при секретаре Бобылевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-398/11 по иску Мамедовой Раисы Ивановны к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о перерасчете трудовой пении по старости,

у с т а н о в и л :

Мамедова Р.И. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о перерасчете трудовой пении по старости.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что 25 августа 2010 года органом пенсионного обеспечения ей была назначена пенсия по старости из расчета её среднего заработка за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 5 317 рублей. При назначении пенсии не был принят во внимание её заработок за 1985-1989 годы во время её работы в в/ч 36977 ВС СССР (Кутаисский авиационно-технический завод), располагавшейся в городе Кутаиси Грузинской ССР, в настоящее время - республика Грузия, которая в 1992 году была ликвидирована. Справки о размере среднего заработка за 1985-1989 годы были выданы АО «Кутаисский авиационно-технический завод» на основании данных расчетных ведомостей.

Она обратилась с жалобой на действия Управления Пенсионного фонда РФ по г. Туле, в ответах за № 2-М-1284 от 24.09.10 г. и № 2-М-1517 от 13.11.2010 года ей было сообщено о правомерности действий при назначении пенсии.

Считает действия Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Туле по расчету размера величины пенсионного капитала при назначении ей пенсии неправомерными, поскольку она имеет право на назначение пенсии по старости исходя из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев работы подряд, при этом, должен учитываться её заработок во время работы в в/ч 36977 ВС СССР, а выданные на территории республики Грузия документы - справки о размере среднего заработка должны быть приняты для расчета среднего заработка.

На основании вышеизложенного, просила суд признать незаконными действия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле по назначению пенсии без учета среднего заработка в в/ч 36977 ВС СССР за 1985-1989 годы; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле произвести перерасчет пенсии исходя из среднего заработка в в/ч 36977 ВС СССР за 1985-1989 годы, начиная с 25.08.2010 года; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле выплатить недоплаченную пенсию, начиная с 25.08.2010 года

В ходе рассмотрения дела истица уточнила заявленные требования по тем же основаниям, просила суд признать незаконными действия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле по назначению пенсии без учета среднего заработка в в/ч 36977 ВС СССР за 1980-1984 годы; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле произвести перерасчет пенсии исходя из среднего заработка в в/ч 36977 ВС СССР за 1980-1984 годы, начиная с 25.08.2010 года; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле выплатить недоплаченную пенсию, начиная с 25.08.2010 года.

В судебное заседание истица Мамедова Р.И. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассматривать заявленные требования в ее отсутствие. Ранее указала на то, чтов соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" она является гражданином Российской Федерации по праву рождения, так как её родители родились на территории Российской Федерации.Отец Козлов Иван Алексеевич родился 12.06. 1912 года, место рождения Рязанская область, Михайловский район, с. Печерники. Мать Козлова Екатерина Васильевна, родилась 17.11.1913 года, место рождения Рязанская область, Михайловский район, с. Ферюлевка. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка), приехав на постоянное место жительства в г. Тулу, ею был получен паспорт гражданина РФ, она не приобретала гражданство РФ в порядке, предусмотренном законодательством, так как являлась гражданином РФ по праву рождения (принцип «права крови». Она работала гражданской служащей в в/ч 36977 ВС СССР (Кутаисский авиационно-технический завод), несмотря на то, что данная военная часть находилась за пределами Российской Федерации, она в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О создании Вооруженных сил Российской Федерации» от 07.05.1992 N 466 была включена в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, как структура Вооруженных сил СССР.

В Определении Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 N 188-О-П, прямо указано, что пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, -независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В этой связи, она имеет право на назначение пенсии по старости по правилам, установленным Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, в том числе, имеет право на назначение пенсии по старости, исходя из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев работы подряд. Отказ Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в назначении пенсии с учетом её среднего заработка на территории Грузинской ССР Союза Советских социалистических республик (ныне Республика Грузия) является необоснованным.

Представитель истицы Мамедовой Р.И. по доверенности Садыков Р.Э. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует его подпись на судебной повестке, в ходатайстве просил суд отложить заседание по делу в связи с нахождением в Арбитражном суде Тульской области, между тем, суд признает не явку представителя истца неуважительной, поскольку им не представлены доказательства, свидетельствующие о его нахождении в ином процессе 30.03.2011 года в 11 часов, кроме того, при назначении заседания суд согласовывал время и дату заседания с Садыковым Р.Э., однако он выразил желание посетить Арбитражный суд Тульской области, не представив каких-либо доказательств уважительности причин своей неявки.

Представитель ответчика УПФ РФ (государственное учреждение) РФ в г.Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истицей требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

В обоснование своей позиции сослалась на то, что пенсионное обеспечение граждан, прибывших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из Республики Грузии осуществляется в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии от 16.05.1997г. о гарантиях прав граждан государств в области пенсионного обеспечения. При этом согласно ст. 1 Соглашения «граждане» - это лица, которые постоянно проживают на территории России или Грузии. Указанным Соглашением установлен порядок исчисления среднемесячного заработка при назначении пенсии. Согласно данному порядку для граждан государства одной Стороны, переселившихся на территорию другой Стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения.

Учитывая вышеизложенное и то обстоятельство, что после переезда в Российскую Федерацию, Мамедовой Р.А. не может быть принят для расчета пенсии заработок за 1985-1989гг, либо за 1980-1984 гг., т.к. нет правовых оснований, в связи с чем, пенсия исчислена с учетом заработка за 2000-2001гг.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 25 августа 2010 года Мамедовой Р.И. была назначена пенсия по старости из расчета среднего заработка за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 5 317 рублей.

При назначении пенсии не был принят во внимание заработок истицы как за 1985-1989 годы, так и 1980-1984 годы во время её работы в в/ч 36977 ВС СССР (Кутаисский авиационно-технический завод), которая располагалась в городе Кутаиси Грузинской ССР, в настоящее время - республика Грузия.

Из писем Управления Пенсионного фонда РФ по г. Туле за № 2-М-1284 от 24.09.10 г. и № 2-М-1517 от 13.11.2010 года следует, что при пенсионном обеспечении граждан, прибывших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из Республики Грузия, принимаются правила установленные международным договором. При этом в силу статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии «О гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения» от 16 мая 1997 года, пенсионное обеспечение граждан государства одной Стороны, переселившихся на территорию государства другой Стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения, а поскольку Мамедова Р.И. после переезда в Российскую Федерацию работала в России, принять для расчета пенсии заработок за 1985-1989 годы не оснований.

Давая оценку указанным выводам УПФР (ГУ) в г. Туле и заявленным Мамедовой Р.И. требованиям, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Основополагающими законодательными актами, устанавливающими с 1 января 2002 г. условия и нормы пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона от 17.12.2001г. для исчисления пенсии установлены строго определенные варианты заработка за 2000-2001гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями, либо государственными (муниципальными) органами.

Между тем, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными Федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ).

В частности, к числу международных договоров относится:

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. (вступило в силу 28 июня 2002 года), которым урегулированы вопросы пенсионного обеспечения граждан, переселившихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из Республики Грузия после распада СССР.

В соответствии с нормами названного Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств - участников соответствующего Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся.

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию, из государств, не заключивших соответствующие соглашения с Российской Федерацией, осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, пенсионное обеспечение граждан, прибывших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из Республики Грузии после распада СССР осуществляется в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии от 16 мая 1997 года.

При этом, согласно ст. 1 Соглашения «граждане» - это лица, которые постоянно проживают на территории России или Грузии.

Статьей 2 Соглашения установлено, что пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Грузии, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства Стороны, на территории которого они имеют место постоянного жительства.

Из пунктом 2 статьи 6 Соглашения следует, что для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации и Грузии (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 г.

Пункт 3 статьи 6 Соглашения определяет, что для граждан государства одной Стороны, переселившихся на территорию государства другой Стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения, то есть, данным пунктом Соглашения установлен порядок исчисления среднемесячного заработка при назначении пенсии для лиц переселившихся на территорию РФ и работавших после переселения.

Исходя из п.12 Распоряжения Правления Пенсионного Фонда РФ от 22.06.2004 года № 99р, исчисление расчетного размера трудовой пенсии при применении Соглашения от 10 февраля 1995 г. и Соглашения от 16 мая 1997 г. осуществляется из заработка (дохода), имевшего место в Российской Федерации, после переселения.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, истица Мамедова Р.И. работала в войсковой части № 36977 с 29 июля 1977 года по 02 декабря 1992 года, правопреемником которой является А/О «Кутаисский авиационно-технический завод», которая располагалась в городе Кутаиси Грузинской ССР, в настоящее время - республика Грузия.

Истица переехала на постоянное проживание из Республики Грузия на территорию Российской Федерации, зарегистрировавшись в г. Тула 28 декабря 1993 года.

Переселившись на территорию Российской Федерации, Мамедова Р.И. 26.10.1993 года была принята на работу муниципальное предприятие жилищного хозяйства Центрального района города Тулы дворником, то есть, работала на территории РФ после переселения.

25 августа 2010 года Мамедовой Р.И., 25.08.1995 года была назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 7 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, а расчетный размер трудовой пенсии истице исчислен с учетом заработка за 2000-2001гг.

При таких обстоятельствах, из материалов дела видно, что ко времени назначения пенсии на территории Российской Федерации истица работала в муниципальном предприятии жилищного хозяйства Центрального района города Тулы.

Таким образом, проанализировав приведенные обстоятельства и положения указанного материального закона, суд приходит к выводу о том, что порядок определения заработка при назначении пенсии прямо предусмотрен вышеупомянутым Соглашением, а потому законодатель установил индивидуальные нормы по расчету стажа и вариантам заработка, в этой связи, учитывая то обстоятельство, что после переселения Мамедова Р.И. трудилась в Российской Федерации, принять для расчета пенсии заработок за 1985-1989 годы, либо за 1980-1984 годы правовых оснований не имеется, что в свою очередь свидетельствует о том что пенсия истицы правомерно исчислена ответчиком с учетом заработка на территории РФ за 2000-2001 годы и в соответствии с требованиями ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ и Соглашения от 16.05.1997 года.

При таких обстоятельствах, Птветчикром икчасов требования истицы Мамедовой Р.И. о признании незаконными действия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Туле по назначению пенсии без учета среднего заработка в в/ч 36977 ВС СССР за 1980-1984 годы и 1985-1989 года удовлетворению не подлежат, что в свою очередь влечет отказ в удовлетворении требований об обязании ответчика произвести перерасчет пенсии исходя из среднего заработка в в/ч 36977 ВС СССР за 1980-1984 годы, начиная с 25.08.2010 года и обязании выплатить недоплаченную пенсию, начиная с 25.08.2010 года.

Давая оценку доводу истицы о том, что она, являясь гражданином Российской Федерации по праву рождения, работая гражданским служащим воинской части Вооруженных Сил ССР, которая вошла в состав Вооруженных сил Российской Федерации и была дислоцирована на территории иностранного государства, а потому имеет право на назначение пенсии, исходя из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев работы подряд, суд признает его несостоятельным, основанным на ошибочном толковании материального закона, подлежащего применению для разрешения возникшего спора, поскольку для граждан государства одной Стороны, переселившихся на территорию государства другой Стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения независимо от гражданства застрахованного лица, при этом законодатель под гражданами государства подразумевает лиц, которые постоянно проживают на территории России или Грузии. Толковать же положения Соглашения в иной интерпретации суд не вправе, так как, международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральные законы от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а потому в данном случае применяются правила международного договора Российской Федерации

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении исковых требований Мамедовой Раисы Ивановны к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о перерасчете трудовой пении по старости - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий