о включении периодов работы в специальный стаж для назначения пенсии



№ 2-322/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 февраля 2011 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Николаенко Е.С.

при секретаре Агафонкиной Ю.А.

с участием

представителя истца Волк С.Л., действующего на основании доверенности от 29.01.2011

представителя ответчика Мамаева А.Е., действующего на основании доверенности № от 11.01.2011

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Волк Т.Н. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области о возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью

Установил:

Волк Т.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области (далее – ГУ УПФ РФ в г. Томск ), указав, что решением № от 03.12.2009 ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с не включением в педагогический стаж периода работы с 24.08.1982 года по 11.11.1984 года в должности руководителя кружка на <данные изъяты>. С указанным решением истец не согласна и считает, что имела необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности, что подтверждается ее трудовой книжкой. В должности руководителя кружка истец выполняла обязанности согласно квалификационным характеристикам должности «Руководитель кружка коллектива», утвержденных постановлением Госкомитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 07.01.1977: комплектовала состав кружка, составляла программы и учебные планы, проводила занятия, организовывала участие в общественных мероприятиях, проводила воспитательную работу совместно с родителями. Размер отпуска руководителя кружка составлял 36 рабочих дней, что в пересчете на календарные дни составляет 42 дня, как и у других педагогических работников. Впоследствии, должность «руководитель кружка» была переименована на «педагог дополнительного образования», должностные обязанности которого полностью совпадают с должностными обязанностями руководителя кружка, что видно из должностной инструкции, утвержденной Директором МОУ <данные изъяты> 01.11.2009. Кроме того, педагогическую деятельность с детьми подтверждают планы занятий кружка цветоводов, тематические планы учебного года 1982-1983. Таким образом, работа в спорный период являлась педагогической и учебно-методической работой. Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 (далее – Постановление № 1397) время работы в должности руководителя кружка засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии в соответствии с Постановлением приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Несмотря на то, что необходимые 2/3 стажа истцом не были выработаны на момент прекращения 01.10.1993 действия указанного постановления, это не может являться основанием для не включения спорного периода в педагогический стаж, так как исходя из правовой определенности, на которую опирается практика Верховного суда, указанные периоды включаются в стаж независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на ее досрочное назначение. На момент назначение пенсии ее трудовой стаж составил 25 лет 4 месяца 15 дней, из которых 22 года 9 месяцев 27 дней ответчик засчитал в специальный трудовой стаж в связи педагогической деятельностью. 2/3 от стажа от 25 лет составляют 16 лет 8 месяцев. Однако ответчик необоснованно утверждает, включив 22 года в педагогический стаж, что 2/3 у нее отсутствуют.

Просит суд обязать ответчика включить период работы с 24.08.1982 по 11.11. 1984 года в должности руководителя кружка на <данные изъяты> в стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии по старости и назначить пенсию с 10.11.2009 года.

Истец в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила суд о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, суду пояснил, что истец не доказывает тождество должностей «руководителя кружка» и «педагога дополнительного образования», а основывает свою позицию на характере выполняемой истцом работы, которую можно отнести к педагогической. Согласно Постановлению № 1397 в стаж работы засчитывалась методическая, научно-методическая и учебно-методическая работа на станциях, а также работа во внешкольных детских учреждениях. Квалификационные характеристики руководителя кружка точно соответствуют наименованию должности и свидетельствуют о том, что работа истца являлась учебно-методической. В отношении соблюдения условия о наличии 2/3 педагогического стажа, поддержал доводы, изложенные в иске, и полагал, что они должны рассчитываться на момент подачи соответствующего заявления о назначении пенсии.

Представитель ответчика исковые требования не признал, представил письменные возражения на исковое заявление. Суду пояснил, что к спорному периоду при определении права на досрочную пенсию истца может применяться список № 463 от 06.09.1991, однако должность руководителя кружка в нем не предусмотрена. Пенсионный фонд не оспаривает, что должность руководитель кружка является педагогической деятельностью, но не вся педагогическая деятельность даёт право на досрочное назначение пенсии. Право на досрочное назначение пенсии связано не только с характером трудовой деятельности, под которым следует понимать фактически выполняемую работу, но и работу в определенных должностях и учреждениях, как это определено Правительством РФ. Спорный период не был включен в льготный стаж, поскольку должность руководителя кружка не предусмотрена Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1991 г. № 463, так и Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. При этом в п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения от 17.12.1959 указано, что время работы, указанной в п.п.1 и 2 засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев- 2/3 от 25 лет), требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Согласно Постановлению Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953 вышеназванное Положение утрачивает силу с 01.10.1993г., следовательно, 2/3 (16 лет и 3 месяца) стажа у истца должно быть выработано на 01.10.1993 г., у истца не выполнялось условие- наличие 2/3 специального стажа (16 лет 8 месяцев) именно на 01.10.1993г., что не позволяет применять нормы указанного постановления.

Суд, в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ определил о рассмотрении дела в отсутствии истца.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно п.5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 г. (в ред. от 29.12.2006 г.) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

Решением ГУ УПФ РФ в г. Томск от 03 декабря 2009г. № по обращению Волк Т.Н. за назначением льготной пенсии по старости решено засчитать в специальный трудовой стаж в связи с педагогической деятельностью 22 года 9 месяцев 27 дней. Исключить из специального трудового стажа отдельные периоды работы и отказать в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

Согласно указанному решению ГУ УПФ РФ в г. Томске посчитало, что не подлежит включению в специальный стаж три периода работы, однако истец оспаривает отказ в отношении одного.

Так, период работы с 24.08.1982 по 11.11.1984 года – в должности руководителя кружка на <данные изъяты> не зачтен в специальный стаж, так как работа протекала в должности, не предусмотренной разделом «Наименование должностей» Списков. В решение указано, что рассмотреть данный период в соответствии с Перечнем от 17.12.1959 года № 1397 также не представляется возможным, так как у Волк Т.Н. отсутствует не менее 2/3 стажа, приходящегося на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Продолжительность периода составила 2 года 2 месяца 28 дней.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом РФ от 17.12.2001 г. N 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 17.12.2001 г. трудовые пенсии устанавливаются в строгом соответствии с Законом.

Согласно п. 3 ст. 1 Закона РФ от 17.12.2001 г. в случаях, предусмотренных настоящим законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.

На момент обращения истца в ГУ УПФ РФ в г. Томск правоотношения по назначению трудовой пенсии регулировались Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» в Российской Федерации», вступившим в действие с 01.01.2002 года.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 вышеназванного Федерального закона (в редакции от 30.12.2008 г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

До принятия Федерального закона от 17.12.2001 года №173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсионное обеспечение за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью осуществлялось на основании ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 года (с последующими изменениями и дополнениями), согласно которой назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей назначается при выслуге не менее 25 лет.

Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы, и назначения указанных пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В рамках предоставленных Конституцией РФ (ч. 1 ст. 115) и Законом №173-Ф3 от 17.12.2001 г. полномочий, Правительство РФ постановлением от 29.10.2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. и правила исчисления периодов работы.

При исчислении продолжительности специального стажа за период до 01.01.2002 г., согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, могут применяться нормы и правила, действовавшие до введения нового правового регулирования, а именно за период работы до 01.11.1999 г. Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет (утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463) - далее Список от 1991 г.

В соответствии с ч. 2 ст. 115 Конституции РФ постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами настоящего дела, что Волк Т.Н. с 24.08.1982 по 11.11.1984 года работала в должности руководителя кружка на <данные изъяты>, о чем свидетельствуют данные трудовой книжки истца, и сторонами не оспаривается.

Представитель истца, уточнив в судебном заседании основания исковых требований, полагает, что характер работы истца в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения от 17 декабря 1959 г. N 1397 в должности руководителя кружка полностью соответствует требованиям указанного Положения о порядке исчисления стажа работы. С учетом сложившейся практики Верховного суда РФ о тождестве должностей истец не заявляет. Истец указывает на то, что в судебном заседании возможно установление характера работы, тождественности выполняемых функций, но не тождественности должностей.

