............... Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 июня 2009 года Советский районный суд г. Томска в составе: председательствующего Черных О.Г. с участием ст. помощника прокурора Советского района города Томска Нигматулиной Н.Г. при секретаре Закутинской А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Томска к администрации г. Томска о принятии мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), у с т а н о в и л: Прокурор Советского района г. Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации г. Томска о принятии мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки). Заявленные требования прокурор мотивирует тем, что в городе Томске на территории земельного участка по адресу ..............., (напротив гаражного комплекса, на склоне, примерно в 100 метрах от дороги) расположено несанкционированное размещение отходов (твердые бытовые отходы, остатки досок, картона, пластмассы, бой стекла), объемом 52 куб.м. Обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора возложена на администрацию г. Томска. Однако неприятие органом муниципального образования мер по ликвидации свалки по указанному адресу является прямым нарушением действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, что, в свою очередь, нарушает права близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. Прокурор просит возложить на администрацию г. Томска обязанность принять меры по организации вывоза, утилизации свалки, расположенной на вышеуказанном земельном участке. Представитель истца поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика К действующая на основании доверенности ............... от ............... года, в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что не имеется правовых оснований удовлетворения заявленных требований, поскольку полномочия Администрации г. Томска в области организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов сводятся к практическому регулированию вопросов предоставления гражданам и юридическим лицам возможности осуществлять сбор образующихся отходов в специально предназначенные для этого емкости или на специально отведенные территории, а также заключать договоры со специализированной организацией на вывоз отходов. Полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок мусора ответчик не наделен. Кроме того, со ссылкой на Постановление Мэра г. Томска от 24.05.2006г. № 292 считает, что указанные обязанности возложены на Департамент капитального строительства администрации г. Томска. Ответственность администрации г. Томска за действия граждан и юридических лиц нарушающих Правила благоустройства законодательством не предусмотрена. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика на основании ст. 167 ГПК РФ. Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, полагает, что исковое требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Суду представлен акт ............... от ............... года Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, из которого следует, что в городе Томске на ............... расположено несанкционированное размещение свалки. Морфологический состав свалки - твердые бытовые отходы, остатки досок, картона, пластмассы, бой стекла. Предполагаема причина образования свалки – сброс отходов жильцами близлежащих домов. Ст. 42 Конституции РФ закрепляет принцип, согласно которому каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 11 федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. (в ред. Федеральных закона от 14.03.2009 N 32-ФЗ) «Об охране окружающей среды», а именно, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В силу положений, закрепленных в ч. 1 ст. 13 федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом согласно требованиям ч. 3 ст. 7 федерального закона «Об охране окружающей среды» и ч. 3 ст. 8 федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения городского округа относятся, помимо прочего, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Кроме того, положения ст. 3 федерального закона «Об охране окружающей среды» в числе принципов охраны окружающей среды называет ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления. В соответствии с положениями п. 24 ч. 1 ст. 16 федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п. 1.35 ч. 1 ст. 39 Устава г. Томска, принятого решением Томской городской Думы № 841 от 22.03.2003 года, к вопросам местного значения отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа. Перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере благоустройства, предусмотренный ст. 4 Закона Томской области № 61-ОЗ от 15.08.2002 года «Об основах благоустройства территории городов и других населенных пунктов Томской области» является закрытым, перечень не содержит полномочий по ликвидации несанкционированных свалок, однако анализ всех вышеназванных правовых норм в совокупности позволяет сделать вывод о том, что именно на администрацию города Томска возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок мусора. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией. Как следует из ст. 25 Устава г. Томска принятого решением Томской городской думы от 22.03.2005г. № 841, структуру (перечень) органов местного самоуправления составляют: Дума городского округа город Томск - представительный орган муниципального образования "Город Томск", Мэр городского округа город Томск - глава муниципального образования "Город Томск", Администрация городского округа город Томск - местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Томск". Вышеперечисленные органы местного самоуправления обладают в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ст. 8, 39 Устава г. Томска к компетенции администрации г. Томска относится, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения. Проанализировав законодательные акты, суд приходит к выводу, что обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора, т.е. по организации сбора, вывоза и утилизации несанкционированного размещения отходов (свалки), возложена на администрацию г. Томска. Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно. Несанкционированное размещение отходов (свалка) общим объемом 30 куб. метров по адресу: ..............., ..............., расположенной на дороге около жилого дома, свидетельствует о том, что орган местного самоуправления не выполняет обязанности, установленные законодательством Российской Федерации и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределённого круга граждан - жителей близлежащих домов (микрорайона) на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. Довод представителя ответчика о том, что Постановлением Мэра г. Томска от 24.05.2006г. №292 обязанность по обеспечению организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов возложена на Департамент капитального строительства администрации г.Томска, в связи с чем в удовлетворении требований к администрации г.Томска должно быть отказано, суд находит несостоятельным, так как Департамент является структурным подразделением администрации города Томска. Несостоятельным находит суд и довод ответчика о том, что при рассмотрении дела должна быть дана оценка действиям органов государственного экологического контроля, так как предметом рассмотрения настоящего гражданского дела действия указанных органов не являются. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений. Ответчиком не представлено доказательств отсутствия по указанному адресу несанкционированного размещения отходов. Таким образом, из анализа законодательных актов суд приходит к выводу, что обязанность по организации сбора, вывоза и утилизации возложена на администрацию г. Томска. Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно. Таким образом, на администрацию г. Томска должна быть возложена обязанность по организации сбора, вывоза и утилизации промышленных и бытовых отходов, расположенных в городе Томске на ..............., поскольку неприятие мер по ликвидации свалки является несоблюдением требований законодательства, ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан - жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования прокурора Советского района г. Томска удовлетворить. Обязать администрацию г. Томска принять меры по организации вывоза, утилизации свалки, расположенной на территории земельного участка по адресу: ..............., ............... (напротив гаражного комплекса, на склоне, примерно в 100м. от дороги). Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней посредством подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г. Томска. Судья: