решение по делу №2-554/11



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 апреля 2011 годагород Тула

Советский районный суд в составе:

председательствующего Якушевой С.И.,

при секретаре Бобылевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-554/11 по иску Бондаренко Максима Александровича к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле об обязании произвести перерасчет пенсии трудовой пенсии по старости и взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Бондаренко М.А. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о признании незаконным отказа в конвертации пенсионных прав с применением специального стажа, об обязании произвести перерасчет пенсии на 05.05.2006 года с применением стажа на специальных работах и произвести перерасчет пенсии на 05.05.2006 года от специального трудового стажа в 15 лет в размере 2016 рублей.

В обоснование заявленных требований сослался на то, что с на основании решения Зареченского районного суда города Тулы от 20.12. 2006 года ему с 05.05.2006 года назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 п.1 пп. 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Неоднократно он обращался с заявлениями в Управление пенсионного фонда РФ в г. Туле о проверке правильности расчета пенсии, поскольку ответчик произвел расчет пенсии от полного трудового стажа для мужчин в 25 лет, однако установленный законодательством трудовой стаж в 15 лет он выработал полностью.

Считает, что орган пенсионного обеспечения своими действиями по расчету пенсии нарушил положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исчисляя его полный трудовой стаж и определяя стажевый коэффициент по состоянию на 01.01.2002 года.

Определяя величину расчетного пенсионного капитала при неполном трудовом стаже ответчик незаконно подменил его полный трудовой стаж в 15 лет (180 месяцев) на 25 лет (300 месяцев), тем самым нарушив его права, установленные в ст. 1 п.3 упомянутого закона о порядке реализации установления пенсий отдельным категориям граждан.

На основании изложенного, просил суд произвести расчет пенсии на 05.05.2006 года от специального трудового стажа в 15 лет в размере 2016 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования по основаниям, изложенным в первоначальном иске, просил суд признать незаконными отказы ответчика в проведении конвертации из стажа на соответствующих видах работ от 29.10.2010 года и от 04.07.2007 года, обязать ответчика произвести конвертацию пенсионных прав в его расчетный пенсионный капитал с 05.05.2006 года, то есть, со дня подачи заявления о назначении пенсии, обязать произвести перерасчет пенсии от установленного законом трудового стажа в 15 лет с 05.05.2006 года по ст. 28 п.1 пп.12 ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

Истец Бондаренко М.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассматривать заявленные им требования в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Бондаренко А.П. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные исковые требования не признала, указав на то, что поскольку по состоянию на 01.01.2002г. продолжительность специального стажа истца составила 10 лет 8 мес. 25 дней ( при требуемом 15 лет), то вариант определения стажевого коэффициента, предложенный истцом (от 15 лет специального стажа ), не может быть применен при исчислении пенсии истцу, поэтому ему применен вариант расчета пенсии по состоянию на 01. 01.01.2002г. по формуле РП - СК * ЗР / ЗП * СЗП, в данной формуле стажевый коэффициент ( СК ) для застрахованных лиц из числа лиц, имеющих страховой стажи или стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа (до 01.01.2002г. ) равного продолжительности страхового стажа, указанной в ст. 27-28 ФЗ № 173, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20, поэтому просила в иске отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Бондаренко М.А. 05 мая 2006 года назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.12 п.1 ст. 28 (в настоящее время пп. 21 п. 1 ст. 27) Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» как лицу, осуществлявшему творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшие возраста 50-55 лет, либо независимо от возраста.

При назначении пенсии с вышеуказанным пунктом применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 №447, согласно п. 1 которого право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют акробаты всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков, при стаже творческой работы не менее 15 лет.

На дату назначения пенсии страховой стаж истца составил 16 лет 1 месяц 4 дня, специальный стаж — 15 лет 1 месяц.

Бондаренко М.А. обращался с заявлениями в Управление пенсионного фонда РФ в г. Туле о проверке правильности расчета его пенсии и о получении права на применении при конвертации пенсионных прав на 1 января 2002 года вместо общего трудового стажа специального стажа работы, указывая на то, что он имеет право выбора вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), полный трудовой стажа на соответствующих видах работ у него 15 лет 1 месяц, а потому для исчисления размера его пенсии нельзя исключать его полный трудовой стаж, руководствуясь только имеющимся стажем на 01.01.2002 года.

В письмах от 04.07.2007 года, от 29.10.2010 года, от 10.12.2010 года Управление пенсионного фонда РФ в г. Туле истцу отказано в конвертации пенсионных прав с учётом специального стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), поскольку лицам, указанным в п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица может осуществляться с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного), стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), однако для проведения конвертации из стажа на соответствующих видах работ необходимо наличие по состоянию на 1 января 2002 стажа на соответствующих видах работ не менее его требуемой продолжительности. В связи с тем, что специальный стаж истца по состоянию на 01.01.2002 года составляет менее его требуемой продолжительности, конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал из стажа на соответствующих видах работ не может быть произведена.

Истец считает отказ органа пенсионного обеспечения в конвертации пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года из стажа на соответствующих видах работ, незаконным, так как, по его мнению данный отказ нарушает его права, предусмотренные частями 5 и 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и его право выбора при конвертации вместо общего трудового стажа специального стажа работ.

Разрешая заявленные истцом Бондаренко М.А. требования, а также давая оценку выводам УПФ РФ в г. Туле, изложенным в вышеприведенных письмах, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.

Трудовые пенсии в Российской Федерации назначаются, пересчитываются и индексируются на основании Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ».

Размер трудовой пенсии состоит из базовой и страховой частей. Базовая часть пенсии устанавливается в твёрдой сумме. Размер страховой части пенсии зависит от величины заработка, продолжительности стажа пенсионера по 31.12.2001 включительно (так как конвертация пенсионных прав граждан в расчётный пенсионный капитал осуществляется на 01.01.2002), а также страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в ПФР после 01.01.2002.

В соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона № 173-ФЗ конвертация пенсионных прав застрахованных лиц, указанных в пп.2 п.1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, может осуществляться по их выбору с применением вместо общего трудового стажа, (имеющегося и полного), стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

В силу пп.12 п. 1 ст. 28 ( с 31.12.2008 года – пп.21 п.1 ст. 27) ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшие возраста 50-55 лет, либо независимо от возраста.

В части 9 ст.30 упомянутого ФЗ указано, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в следующие сроки: застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - не позднее 1 января 2011 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом; остальным застрахованным лицам - не позднее 1 января 2013 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Части 2 и 3 ст. 30 ФЗ 173 – ФЗ предусматривают, что рсчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле:РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где: ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.

Величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже (25 лет у мужчин и 20 лет у женщин), которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» размер страховой части трудовой пенсии определяется по формуле: СЧ = ПК/Т, где ПК -сумма расчётного пенсионного капитала застрахованного лица, учтённого по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчёта страховой части пенсии.

Расчетный пенсионный капитал для определения страховой части трудовой пенсии устанавливается в соответствии со ст. 30 Закона №173-Ф3 путем умножения разницы между расчетным размером пенсии (РП) и размером базовой части (БЧ), определенными на 01.01.2002, на ожидаемый период выплаты пенсии (Т) на дату назначения пенсии и умножается на коэффициенты индексации на дату назначения пенсии.

Индексация расчетного пенсионного капитала производится применительно к порядку индексации страховой части трудовой пенсии, предусмотренному п.п. 7 и 8 ст. 17 Закона № 173-ФЗ, за весь период, начиная с 01.01.2002 до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии. Коэффициенты индексации расчетного пенсионного капитала определяются ежегодно Правительством РФ.

Проанализировав вышеуказанные нормы материального закона, суд приходит к выводу о том, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный капитал застрахованных лиц может производиться с использованием вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), в порядке установленном, п.3 ст. 30 Закона, на основании которого определяется расчетный размер пенсии по состоянию на 01.01.2002 года по указанной выше формуле.

Однако, для того чтобы воспользоваться правом на конвертацию из стажа на соответствующих видах работ, необходимо удовлетворять следующим условиям: по состоянию на 1 января 2002 года иметь полный стаж на соответствующих видах работ не менее его требуемой продолжительности; по состоянию на 01 января 2002 года иметь требуемый страховой стаж, а требования по страховому стажу предусмотрены в подп.1-3 п.1 ст. 27 Закона № 173- ФЗ.

Стажевой коэффициент для застрахованных лиц из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа (суммарно продолжительности трудовой деятельности до 01.01 2002 года) равного продолжительности страхового стажа, указанной в ст. 27-28 Закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 20.

Анализ вышеуказанного материального закона и приведенных по делу обстоятельств, позволяет сделать вывод о том, что поскольку по состоянию на 01.01.2002 года продолжительность специального стажа истца составила 10 лет 08 месяцев 25 дней при требуемом 15 лет, то вариант определения стажевого коэффициента от 15 лет специального стажа не может быть применен при исчислении пенсии Бондаренко М.А., поэтому ответчиком обоснованно применен вариант расчета пенсии об общего трудового стажа 25 лет для мужчин.

При таких обстоятельствах, в случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, а истцом на 01.01.2002 года выработан общий трудовой стаж продолжительностью 11 лет 08 месяцев 29 дней, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стаже (25 лет – 300 месяцев у мужчин) и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

При этом, суд признает, что конвертация с применением (вместо общего трудового стажа) стажа на соответствующих видах работ производиться только в том случае, если это целесообразно застрахованному лицу.

Данное обстоятельство судом проверялось, в связи с чем, в судебное заседание ответчиком представлены расчеты стажевого коэффициента истца, из которых следует, что Бондаренко М.А. произведена оценка пенсионных прав в соответствии с действующим законодательством по наиболее выгодному для него вариант, а именно:

Так, ответчиком произведен расчёт размера пенсии в соответствии с нормами Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в РФ», с 01.01.2010 включёнными Федеральным законом от 24.07.2009 №213-Ф3 в статью 30 (пункт 4) Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3, при этом, учитывались следующие исходные данные истца: вид пенсии - трудовая пенсия по старости в связи с творческой работой в соответствии с пп.12 п.1 ст.28 Закона (с 31.12.2008 на основании Федерального закона от 30.12.2008 №319-Ф3 - пп.21 п.1 ст. 27); дата назначения пенсии — 05.05.2006; общий трудовой стаж на 01.01.2002 - 11 лет 09 мес. 01 день; специальный стаж на 01.01.2002 - 10 лет 08 мес. 25 дней; среднемесячный заработок за 1992-1996 годы (ЗР) - 2108 руб. 90 коп. с учётом применении коэффициентов «осовременнивания» заработка в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда (ст. 103 Закона РФ от 20.11.1990 №340-1).

В силу п.4 ст.30 Закона расчётный размер пенсии Бондаренко М.А. на 01.01.2002 (РП) составит 1159 руб. 90 коп. = 0,55 * 2108 руб. 90 коп., где 0,55 - стажевый коэффициент, составляющий 0,55 при наличии общего трудового стажа 25 лет для мужчин и повышающийся за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемых 25 лет на 0,01, но не более чем на 0,20. Для лиц, имеющих неполный трудовой стаж, стажевый коэффициент принимается равным 0,55; 2108 руб. 90 коп. - «осовремененный» заработок. При этом размер РП подлежит ограничению максимальным размером: при наличии полного общего трудового стажа - 555 руб. 96 коп.