С указанными доводами представителя истца суд согласиться не может.

Пенсионное обеспечение регулируется специальными нормативными актами, которые Пенсионный фонд обязан исполнять, в том числе и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Постановлениями Правительства, регулирующими данную сферу, указанными Списками и Правилами.

Возникновение права на пенсию за выслугу лет (досрочное назначение трудовой пенсии по старости) законодатель связывает не только с характером трудовой деятельности гражданина или фактически выполняемой работой, но и работой в определенных должностях и учреждениях, так, как это определено Правительством РФ в рамках предоставленных ему полномочий. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда педагогических и медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ.

Утверждая списки должностей и учреждений, Правительство РФ определило круг лиц, пользующихся правом на льготный вид пенсии. Утверждая соответствующие списки Правительством РФ (Советом Министров СССР) соответственно устанавливаются и правила исчисления периодов работы для назначения досрочной пенсии в отношении указанных должностей.

Не вся педагогическая деятельность даёт право на досрочное назначение пенсии.

Ни действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, ни ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "руководитель кружка"

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, действовавшее в период работы истицы, также не предусматривало права работников просвещения на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности руководителя кружка,

Таким образом, не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "руководитель кружка".

Кроме того, приводя доводы о том, что истец, работая руководителем кружка, занималась учебно-методической работой, составляла учебные планы и программы, занималась воспитательной работой, представитель истца тем самым говорит не о чем ином, как о тождественности ее работы другим должностям.

Так, приказом Министра образования Российской Федерации от 25 января 1993 г. N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, а позднее - в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Приказом от 05.07.2005 г. №440 Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об установлении тождества отдельных наименований должностей», по согласованию с Пенсионным фондом РФ и по представлению Министерства образования и науки РФ установлено тождество ряда должностей, однако, должности «руководитель кружка» в нем не поименована.

Вместе с тем, общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 367, наряду с должностью "педагог дополнительного образования" сохранено и прежнее название должности "руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)".

Таким образом, для включения в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, времени работы в должности руководителя кружка необходимо было установить тождественность наименования должности "педагог дополнительного образования" и наименования должности "руководитель кружка", как это предусмотрено п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Вместе с тем, также необходимо учитывать, что законодатель предъявляет дополнительные требования к зачету. Так, согласно постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 следует иметь в виду следующее:

во-первых, в разделе «наименование должностей» нет должности «руководитель кружка».

Во-вторых, в пункте 4 указанного положения установлено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 3, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев - 2/3 от 25 лет), требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

На 01.10.1993 г. на дату отмены постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 у истца не выполнялось условие - наличие 2/3 специального стажа (16 лет 8 месяцев), педагогического стажа на 01.10.1993 г., такого стажа у истца насчитывается менее 16 лет 8 месяцев, что не позволяет применять нормы указанного постановления.

Доводы представителя истца о том, что указанные правовые положения не соответствуют правовой определенности, ошибочны.

Конституционный суд РФ в определении от 16.04.2008 № 568 –О-О указал, что, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Правительство РФ Постановлением от 29.10.2002 № 781 утвердило списки и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Возложение законодателем на Правительство РФ полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенным психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.

Указанная правовая позиция изложена и в определении Конституционного РФ от 17.06.2010 N 921-О-О, согласно которому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности, при этом учитываются и различия в характере работы лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях,

Ни один из списков, как указывалось выше наименование должности «руководителя кружка» не предусматривал и не предусматривает.

Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также – в случае необходимости-предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного суда РФ от 24.05.2001 № 8-П)

Таким образом, период работы с 24.08.1982 по 11.11. 1984 года в должности руководителя кружка на <данные изъяты> не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости за работу в учреждениях образования для детей, по вышеуказанным основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Волк Т.Н. о возложении обязанности на Государственное учреждение –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность период работы с 24.08.1982 г. по 11.11.1984 в должности руководителя кружка на <данные изъяты> отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья:

На момент размещения на сайте решение не вступило в законную силу.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200