о переоценке пенсионных прав, перерасчете пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2010 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Величко М.Б.,

при секретаре Шелковкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области об обязании произвести оценку пенсионных прав и перерасчет с Дата обезличена года по Дата обезличена года страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов 10 лет 6 месяцев 8 дней с применением предельного стажевого коэффициента 0,75 в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. в редакции Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий» № 146-ФЗ от 22.07.2008г.; обязании произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов из расчета 3161,87 рублей ежемесячно, начиная с Дата обезличенагода; взыскании компенсации морального вреда в размере 90 000 рублей.

установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области (далее – ГУ – УПФР в г. Томске ТО), просит удовлетворить следующие требования (с учетом изменения требований от Дата обезличена г.л.д. 119-124):

- обязать произвести оценку пенсионных прав и перерасчет с Дата обезличена года по Дата обезличена года страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов 10 лет 6 месяцев 8 дней с применением предельного стажевого коэффициента 0,75 в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. в редакции Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий» № 146-ФЗ от 22.07.2008г.

- обязать произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов из расчета 3161,87 рублей ежемесячно, начиная с Дата обезличенагода;

- взыскать компенсацию морального вреда в размере 90 000 рублей.

Также, просит взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 рублей.

В обоснование требований истец, указал, что с Дата обезличена г. в страховой стаж был засчитан нестраховой период, уход за ребенком-инвалидом с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. Общий нестраховой период составил 10 лет 6 месяцев 8 дней.

С данным расчетом нестрахового периода истец согласен.

Также, Истец согласен со стоимостью нестрахового периода, равной 76542 руб. 85 коп.

Считает, что в случае своевременного зачета в страховой стаж нестрахового периода 10 лет 6 месяцев 8 дней, страховая часть пенсии была бы больше с момента назначения пенсии в связи с увеличением пенсионного капитала.

Пенсия назначена Дата обезличенаг. без учета нестраховых периодов.

В случае зачета в общий трудовой стаж 10 лет 6 месяцев 8 дней, он бы составил 36 лет., а стажевый коэффициент составил бы 0,75.

Пенсия, в соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с применением стажевого коэффициента 0,75 составила бы на Дата обезличенаг – 1503,9 рублей, страховая часть пенсии – 1053,9 рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий» № 146-ФЗ от 22.07.2008г. ответчик должен был произвести перерасчет страховой части ранее установленной трудовой пенсии связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов.

Считает, что при перерасчете страховой части пенсии, должен применяться ожидаемый период выплаты трудовой пенсии на Дата обезличенаг равный 120 месяцам, а не 186 месяцев, как определено у ответчика, тогда на Дата обезличенаг. страховая часть пенсии должна увеличиться на 637,86 рублей, а не на 411, 52 рубля, согласно расчета ответчика.

Таким образом, страховая часть трудовой пенсии составляющая на Дата обезличенаг. 2 524,01 рублей, при увеличении на 637,86 рублей составит 3161,87 рублей.

Действия ответчика по перерасчету страховой части трудовой пенсии и отказ ответчика от выплаты страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов (10 лет 6 месяцев 8 дней) причинили истцу моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях: ущемление прав на пенсионное обеспечение - занижение размера страховой части трудовой пенсии, неполучение положенной выплаты страховой части трудовой пенсии, утрата личного времени на переговоры и переписку с ответчиком, на составление иска; нравственные страдания сопровождались физическими страданиями: действия ответчика вызвали ухудшение состояния здоровья, истец нервничала, у нее повысилось давление, появилась бессонница. Причиненный моральный вред оценивает в 90 000 рублей, который просит взыскать с ответчика.

Истица ФИО2в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные изложенному в исковом заявлении.

Дополнительно пояснила, что в страховой стаж нестраховые периоды, должны были быть включены с момента назначения пенсии, т.е. с Дата обезличенаг., когда возникло право на пенсию.