Согласно п.6 ст.З0 Закона к РП устанавливается компенсационная выплата в ростом стоимости жизни в размере, Указом Президента РФ от 15.04.2000 №681 принята размере 100 руб. С учётом компенсации РП равен 655 руб. 96 коп. Однако, РП не может быть менее 660 руб. (п.7 ст.30 Закона), из указанного размера РП (660 руб.) определен расчётный пенсионный капитал 01.01.2001 по п.1 ст. 30 Закона формуле: ПК1 = (РП - 450 руб.) * Т, где 450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости по состоянию на 01.01.2002; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, установленный на 2006 год продолжительностью 168 мес. на основании п.1 ст.32 Закона. ПК1 равен 35280 руб. = (660 руб. - 450 руб.) * 168.

Величина ПК1 при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины ПК1 при полном общем трудовом стаже (25 лет у мужчин), которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа. С учётом фактического трудового стажа 11 лет 09 мес. 01 день (141,03 мес), выработанного заявителем на 01.01.2002, ПК1 составил 16585 руб. коп. С учётом применения коэффициентов индексации пенсионного капитала ПК1 на дату назначения пенсии составит 32032 руб. 45 коп. Расчётный пенсионный капитал на дату назначения составит 67058 руб. 67 коп. = 32032 руб. 45 коп. (ПК1) + 67058 руб. 67 коп. (ПК2 - пенсионный капитал, состоящий из суммы начисленных работодателями страховых взносов).

Страховая часть пенсии, определяемая как ПК/Т, по состоянию на 05.05.2006 равна 399 руб. 16 коп. = 67058 руб. 67 коп. /168, итого, размер пенсии на дату назначения составит 1434 руб. 25 коп., в том базовая часть - 1035 руб. 09 коп., страховая часть - 399 руб. 16 коп.

Для лиц, указанных в пп.21 п.1 ст.27, при продолжительности стажа на соответствующих видах работ 15 лет и более расчётный размер пенсии может быть исчислен из такого стажа. Вариант исчисления расчётного пенсионного капитала из неполного специального стажа (продолжительность творческой деятельности Бондаренко М.А. на 01.01.2002 - равна 10 лет 08 мес. 25 дней законодательством не предусмотрен.

С учётом поэтапной индексации пенсии, перерасчёта страховой части пенсии по страховым взносам согласно п.З и п.5 ст. 17 Закона, а также перерасчёта пенсии в связи с валоризацией расчётного пенсионного капитала согласно ст.ЗО1 Закона размер пенсии Бондаренко М.А. с 01.02.2011 года составил бы 4361 руб. 70 коп, в том числе фиксированный базовый размер страховой части пенсии (ФБР) - 2963 руб. 07 коп., страховая часть пенсии без ФБР - 1398 руб. 63 коп. (за счёт валоризации 42 руб.), тогда как в настоящее время размер пенсии истца составляет 5335,38 рублей.

Таким образом, пенсия Бондаренко М.А. исчислена по более выгодному варианту, с применением норм п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 №213-Ф3).

Изложенное позволяет суду прийти к выводу о том, что права Бондаренко М.А. на правильность расчета его пенсии и на конвертацию его пенсионных прав на 1 января 2002 года не были нарушены Управлением пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Туле, а потому, по мнению суда, не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленного им требования о признании незаконным отказов ответчика, изложенных в ранее приведенных письмах, в конвертации его пенсионных прав на 1 января 2002 года с применением специального стажа при отсутствии его требуемой продолжительности.

Отказ в удовлетворении вышеупомянутого требования истца влечет за собой отказ в удовлетворении требований об обязании произвести перерасчет пенсии с 05 мая 2006 года, т.е. с даты назначения трудовой пенсии по старости, поскольку судом установлено, что у Бондаренко М.А. отсутствует право на конвератцию с применением стажа на специальных видах работ.

Вместе с тем, суд не может согласиться с толкованием истцом и его представителем положений ст. 30 Закона № 173-ФЗ.

Так, в соответствии с пунктом 3.2 постановления Конституционного Суда от 29 января 2004 года N 2-П в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).

Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный, исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Реализуя данное полномочие, законодатель в статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определил порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц, а в ее пункте 9 предоставил гражданам, которые были заняты на работах с особыми условиями труда, право выбора вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии. При этом пункт 4 статьи 30.1 названного Федерального закона устанавливает, что сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ, определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Таким образом, предоставление гражданам права избрать наиболее выгодный вариант исчисления размера пенсии направлено на учет их интересов и не может расцениваться как ущемление их конституционных прав.

Суд полагает, что доводы истца основаны на ошибочном толковании требований правовых норм, подлежащих применению для разрешения возникшего спора, поскольку Закон не предусматривает возможности воспользоваться правом на конвертацию из стажа на соответствующих видах работ, в случае, если по состоянию на 1 января 2002 года не имеется полного стажа на соответствующих видах работ не менее его требуемой продолжительности, а также требуемого страхового стажа.

Оценку пенсионных прав гражданина (по его желанию) можно произвести лицам, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, исходя из размера пенсии, исчисленного по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", что вытекает из пунктов 6 и 9 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, которыми предусмотрена возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (пункт 6), а также предусмотрено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ (пункт 9).

Однако при этом следует учитывать, если в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма пенсии, исчисленная на основании Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" без учета индивидуального коэффициента пенсионера, то при подсчете трудового стажа подлежат применению не только нормы этого Закона, регулирующие порядок и условия включения в трудовой стаж периодов работы, иных периодов, а также возможность включения ряда периодов в льготном исчислении, но и положения статей 16 и 17, а также статьи 18 данного Закона, которой установлено ограничение максимального размера пенсии тремя (либо тремя с половиной) минимального размера пенсии. Исчисленный в таком порядке размер пенсии применяется для последующего определения расчетного пенсионного капитала пенсионера.

Таким образом, как указывалось Управлением Пенсионного фонда в г. Туле оценка пенсионных прав истца произведена по наиболее выгодному для истца варианту.

При этом, суд обращает внимание истца на то, что поскольку право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости он получил по нормам Закона № 173-ФЗ, произвести перерасчет пенсии по нормам Закона № 173-ФЗ, но с применением отдельных статей Закон РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1, либо с корректировкой формулы РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП в части применения трудового стажа в 15 лет, как то желает истец, не представляется возможным, поскольку таковые варианты расчета пенсии не основаны на действующем законодательстве.

Ссылка же представителя истца на часть ч.9 ст. 30 Закона № 173-ФЗ является ошибочной, поскольку именно в ч. 5 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, согласно которой конвертация пенсионных прав застрахованных лиц, указанных в пп.21 п.1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, может осуществляться по их выбору с применением вместо общего трудового стажа, (имеющегося и полного), стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного) законодатель предусмотрел дополнительный компенсационный механизм, учитываемый при оценке пенсионных прав, при этом, оценку пенсионных прав гражданина (по его желанию) можно произвести для лиц, которые по состоянию на 31.12. 2001 года установлена трудовая пенсии по старости или трудовая пенсии за выслугу лет.

Не подлежат удовлетворению и заявленные истцом требования о компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.

В соответствии с положениями ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающим имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, и специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется, в удовлетворении морального вреда должно быть отказано.

Судом не установлено нарушения пенсионных прав Бондаренко М.А., им не представлено каких-либо объективных доказательств, подтверждающих причинение морального вреда, выражающегося в нарушении личных неимущественных прав или иных нематериальных благ со стороны ответчика.

В связи с изложенным в удовлетворении заявленных истицей требований о компенсации морального вреда должно быть отказано

На основании изложенного и руководствуясь положениями статьей 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении исковых требований Бондаренко Максима Александровича Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле об обязании произвести перерасчет пенсии трудовой пенсии по старости и взыскании компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме через Советский районный суд г.Тулы.

Судьяподписьмежуток времени по приведению Устава в соответствии с законодательством произошло по вине истицы.заявитель в судбеноеС.И.Якушева

Копия верна:

СудьяС.И.Якушева