о принятии мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов



№ 2-2110/10

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

16.06.2010г. г. Томск

Советский районный суд г. Томска в составе председательствующего судьи Черемисина Е.В., при секретаре Кочергиной Н. В.; рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска к администрации г. Томска о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), расположенной по ул. _______, Номер обезличен в г. Томске,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Томска о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), расположенной в г. Томске напротив автозаправочной станции (через проезжую часть) по ул. _______, Номер обезличен.

В исковом заявлении указано, что обязанность по ликвидации свалки лежит на администрации г. Томска. Это следует из положений ч. 3 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которыми закреплены полномочия органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и мусора. Согласно ч. 1 п. 1.24 ст. 8 и ч. 1 п. 1.35 ст. 39 Устава города Томска к компетенции администрации г. Томска относится организация сбора вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

На основании распоряжения мэра г. Томска № р358 от 08.05.2008 г. представлять интересы администрации г. Томска в судах по искам о ликвидации несанкционированного размещения отходов уполномочены должностные лица районной администрации, на территории которой эти отходы расположены.

В судебном заседании прокурор поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве представитель ответчика иск не признал, указав на отсутствие у администрации полномочий по ликвидации несанкционированного размещения отходов и доказательств принадлежности земельного участка муниципальному образованию «город Томск».

Изучив материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в статье 42 закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.

В ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Ст. 3 указанного Закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.

Согласно ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды относится, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим федеральным законом, законами субъектов, уставами муниципальных образований, другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией.

Согласно ст. 25 Устава г. Томска, принятого Решением Томской городской думы от 22.03.2005 г. № 841, структуру (перечень) органов местного самоуправления составляют: Дума городского округа город Томск - представительный орган муниципального образования «Город Томск», Мэр городского округа город Томск - глава муниципального образования «Город Томск», Администрация городского округа город Томск - местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Томск». Вышеперечисленные органы местного самоуправления обладают в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В ст.ст. 8 и 39 Устава г. Томска определено, что к компетенции администрации г. Томска относится, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения.

Из анализа вышеприведенных положений закона следует, что организация сбора и вывоза отходов, в том числе, из мест их несанкционированного размещения находится в компетенции администрации г. Томска.

Ответчик не оспаривает то обстоятельство, что свалка напротив автозаправочной станции (через проезжую часть) по ул. _______, Номер обезличен в г. Томске является несанкционированным размещением отходов.

Согласно схеме несанкционированной свалки и схеме границ земельного участка по адресу: г. Томск, ул. _______, Номер обезличен, указанный земельный участок расположен в границах муниципального образования г. Томск.

В соответствии с актом проверки № 3-24 от 20.05.2010 г. сотрудниками Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области установлен факт размещения несанкционированной свалки напротив автозаправочной станции (через проезжую часть) по ул. _______, Номер обезличен в г. Томске площадью 700 м?, примерным объемом 150 м?, состоящей из несортированного мусора бытовых помещений организаций, боя стекла, полиэтиленовой тары, незагрязненных отходов бумаги и картона, строительного мусора, сучьев, ветвей, древесных опилок.

В силу ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.

В соответствии с п. 1.2 Санитарных правил содержания населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 г., система санитарной очистки населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.

Суд приходит к выводу, что администрацией не принимаются меры по организации вывоза и утилизации бытовых отходов. Ответчиком не представлено доказательств того, что администрацией принимались меры по организации ликвидации свалки.

Несанкционированное размещение отходов в указанном месте угрожает санитарному благополучию микрорайона и нарушает права жителей на благоприятную и безопасную окружающую среду.

При этом суд исходит и положений «Концепции обращения с твердыми бытовыми отходами в РФ» утвержденной Постановлением коллегии Госстроя РФ от 22.12.1999 г. № 17.

Полномочия администрации г. Томска по ликвидации несанкционированных свалок вытекают из приведенных выше положений ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», имеющих высшую юридическую силу.

Закрепление земельных участков на очистку за конкретными субъектами и возложение полномочий по организации сбора вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов на какой-либо департамент администрации г. Томска, по мнению суда, являются лишь одной из форм реализации органом местного самоуправления – администрацией г. Томска своих полномочий по сбору, вывозу и утилизации бытовых и промышленных отходов и очистке территории муниципального образования г. Томск от промышленных и бытовых отходов.

Реализация администрацией г. Томска полномочий по организации ликвидации свалок предполагает не создание условий для осуществления данной деятельности физическими и юридическими лицами, а принятие администрацией г. Томска конкретных мер по вывозу и утилизации отходов из мест их несанкционированного размещения.

Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Ленинского района г. Томска удовлетворить.

Возложить на администрацию г. Томска обязанность принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки мусора напротив автозаправочной станции (через проезжую часть) по ул. _______, Номер обезличен в г. Томске.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней через Советский районный суд г. Томска.

Председательствующий: (подпись)

Копия верна.

Судья: Е.В. Черемисин

Секретарь: Н.В. Кочергина

Решение вступило в законную силу ________________ 2010 г.

Судья:

Секретарь:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200