2-1884/10
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
29 июня 2010 года Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Кущ Н.Г.,
при секретаре Погребковой Л.С.,
с участием истца Ереминой Н.А.,
представителя ответчика Мамаева А.Е., действующего на основании доверенности №5 от 11.01.2010г сроком до 31.12.2010г,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Ереминой Надежды Алистарховны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Томске о возложении обязанности включить период работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии,
у с т а н о в и л:
Еремина Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Томске о возложении обязанности включить период работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 4983 от 17.11.2009 г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с исключением из специального трудового стажа в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения 6 лет 7 месяцев 25 дней, в том числе периода работы с 29.03.1982 г. по 20.06.1986 г. в Детском комбинате № 60 НИИ электромеханики в должности старшей медсестры. С данным решением Еремина Н.А. не согласна. Считает, что, работая медсестрой в детском комбинате, выполняла тождественные функции, в аналогичных условиях и аналогичные по характеру тем работам, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со Списком и Правилами от 22.09.1999 г.
Просит обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томске Томской области включить период работы с 29.03.1982г. по 20.06.1986г. в должности старшей медсестры в детском комбинате № 60, а всего 4 года 2 месяца 22 дня, в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
В судебном заседании истец Еремина Н.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что во время ее работы в детском комбинате старшей медсестрой там фактически существовал медицинский кабинет, так как кроме нее работал врач и еще одна медицинская сестра, то есть три человека.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Томск Мамаев А.Е. исковые требования не признал, пояснил, что специалистами ГУ Управления ПФ РФ в г. Томск ТО было вынесено законное решение об отказе в назначении досрочной пенсии, поскольку не были подтверждены условия, имеющие по действующему пенсионному законодательству юридическое значение.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив письменные доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Решением комиссии ГУ - УПФ РФ в г. Томск от 17.11.2009 г. № 4983 Ереминой Н.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.
При этом в стаж в связи с лечебной деятельностью не зачтен период работы с 29.03.1982г. по 20.06.1986г. в должности старшей медсестры в Детском комбинате №60 НИИ электромеханики, т.к. работа протекала в учреждении, не включенном в раздел «Наименование учреждений» Списков, и согласно Номенклатуры учреждений здравоохранения от 30.06.2003г. «детский комбинат» не относится к учреждениям здравоохранения.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, законодатель на федеральном уровне определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч. 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод граждан гарантируется без какой либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав всех лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (для женщин – 55 лет) и наличие страхового стажа не менее 5 лет и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно п.п. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан предусматривает длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. При этом из смысла Закона следует, что право на пенсию за выслугу лет возникает в зависимости от продолжительности и характера работы в определенной сфере профессиональной деятельности и не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы, наименования учреждения, его структурного подразделения либо наименования должности.
Согласно п. 3 ст. 28 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного законом, Правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ. Вместе с тем, это не означает наделение Правительства РФ полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения работников и по своему усмотрению вводить дополнительные в соотношении с Законом ограничения прав на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
При этом пунктом 2 статьи 27 Закона от 17.12.2001г, определено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. Правительство РФ вправе утверждать Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по указанному основанию и правила исчисления периодов работы для досрочного назначения пенсии.
Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П при определении права па трудовую пенсию позволяет руководствоваться нормами ранее действовавшего законодательства.
К периодам работы до 01.01.2002г. могут применяться нормы и правила, действовавшие до введения нового правового регулирования, а именно: к периодам работы до 01.11.1999 г. - Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464, пункт 2 названного постановления регулирует правила исчисления выслуги; за периоды работы после 01.11.1999 г. - Список и Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066.
Согласно Списков от 1999 г. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения имеют врачи и средний медицинский персонал, чьи должности включены в раздел «Наименование должностей».
В соответствии с п.1 Правил от 22.09.1999 г. в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений. Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.
Согласно записи № 7 в трудовой книжке Номер обезличен от 16.08.1976г. на имя Ереминой Н.А., истец была принята на должность старшей медсестры в детский комбинат № 60- 29.03.1982 г. и уволена- 20.06.1986 г.(л.д.13).
Данное обстоятельство подтверждается также уточняющей справкой № 42 от 07.09.2009 г., выданной МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 60» г.Томска (л.д.19).
Согласно исторической справки № 42 от 07.09.2009 г. с 01.01.1993 г. ясли-сад № 60 выведен из структуры ГНПП «Полюс», передан в муниципальную собственность, затем переименован в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 60» г.Томска.
Стороной ответчика факт работы истца в должности старшей медсестры в детский комбинат № 60 не оспаривается.
Штатным расписанием по «Ясли-саду № 60» на 1998г подтверждается, что в штате дошкольного учреждения имеется должность старшей медицинской сестры (л.д.20). Кроме того имелись должности врача, медсестры ЛФК, психоневролога- массажиста, стоматолога.
В силу п. 1.1. ст. 1 должностной инструкции № 4 для старшей медицинской сестры МДОУ детский сад комбинированного вида № 60 г.Томска медицинская сестра относится к категории среднего медицинского персонала.
На основании п.п. 1.2. Инструкции медицинская сестра должна иметь среднее специальное (медицинское) образование.
В соответствии с п. 1.5. ст.1 Инструкции старшая медицинская сестра должна знать, в том числе, достижения медицинской науки по вопросам профилактики и лечения детских болезней, научно-обоснованные методы диагностической и лечебно-профилактической работы с целью сохранения и укрепления здоровья детей, нормативные документы в рамках компетенции и инструкцию по охране жизни и здоровья детей, педиатрию, детскую психологию, физиологию, санитарию и гигиену.
На старшую медицинскую сестру дошкольного учреждения возлагаются следующие функции: организация медицинского обеспечения, осуществление медико-педагогического контроля и др., направленные на охрану жизни и здоровья ребенка (статья 2 Инструкции).
Из справки от 31.05.2010 №05-31 следует, что за период с 29.03.1982г. по 20.06.1986г. документы, подтверждающие штатное расписание, инструкции, Устава МУ ДВиО «Ясли-сад №60», должностных инструкций Ясли-сада №60 не сохранены, а также указано, что в яслях-саду №60 функционировал медицинский кабинет, в котором имелся штат медицинского персонала, установленный в соответствии со штатами, утвержденными для этого типа учреждений, на основании чего суд принимает в качестве доказательств пояснения свидетеля.
Из пояснений свидетеля К.., работавшей в одно время с истцом в качестве врача- педиатра, что подтверждается записями в трудовой книжке, справкой от 24.06.10г. год начала работы указан – 1985г. что суд расценивает как описку, считает началом работы-1982г. как это указано в трудовой книжке, установлено, что в Яслях-саду № 60 на момент их работы имелся медицинский кабинет, который состояли из 3-х помещений. В медкабинете работали : она в качестве врача, истец в качестве старшей медсестры и еще имелась медсестра.
С 27.07.1984 г. по 29.05.1985 г. Еремина Н.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком на основании Приказа №47 от 17.09.84г., что подтверждается справкой МДОУ «Детский сад комбинированного вида №60» от 16.06.10г. №2 г.Томска, и копией свидетельства о рождении Еремина А.А., 01.06.1984 года рождения.
Статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 25 сентября 1992 года, предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, однако в связи с вступлением в силу с 6 октября 1992 года Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", внесены изменения в приведенную статью, и указанный период перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Истец находилась в отпуске по уходу за ребенком в период до вступления в силу названного выше Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1, исключившего возможность включения периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Из разъяснений Верховного суда РФ в Постановлении от 20.12.2005 г. № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" следует, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на нее.
Таким образом, на основании исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что Еремина Н.А. осуществляла в период с 29.03.1982г. по 20.06.1986г. лечебную деятельность и деятельность по охране здоровья населения в медицинском пункте, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений, а, следовательно, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Ереминой Надежды Алистарховны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Томске о возложении обязанности включить период работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томске Томской области включить Ереминой Надежде Алистарховне в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью период работы с 29 марта 1982 года по 20 июня 1986 года в должности старшей медсестры в детском комбинате №60 г.Томска.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: /подпись/
Копия верна:
Судья Кущ Н.Г.
Секретарь Погребкова Л.С.