Решение от 09.10.12 г. по делу №2-1196/12



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 октября 2012 года                                                                                           город Тула

Советский районный суд в составе:

председательствующего Якушевой С.И.,

при секретаре Бобылевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1196/12 по иску Титова Алексея Ивановича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на досрочную трудовую пенсию,

у с т а н о в и л:

Титов А.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с уменьшением пенсионного возраста на 7 лет, обязании назначить досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 2 и п.п. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с уменьшением пенсионного возраста на 4 года, поскольку он проработал в тяжелых условия труда 11 лет 6 месяцев, а также в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с уменьшением пенсионного возраста на 3 года, поскольку он с 26 апреля 1986 года по 01 февраля 1998 года проживал в г. Ефремове Тульской области, который отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

     Поскольку он выполнял работы, дающие ему право на пенсию на льготных условиях, кроме того, проживал в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом то, полагает, что имеет право на льготы по снижению пенсионного возраста.

    В этой связи, 21.03.2012 г. он обратился с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Туле для досрочного назначения пенсии по старости со снижением пенсионного возраста.

    Решением управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле № 1852 от 07.06.2012 года в назначении пенсии ему было отказано в виду отсутствия требуемого пенсионного возраста для назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.1, п.п.2 и п.п. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" со снижением общеустановленного возраста, установленного ст. 33,34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

С данным решением об отказе в назначении пенсии по старости он не согласен, поскольку, работая в тяжелых условия труда, а также и постоянно проживая на территории зоны, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, относится к гражданам, подвергшимся воздействию этой радиации..

    На основании изложенного, просил суд признать за ним с 29 марта 2012 года право на досрочную трудовую пенсию с уменьшением пенсионного возраста на 7 лет, обязав Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле назначить с указанной даты досрочную трудовую пенсию со снижением общеустановленного возраста, взыскать соответчика в его пользу судебные расходы в размере 5200 рублей.

     В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассматривать заявленные требования в его отсутствие, иск поддержал в полном объеме.

     В судебном заседании представитель Титова А.И. по доверенности ФИО7 заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенности ФИО8 иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что Титов А.И. обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ по Списку № 2 и в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в возрасте 53 лет, поэтому в досрочном назначении пенсии ему было отказано, так как в данном случае назначение пенсии Титову А.И. могло быть произведено только при условии назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с абз. 1 п.п.2 п.1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ, между тем, специальный стаж истца составил 11 лет 06 месяцев 03 дня при требуемых 12 лет 6 месяцах.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

    Как усматривается из материалов дела, 21.03.2012 г. Титов А.И. обратился с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Туле о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п.1 ст.27 и пп.5 п. ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с уменьшением пенсионного возраста на 4 года, а также в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с уменьшением пенсионного возраста на 3 года.

    Решением управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Туле № 1852 от 07.06.2012 года в назначении пенсии истцу было отказано в виду отсутствия требуемого пенсионного возраста для назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п.1 ст.27 и п.п. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" со снижением общеустановленного возраста, установленного ст. 33,34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

С приведенными выводами ответчика суд соглашается, по следующим мотивам.

Так, в силу ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при этом трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Данный возраст может быть снижен при назначении какой – либо льготы на назначение досрочной пенсии

Из п/п 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", следует, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного ст. 7 настоящего Закона мужчинам - по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, на один год за каждый полный год такой работы.

В силу п/п 2 п. 1 ст. 27 указанного Закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

    В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих локомотивных бригад, и работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272;

     Пенсионное обеспечение граждан, подвергшихся воздействию радиации, регулируется разделом IV "Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы" Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" согласно ст. 10 которого, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, проживающим в зоне проживания с правом на отселение и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

    В соответствии с п.7 и 8 ч.1 ст. 13 Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие), в том числе на территории зоны проживания с правом на отселение, а также зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

    Статьи 33, 34 Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

    Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

     Как следует из материалов дела и установлено судом, Титов А.И. в период с 26.04.1986 г. по 01.02.1998 г. проживал по адресу: Тульская область, город Ефремов, отнесенном к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, то есть, истец, постоянно проживая на территории зоны, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации.

    Кроме того, судом установлено, что в период с 09.08.1982 года по 19.05.1985 года Титов А.И. работал: в должности машиниста паровых турбин отделения котлотурбинного цеха Ефремовской ТЭЦ;

    с 07.12.1992 г. по 17.02.200 года в должности помощника машиниста мотовоза, машиниста мотовоза на Ефремовской дистанции пути Московской железной дороги;

    с 02.01.2004 г. по 28.07.2006 года в должности горнового доменной печи в ОАО «Косогорский металлургический завод».

С учетом перечисленных периодов работы истца, согласно решению УПФ РФ в г. Туле спецстаж Титова А.И. П. по Списку N 1 (02.01.2004 г. по 28.07.2006 г.) составил 2 года 6 месяцев 25 дней, по Списку N 2 (09.08.1982 года по 19.05.1985 г.) – 2 года 8 месяцев 27 дней, по Списку N 272 от 24.04.1992 г. (ж/д транспорт)(07.12.1993 г. по 17.02.2000 г)- 6 лет 2 месяца 11 дней.

Пунктом 3 Правил от 11.07.2002 г. N 516 предусмотрено суммирование к периодам работ по Списку N 2 периодов работы по Списку N 1 и периодов работы на ж/д транспорте по Списку № 272.

На основании изложенного, в результате суммирования специальный стаж Титова А.И. составил 11 лет 06 месяцев 03 дня, в том числе по Списку № 2 - 2 года 8 месяцев 27дней, что не дает истцу право на назначение досрочной пенсии по пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» при достижении возраста 55 лет, а также с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

Специальный стаж по Списку N 1 составляет 2 года 6 месяцев 25 дней, что не дает Титову А.И. право на назначение досрочной пенсии по пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» при достижении возраста 50 лет, а также с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

Специальный стаж по Списку N 272 составляет 6 лет 2 месяца 11 дней, что не дает право на назначение досрочной пенсии по пп. 5 п. 1 ст. 27 того же Закона при достижении возраста 55 лет, при этом, уменьшения возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы данным пунктом не предусмотрен, то есть, для пенсии по указанному основанию 12 лет 6 месяцев этого стажа необходимо выработать полностью.

Вопрос суммирования периодов ряда работ урегулирован Правилами исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в частности, суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона;

Судом установлено, что Титов А.И. не выработал необходимую продолжительность специального стажа не по одному из приведенных Списков продолжительностью 12 лет 6 месяцев, в связи с этим право на снижение возраста выхода на пенсию у истца отсутствует, при этом суммирование указанных периодов работы осуществляется только при условии назначении досрочной трудовой пенсии мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

А поскольку и на день обращения в орган Пенсионного фонда 21.03.2012 года, и в настоящее время истец не имеет необходимого в силу пп. 2 и пп.5 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173-ЗФ стажа работы в тяжелых условиях труда, ему в признании права на пенсию по указанному основанию отказано обоснованно, в том числе, истец не имеет и половины стажа в тяжелых условиях труда (необходимо 6 лет 3 месяца), а потому у него не имеется оснований заявлять о праве на назначение досрочной пенсии с понижением возраста, что предусмотрено ч. 2 пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ N 73-ФЗ.

При этом предусмотрено, что к работе по пп. 2 ст. 27 ФЗ (работе с тяжелыми условиями труда) предусмотрено суммирование периодов работ по пп. 5 ст. 27 (работа в локомотивных бригадах), однако только при досрочном назначении пенсии в соответствии с абзацем первым подпункта 2 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173 (п. 3, пп. 2 Постановления N 516), который предусматривает стаж в 12 лет 6 месяцев. При определении права на пенсию по абз. 2 пп.2 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ (при неполном специальном стаже) такое суммирование не допускается.

Законодательством при суммировании различных видов работ снижение возраста пропорционально отработанному стажу не предусмотрено, а должен быть выработан полный требуемый специальный стаж.

Таким образом, принимая во внимание, что Титов А.И. осуществляя работу, предусмотренную п.п.1, пп.2 и пп.5 п.1 ст. 27 Законом от 17.12.2011 года № 173-ФЗ, поскольку проработал менее 12 лет 6 месяцев и 6 лет 3 месяцев, суд приходит к выводу о том, что истец не имеет права на снижение пенсионного возраста на 7 лет, несмотря на то, что в период с 26.04.1986 г. по 01.02.1998 г. проживал по адресу: Тульская область, город Ефремов, отнесенном к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, при этом, по такому основанию как проживание в Чернобыльской зоне право на пенсию у Титова А.И. возникнет в 57 лет.

    Учитывая вышеизложенные обстоятельства и проанализировав положения приведенного материального закона, суд приходит к выводу о том, что истец не приобрел право выхода на трудовую пенсию по старости по достижению возраста 53 года.

    В силу ст. 98 ГПК РФ отказ в удовлетворении иска влечет за собой отказ в удовлетворении требований о взыскании с ответчика судебных расходов в размере 5200 рублей.

     На основании изложенного и руководствуясь положениями статьей 194-199, суд,

р е ш и л:

    в удовлетворении исковых требований Титова Алексея Ивановича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле о признании права на досрочную трудовою пенсию - отказать.

    Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

     Председательствующий