Однако сейчас просит обязать переоценить пенсионные права с Дата обезличена г, с применением стажевого коэффициента 0,75, полученного в результате включения в страховой стаж нестраховых периодов.

Не согласна с тем, что ответчик при определении стажевого коэффициента, учитывает лишь трудовую деятельность, т.е. 24 года.

Представитель истца в судебном заседании требования истца считала подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - ГУ – УПФР в г. Томске ТО ФИО3, действующая на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличенаг., исковые требования не признала, по доводам, изложенным в письменном отзыве, в котором указала следующее.

Управление считает, что уменьшение страховой части пенсии у истицы не наблюдается, что видно по распечаткам размера пенсии.

При каждом перерасчете применялось действующее на том момент времени законодательство, в том случае, когда предоставлялись варианты расчетов, выбирался наиболее выгодный для пенсионера.

Увеличение пенсии за счет нестрахового периода с Дата обезличена г. - времени ухода за ребенком по Федеральному закону № 18-ФЗ составил 11.35 руб., а по Федеральному закону № 146-ФЗ - 411.52руб.

Материальное положение истицы не ухудшается, так как ее пенсия постоянно увеличивается. Федеральный Закон № 146-ФЗ вступил в силу с 01.01.2009 г., не может обязывать пересматривать размеры пенсий за прошлое время.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела и представленные письменные доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Между истцом и ответчиком возникли пенсионные правоотношения.

Статьей 1 Федерального закона от 21.03.2005 №18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых пенсионному фонду РФ на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» (далее Закон РФ № 18-ФЗ), в редакции Федерального закона от 22.07.2008г № 146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления трудовых пенсий» (далее – Закон РФ № 146-ФЗ), и Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) определяется порядок выделения Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, в связи с зачетом в страховой стаж периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, периода ухода, осуществляемого трудоспособным лицом, за ребенком-инвалидом (далее - нестраховые периоды), и порядок расчета объема этих средств.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закон РФ № 146-ФЗ вступает в силу с 1 января 2009 года.

В соответствии с ч 2 ст. 4 Закона РФ № 146-ФЗ перерасчет страховой части ранее установленных трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов производится с 1 января 2009 года по заявлению, поданному гражданином по 31 декабря 2009 года включительно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту его жительства.

Ответчиком не оспаривается, что истец обратился с данным заявлением в установленные сроки.

В силу ч.1 ст.17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации (далее – Закона РФ №173-ФЗ), размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативно-правовыми актами, действующими на этот день.

Согласно пенсионному делу ФИО2, истцу предоставлена пенсия по старости на льготных основаниях с Дата обезличена г.

При назначении пенсии истцу на территории России действовал Закон РФ от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской федерации» (далее Закон РФ от 20.11.1990).

На дату назначения пенсии по старости, согласно ст. 10 Закона РФ от 20.11.1990 г. на Дата обезличена г. у истицы имелось 31 год 3 месяца 14 дней общего трудового стажа, при этом трудового рабочего стажа, за исключением периодов иной деятельности, не являющейся работой — 21 год 6 месяцев 6 дней. Истцу учтен заработок за период с Дата обезличена по Дата обезличена гг. - 60 месяца подряд, взятых перед обращением за назначением пенсии, в соответствии со ст. ст. 99-103 Закона РФ от 20.11.1990 г..

Действия ответчика по произведенному осовремениванию среднего заработка в соответствии с Законом «О досрочном введении в действия Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РФ от 03.04. 1992г. № 2654-1, а также по индексации с учетом уровня стоимости жизни и индекса потребительских цен стороной истца не оспариваются.

При назначении пенсии с Дата обезличена г (с даты назначения пенсии) заработок учтен за период с Дата обезличена по Дата обезличена г. (фактический 199 руб. 74 коп.), который после осовременивания - индексации составил 310 р. 97 коп.

В расчете из этого заработка пенсия составила 220,79 руб., т.е. 71 % от 310 р.97 к.

Поскольку общий стаж на дату обращения составлял 31 год, — за стаж 15 лет (стажевое требование снижено, так как истица мать инвалида с детства и составляет 15 лет) - 55% плюс за стаж 16 лет сверх 15 лет требуемых - 16%, всего 71 %, в соответствии со ст. 16 Закона РФ от 03.04.1992 г.

Согласно решению заведующего Отделом Октябрьского отдела соцзащиты населения г. Томска от Дата обезличена г. Номер обезличен пенсия с Дата обезличена г. с учетом твердой компенсации 110,50 руб. составила в размере 331,29 руб., л.д. 88), которая выплачивалась истице ежемесячно, и в дальнейшем индексировалась в соответствии с действующим законодательством. Данные действия стороной истца также не оспариваются.

После предоставления дополнительных сведений о работе в ИЧП с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. был пересмотрен стаж работы истца, календарная продолжительность работы была исчислена в размере 25 лет 4 мес. 26 дней, продолжительность общего стажа осталась прежней 31 год. 3 мес. 14 дней.

Федеральным законом «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» №113-Ф3 от 21.07.1997 г. (в ред. от 30.12.2001) (далее – Закон РФ № 113-ФЗ) размер пенсии исчисляется с учетом индивидуального коэффициент пенсионера (далее –ИКП).

Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период. Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднемесячную заработную плату в стране за тот же период. При расчете пенсии с ИКП учитывается отношение не свыше 1,2.(Указом Президента РФ от 17.04.2001 N 437 установлено- что с 1 мая 2001 года и впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона при исчислении пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не должно превышать 1,2). Федеральный Закон №113 - ФЗ устанавливал отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране поэтапно - ст. 1 Закона РФ №113 – ФЗ.

Указом Президента РФ от 10.07.2000 N 1272 установлено, что с 1 августа 2000 года и впредь до вступления в силу соответствующего закона при исчислении пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не должно превышать 0,95.

Указом Президента РФ от 17.10.2000 N 1762 установлено, что с 1 ноября 2000 года и впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона при исчислении пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не должно превышать 1,2.

Закон РФ № 113-ФЗ внес изменение в ст. 7 Закона РФ от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской федерации».

В Законе РФ №113 - ФЗ применяется иное понятие трудового стажа, нежели в Законе №340-1 от 20.11.1990 г., а именно, вводится понятие календарного стажа, в подсчет которого, включаются только периоды работы, не включается, периоды иной деятельности, не являющейся работой, в том числе, периоды учебы, периоды ухода за ребенком до 3 — х лет, периоды ухода за ребенком — инвалидом и т.п.

В пункте «б» статьи 7 Закона от 20.11.1990 г. (в редакции названого Закона №113-ФЗ) указано, что при определении индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии с настоящей статьей учитываются календарно периоды работы, предусмотренные статьями 89, 90 и пунктом "ж" статьи 92 Закона, а также периоды, включаемые в трудовой стаж на основании пунктов "а" и "е" статьи 92 Закона. При этом часть вторая статьи 16 Закона не применяется. Период ухода за инвалидом ребенком и уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, предусмотрены пунктами «б» и «в» ст. 92, следовательно, учитывать периоды ухода при расчете пенсии по нормам Закона №340-1 в редакции Закона №113- ФЗ нет оснований.

Также в ст. 7 Закона РФ от 20.11.1990 г. предусмотрено, что в тех случаях, когда размер пенсии, исчисленный в соответствии с настоящей статьей, не достигает размера, предусмотренного другими нормами Закона, пенсионер вправе выбрать исчисление пенсии без применения индивидуального коэффициента.

Согласно пенсионному делу л.д. 81) размер пенсии истца на Дата обезличена года составлял 802,14 рублей, письменному отзыву ответчика - на Дата обезличена г размер пенсии истца составлял 883,34 рублей.

Поэтому размер пенсии с применением ИКП более выгоден для истца, и пенсия с применением ИКП установлена обоснованно.

Распоряжением от Дата обезличена г размер пенсии с применением ИКП истице установлен с Дата обезличена г.

При установлении пенсии с применением ИКП, ИКП был установлен 0,618 = 0.95 х 0.65 (стажевый коэффициент при календарном стаже работы 25 лет = 0,55 за стаж 15 лет плюс 0.10 за стаж 10 лет сверх 15 лет). ИКП 0,618 умножается на среднюю зарплату по стране — 1523 руб. (средняя зарплата по стране, действующая на Дата обезличена г., утв. Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 г. №27) и размер пенсии установлен в 941,21 руб. л.д. 82)

При этом стаж был рассчитан с учетом предоставления истицей в Управление ПФ РФ документов о своей работе с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. 3 года 10 мес. 20 дн., что в совокупности с 21 годом 6 мес. 6 дн. составило 25 лет 4 мес. 26 дн.

С Дата обезличена г. по решению комиссии ГУ — УПФР в г. Томске Томской области по рассмотрению вопросов, связанных с переплатами пенсий, от 19.10.2009 г. №1042 произведен перерасчет пенсии в связи с обнаружением счетной ошибки, общий стаж в календарном подсчете для исчисления размера пенсии установлен с учетом норм Федерального закона №113-Ф3 от 21.07.1997 г. 24 лет 10 месяцев 28 дней.

Ошибка состояла во включении в подсчет календарного стажа работы, учитываемого для исчисления размера пенсии с применением ИКП периода учебы на 6 месячных курсах по подготовке мастеров массового пошива легкого платья, который не подлежит включению в стаж, для исчисления размера пенсии в соответствии со ст.ст.88. 89. 91 Законов от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в РФ», с учетом применения норм ст. 7 п. «б» Закона «О трудовых пенсиях РФ» от 21.07.1997 г. №113-Ф3.

Негативные последствия этой ошибки были отнесены на ответчика. Установление пенсии с применением ИКП с учетом календарного стажа работы 24 года = 0,55 за стаж 15 лет плюс 0.10 за стаж 9 лет сверх 15 лет) более выгодно истцу, поскольку ИКП составит 0,608. Если его умножить на среднюю зарплату по стране — 1523 рублей, размер пенсии: 1523р.*0,608 = 925,9 рублей.

С Дата обезличена г. также при подсчета стажа исключены: периоды учебы, периоды ухода за ребенком — инвалидом, периоды ухода за малолетними детьми до 3-х летного возраста.

Стаж работы, учтенный в общий трудовой стаж, подсчитанный в календарном порядке по нормам Законов от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в РФ», от 21.07.1997г. №113-ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» составил:24 года 10 месяцев 29 дней.

Фактическая продолжительность трудовой деятельности, определенная ответчиком - 24 года 10 месяцев 29 дней, стороной истца не оспаривается.

По состоянию на Дата обезличена г. размер пенсии истицы был рассчитан следующим образом: 24 года календарно подсчитанного стажа (учитывается полное количество лет без учета месяцев и дней) — учтены в стажевом коэффициенте, где за стаж 15 лет (для матерей детей — инвалидов требование к общему стажу 15 лет согласно п. «а» ст. 11. ст. 16 Закона от 20.11.1991 г №340-1. размер пенсии устанавливается исходя из размера 55 процентов за требуемый стаж и сверх того по 1 проценту за стаж сверх требуемого) установлено 55 процентов плюс за стаж сверх 15 лет 9 процентов за стаж 9 лет ( 24 года — 15 лет = 9 лет), всего 64 процента или стажевый коэффициент по Закону №113- ФЗ составляет 0.64.

ИКП истицы рассчитывается: 0.64 — стажевый коэффициента умножается на 1.2 затем умножается на 1671 руб. - среднюю зарплату по стране на Дата обезличена г.. установленную за предшествующий квартал, постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 г. №720 в соответствии со ст. 1 Закона РФ №113-Ф3, по которому размер пенсии в рублях устанавливается исходя из среднемесячной заработной платы в стране за предшествующий квартал по индивидуальному коэффициенту пенсионера - итого: 0.64 * 1.2 * 1671 = 1283.33 руб.

С Дата обезличена г. в соответствии со ст. 14 Закона №173-Ф3 от 17.12.2001 г. (в первоначальной редакции) размер назначенной пенсии устанавливался следующим образом:

в силу п. 11 ст. 14 Закона №173-Ф3 (в ред. от 17.12.2001 г.) размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

пенсия П = БЧ (базовая часть) + СЧ (страховая часть) + НЧ (накопительная часть).

При этом базовая часть пенсии — 450 руб., в силу п. 1 ст. 14 Закона №173-ФЗ), страховая часть пенсии — остаток от получаемого размера пенсии, накопительная часть пенсии, (в настоящее время не выплачивается).

Размер пенсии у истицы на Дата обезличена г. составляет 1283,33 руб., следовательно, на Дата обезличена г.: базовая часть — 450 руб., страховая часть — 833,33 руб. накопительная часть — 0 руб.

Дальнейшие размеры пенсии у истицы увеличивались в связи с индексацией пенсий — ее базовой части, страховой части согласно постановлений Правительства РФ, а также были перерасчеты по Закону РФ № 18-ФЗ, Закону РФ №146-ФЗ, перерасчеты страховой части пенсии в связи с работой после 01.01.2002 г.

Таким образом, из расчета размера пенсии, представленного ответчиком следует, что размер пенсии исчислен из стажа, учтенного в календарном порядке, представляющего собой фактический трудовой стаж истца, а также с учетом льготного требования к стажу.

Такие периоды как: учеба, отпуск по уходу за ребенком в период отсутствия факта трудовых отношений, периода ухода за ребенком-инвалидом- при определении стажевого коэффициента для определения размера пенсии не учитываются в силу прямого указания закона.

Учесть указанные периоды в стаж для исчисления пенсии нет правовых оснований, также и в связи с тем, что законодательно закреплено компенсирование затрат на уход за малолетним ребенком и ребенком — инвалидом в другом порядке, а именно, согласно Закону № 18-ФЗ (возмещение за периоды ухода за малолетними детьми), по Закону №146-ФЗ (возмещение за периоды ухода за ребенком-инвалидом).

Таким образом, учет нестраховых периодов в составе стажа для исчисления размера пенсии повлек бы двойной учет данных периодов — в первый раз в размере пенсии при исчислении стажевого коэффициента, второй раз при возмещении согласно Законам №18-ФЗ (возмещение за периоды ухода за малолетними детьми), по Закону №146-ФЗ (возмещение за периоды ухода за ребенком-инвалидом), что не основано на законе.

По вопросу определения нестраховых периодов

Согласно ч.3 и 6 ст.11 Федерального закона «О трудовых пенсиях РФ» (далее –Закон № 173-ФЗ) в страховой стаж наравне с периодами работы и иной деятельностью включаются, в том числе, период ухода за ребенком в возрасте до полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, период ухода, осуществляемый трудоспособным лицом, за ребенком-инвалидом.

Нестраховые периоды, это в том числе, периоды ухода за ребенком до 3 — х лет и периоды ухода за ребенком инвалидом, при расчете нестраховых периодов ухода за ребенком до 3 — х лет применяется норма ст. 2 Закона РФ № 18-ФЗ, а при расчете нестраховых периодов с учетом времени ухода за ребенком инвалидом - ст. 2 Закона РФ № 146-ФЗ.

Стороны сошлись во мнениях, что данные периоды составляют 10 лет, 6 месяцев, 8 дней.

По мнению суда, нестраховые периоды не увеличивают стажевый коэффициент, применяемый для исчисления пенсии истице, составляющий 0,64, определенный из расчета стажа в календарном исчислении равном 24 года.

По вопросу определения стажевого коэффициента

В силу ч. 4 ст. 1 Закона РФ № 18-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) при выделении Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов суммарная продолжительность нестраховых периодов, имевших место до 1 января 2002 года, с учетом продолжительности других периодов, включенных в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав застрахованного лица, не должна превышать продолжительность общего трудового стажа, дающего право на применение предельного стажевого коэффициента, с учетом которого определяется расчетный размер трудовой пенсии в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Поскольку в соответствии со ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер пенсии, истцу производится по принципу календарного исчисления фактического периода работы, включение (зачет) в страховой стаж нестраховых периодов не влечет право на увеличение предельного стажевого коэффициента для перерасчета пенсии, в силу прямого указания закона. Стажевый коэффициент в отношении истца составит 0,64, поскольку на момент оценки пенсионных прав истца на Дата обезличенаг, было выгодно применять порядок исчисления трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ.

Аналогичная позиция изложена в п.п. «е» п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» где указано, что в силу пункта 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. При этом следует иметь в виду, что продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере) и в него включаются лишь те периоды, которые перечислены в названном выше пункте. Однако указанное правило не препятствует осуществлению оценки пенсионных прав граждан (по их желанию) по состоянию на 1 января 2002 года независимо от того, выработан ими на 1 января 2002 года общий или специальный стаж полностью или частично, исходя из размера пенсии, исчисленного по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", что вытекает из пунктов 6 и 9 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, которыми предусмотрена возможность оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (пункт 6), а также предусмотрено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ (пункт 9).

Следовательно, требование истца об обязании произвести оценку пенсионных прав и перерасчет с 01.01.2002 года по 31.12.2008 года страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов 10 лет 6 месяцев 8 дней с применением предельного стажевого коэффициента 0,75 в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. в редакции Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий» № 146-ФЗ от 22.07.2008г. удовлетворению не подлежит.

Определение ожидаемого периода выплаты

Согласно ч.1 ст.32 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации» №173-ФЗ, при определении размера страховой части трудовой пенсии, начиная с 01.01.2002 г., ожидаемый период действия трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет или 144 месяца и ежегодно увеличивается на 6 месяцев с 01 января соответствующего года до достижения 16 лет.

Таким образом, ожидаемый период выплаты составляет:

12*12+ 42 (7 лет прошедших с 01.01.2002 г. по 01.01.2009 г. умножается на 6 месяцев) =144+42=186 месяцев.

Данной нормой уменьшается ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный п.1 ст.14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ для лиц, которым пенсия назначается после 01.01.2002 г.

При этом не состоятельны доводы стороны истца о применении ч.3 ст.32 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ, предусматривающей определение размера страховой части трудовой пенсии по старости в случаях, предусмотренных п.21 и 22 ст.14 Федерального закона № 173-ФЗ таким образом, что ожидаемый период выплаты на 01.01.2009г. составит 120 месяцев.

Ч.3 ст.32 Закона РФ № 173-ФЗ устанавливает, что, начиная с 01.01.2002 г., ожидаемый период трудовой пенсии по старости не может составлять менее 10 лет, а, начиная с 01.01.2009 г., указанная продолжительность ежегодно увеличивается на 6 месяцев до достижения 16 лет.

Таким образом, данной правовой нормой исключается толкование, предложенное истцом о том, что ожидаемый период выплаты трудовой пенсии за период с 01.01.2002 г. по 01.01.2009 г. составляет 120 месяцев.

Поскольку из буквального смысла данной правовой нормы следует, что в независимости от того, в какой момент времени в течение периода с 2002 г. по 2009 г. возникло основание для перерасчета пенсии, ожидаемый период выплаты будет составлять не менее 10 лет.

Обстоятельства, влекущие перерасчет пенсии истца возникли в начале этого периода, то есть с 01.01.2002 г., следовательно, применяется порядок для определения размера страховой части трудовой пенсии, начиная с данного периода и ожидаемый период выплаты устанавливается продолжительностью 144 месяца с последующим увеличением на 6 месяцев.

Размер ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается в соответствии с ч.1 ст.32 Закона № 173-ФЗ.

Аналогичные разъяснения содержатся в п. «б» п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» где указано, что расчетный пенсионный капитал, т.е. учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу указанного Федерального закона, является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии (абзац четвертый статьи 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Расчетный пенсионный капитал в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года определяется по формуле, указанной в пункте 1 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона РФ №18-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 146-ФЗ) возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, определяется путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии по старости, стоимости страхового года на продолжительность нестраховых периодов, учитываемую в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона. При этом период продолжительностью один месяц считается как одна двенадцатая года, а период продолжительностью один день считается как одна тридцатая месяца. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) Стоимость страхового года ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации.

Страховая часть трудовой пенсии истице установлена с 01.01.2002 г, стоимость страхового года составляет 7274,40 рублей, следовательно, пенсионный капитал за 10 лет 6 месяцев 8 дней составит 76542,85 рублей: стоимость страхового года х 10 лет =72744,00, плюс 7274.40x6/12=3637.20 плюс 7274.40x8/360=161,65 = 76542,85 руб.

В силу ч. 1 ст. 4 Закона РФ №18-ФЗ ежемесячный объем средств федерального бюджета, подлежащий выделению Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, определяется путем деления суммы средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за это лицо, на ожидаемую продолжительность периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 21 статьи 14, пункт 1 статьи 15, пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") на день установления страховой части трудовой пенсии по старости. (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 146-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

Таким образом ежемесячная компенсация составит 411, 52 рублей: пенсионный капитал 76542,85 рублей делим на ожидаемый период выплаты равный 186 получаем 411,52 руб.

Стороны сошлись во мнении, подтверждается выпиской из картотеки по трудовой пенсии истца от 02.03.2010г, что страховая часть трудовой пенсии истца по состоянию на 31.12.2008 года составляет 2 524,01 рублей.

Тогда при увеличении ее на 411, 52 рубля страховая часть трудовой пенсии составит с 01.01.2009г. 2935, 53 рублей.

Следовательно, требование истца об обязании произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов из расчета 3161,87 рублей ежемесячно, начиная с 01.01.2009года удовлетворению не подлежит.

Согласно пенсионному делу, материальное положение истицы не ухудшается, так как ее пенсия постоянно увеличивается. Федеральный Закон № 146-ФЗ вступил в силу с 01.01.2009 г., не может обязывать пенсионные органы пересматривать размеры пенсий за прошлое время, так как в данном законе ему не придана обратная сила, а постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П указывает лишь на то, что на пенсионные правоотношения распространяются те нормативно-правовые акты, которые предоставляли пенсионные права, приобретенные пенсионные права не утрачиваются в связи с изменением законодательства. Поскольку Закон РФ № 146-ФЗ не действовал в период до 01.01.2009 г., поэтому ссылка на данное постановление Конституционного суда для обоснования придания обратной силы закону - несостоятельна.

Учитывая, что в силу ст. 151 ГК РФ моральный вред подлежит компенсации гражданину, если он причинен неправомерными действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, а поскольку оспариваемые действия ответчика признаны правомерными, требование истца о компенсации морального вреда с ответчика удовлетворению не подлежит.

Кроме того, согласно разъяснений Пленума Верховного Суда РФ ( постановление от 20.12.1994 г. №10) и с учетом п. 21 Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25, нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется, поэтому исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, требование о компенсации морального вреда, не подлежит удовлетворению также по этому основанию.

Поскольку в силу ст. 98 ГПК РФ судебные расходы подлежат возмещению в пользу истца лишь при удовлетворении исковых требований, требования истца удовлетворению не подлежат, поэтому расходы на оплату услуг представителя возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: .

.

.

.

.

.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200