РЕШЕНИЕ обязать админитсрацию города получить паспорт на автомобильную дорогу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Советский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Шукшиной Л.А.,

при секретаре ФИО4,

с участием представителя истца - помощника прокурата <адрес> ФИО2,

представителя ответчика администрации <адрес> ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о наложении обязанности оформления технического паспорта на автомобильную дорогу,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации <адрес>, просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> по непринятию мер к оформлению технического паспорта на автомобильную дорогу общего пользования, расположенную в городе Томске по <адрес> (от пл. Ленина до пе<адрес>), и обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ оформить технический паспорт на автомобильную дорогу общего пользования, расположенную в <адрес> (от пл. Ленина до пе<адрес>).

В обоснование требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией <адрес> не исполнена обязанность по разработке технического паспорта на дорогу общего пользования II категории, расположенную по <адрес> (от пл. Ленина до пе<адрес>), общей протяженностью 0,93 км. Отсутствие объективной и достоверной информации о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии негативно отражается на возможности рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию доро<адрес> органами местного самоуправления <адрес> установленных требований федерального законодательства по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и принятию мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах <адрес> может привести к увеличению количества дорожно-транспортных происшествий, причинению вреда жизни и здоровью граждан. Таким образом, отсутствие технического паспорта на вышеуказанную автомобильную дорогу общего пользования нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, сохранение жизни и здоровья при перемещении по территории <адрес>. Безопасность дорожного движения на дорогах муниципального образования «<адрес>» затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, как проживающих на территории данного населенного пункта, так и жителей иных населенных пунктов, пользующихся указанными автомобильными дорогами.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 исковые требования поддержала, дала аналогичные иску пояснения.

Представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признала, представила отзыв на иск, который в судебном заседании поддержала. Отражено, что истцом не представлено доказательств того, что автомобильная дорога, расположенная в <адрес> (от пл. Ленина до пе<адрес>), является собственностью Муниципального образования «<адрес>». Следовательно, не представлено доказательств того, что муниципальное образование как собственник имущества, обязано осуществлять его паспортизацию. Истцом не предоставлено доказательств того, что отсутствие технического паспорта на автомобильные дороги местного значения в границах Муниципального образования «<адрес>» влияет на безопасность дорожного движения в границах поселения, а его наличие затрагивает интересы граждан проживающих на территории <адрес>. Прокурор является ненадлежащим истцом, поскольку со стороны прокурора не представлено доказательств, подтверждающих поступление заявлений от граждан или контролирующих органов с указанием на нарушение чьих-либо прав в сфере безопасности дорожного движения отсутствием технических паспортов автомобильных дорог, а также свидетельствующих об анализе статистических данных по количеству и причинам дорожно-транспортных происшествий, произошедших на автомобильных дорогах <адрес>, имеющих паспорта в сравнении с непаспортизированными дорогами.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, считает исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве основных задач государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 5 ФЗ № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

В ч. 4 ст. 6 ФЗ № 196-ФЗ закреплено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержатся в ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основании п. 1.5 ст. 8 Устава муниципального образования «<адрес>», принятого решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , к вопросам местного значения муниципального образования относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1 и 6 ст. 3 ФЗ ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие, и подобные элементы) и дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно статье 5 указанного закона к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Устава <адрес> территория муниципального образования «<адрес>» разделяется на четыре внутригородские территориальные единицы - внутригородские территории: <адрес>.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности ст. 13 ФЗ № 257-ФЗ относит:

-      осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

-      разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;

-      утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;

-      осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

-      информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;

-      утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчёта размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и другие полномочия.

В соответствии со ст. 12 ФЗ № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог.

Согласно п. 1.1. Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» утвержденных ДД.ММ.ГГГГ Минавтодором РСФСР (далее - Инструкция), технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

В п. 5.1. Инструкции указано, что паспорт автомобильной дороги представляет собой книгу в жестком переплете размером 297 х 420 мм и содержит: схему автомобильной дороги, общие данные о ней, экономическую и техническую характеристики, денежные затраты и основные объемы выполненных работ, линейный график.

В соответствии с п. 1.2. Инструкции техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводится по каждой автомобильной дороге в отдельности.

Из приведенных выше норм закона следует, что именно технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, наличие которого необходимо для осуществления полномочий органами местного самоуправления в части обеспечения безопасности дорожного движения.

При этом пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Учитывая изложенное, на администрацию <адрес>, как на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог на территории муниципального образования «<адрес>», возлагается обязанность по отбору в установленном законом порядке аккредитованной организации в целях оформления технических паспортов на дороги общего пользования.

В ходе проведенной проверки прокуратурой района установлено, что администрацией <адрес> не исполнена обязанность по разработке технического паспорта на дорогу общего пользования II категории, расположенную по <адрес> (от пл. Ленина до пе<адрес>), общей протяженностью 0,93 км.

Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.

Также ответчиком в опровержение доводов истца не представлено доказательств того, что дорога общего пользования по <адрес> (от пл. Ленина до пе<адрес>) является автомобильной дорогой федерального, регионального или межмуниципального значения, частной автомобильной дорогой.

При этом истцом представлены ответ Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ответ департамента городского хозяйства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , из которых усматривается, что ответчик в лице своих структурных подразделений не отрицает принадлежность дороги общего пользования по <адрес> (от пл. Ленина до пе<адрес>) к автомобильным дорогам местного значения.

Отсутствие объективной и достоверной информации о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии негативно отражается на возможности рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Неисполнение органами местного самоуправления <адрес> установленных требований федерального законодательства по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и принятию мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах <адрес> может привести к увеличению количества дорожно-транспортных происшествий, причинению вреда жизни и здоровью граждан.

Таким образом, отсутствие технического паспорта на вышеуказанную автомобильную дорогу общего пользования нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, сохранение жизни и здоровья при перемещении по территории <адрес>.

Безопасность дорожного движения на дорогах муниципального образования «<адрес>» затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, как проживающих на территории данного населенного пункта, так и жителей иных населенных пунктов, пользующихся указанными автомобильными дорогами.

В соответствии со ст.ст. 20, 35 и 41 Конституции РФ право на жизнь, защиту своего имущества и здоровья граждан отнесены статьями к важнейшим правам и свободам человека и гражданина.

Статья 3 ФЗ № 196-ФЗ к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относит приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении и соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Частью 4 ст. 27 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в их интересах.

В ч. 3 ст. 35 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора в соответствии с процессуальным законодательством РФ обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ст. 206 ГПК РФ суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия.

Суд приходит к выводу, что ответчиком не приняты меры к оформлению технического паспорта на автомобильную дорогу общего пользования, расположенную в городе Томске по <адрес> (от пл. Ленина до пе<адрес>), что является бездействием ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <адрес> по непринятию мер к оформлению технического паспорта на автомобильную дорогу общего пользования, расположенную в городе Томске по <адрес> (от пл. Ленина до пе<адрес>).

Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оформить технический паспорт на автомобильную дорогу общего пользования, расположенную в городе Томске по <адрес> (от пл. Ленина до пе<адрес>).

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд <адрес>.

Председательствующий: подпись

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья: Л.А. Шукшина

Секретарь: ФИО4

Решение вступило в законную силу «___»___________________2012 года

Судья

Секретарь

-32300: transport error - HTTP status code was not 200