о признании незаконным бездействия органа мсестного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 мая 2010 г. г.Томск

Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего Величко М.Б.

при секретаре Шелковкиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чайки М.Е. о признании незаконным бездействия администрации г. Томска, обязании главы Администрации г. Томска рассмотреть по существу и принять решение по заявлению от ***г. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка,

Установил:

Чайка МЕ обратился в суд с заявлением в котором, просит удовлетворить следующие требования:

- признать незаконным бездействие Администрации г. Томска, выраженное в непринятии решения по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: ++, ++, ++, кадастровый номер: №, для строительства многоквартирного жилого дома в 2-4 этажа,.

- обязать главу Администрации г. Томска вынести решение по заявлению Чайки МЕ о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: ++, ++, ++, кадастровый номер: №- для строительства многоквартирного жилого дома в 2-4 этажа, в течение 14 календарных дней с даты вступления судебного решения в законную силу

В обоснование заявитель указал, что ***г. обратился с заявлением в комиссию по землепользованию и застройки Администрации г. Томска с целью получения разрешения на условно разрешенный вид использования – строительство многоквартирного жилого дома 2-4 этажа на земельный участок, находящийся в ++, ++ кадастровый номер №

На территории Кировского района г. Томска ***г. прошли публичные слушания, где было решено – предоставить данное разрешение.

Заключением комиссии по землепользованию и застройке от ***г. было рекомендовано отказать в заявлении.

Письмом первого заместителя мэра г. Томска за №з от *** г. до сведения Чайки М.Е. доведено, что отказано в предоставлении разрешения.

Комиссия по землепользованию указала, что размещение 2-х этажного многоквартирного дома не соответствует требованиям пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическим регламентам.

Для устранения данных недостатков им были представлены: копия план - схемы дома на земельном участке, с указанием места парковки, копия пожарной декларации, подтверждающей допустимые пожарные риски в строящемся доме.

С учетом представленных документом *** г. подал заявление с просьбой комиссии рассмотреть указанные документы с учетом результатов уже проведенных публичных слушаний и подготовить заключение мэра г. Томска для принятия решения по его заявлению о предоставления условно разрешенного вида использования его земельного участка.

В предварительном судебном заседании Чайка М.Е. изменил обоснования требования указал, что на его заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: ++, ++ от *** г. был дан ответ от *** г., о том, что ему отказано в предоставлении условно разрешенного вида использования земельного участка. В данном ответе указано, что письмом (исх. 2738-3 от ***) за подписью первого заместителя Мэра города Томска отказано в предоставлении условно разрешенного вида использования земельного участка.

Отказ от ***г. им не обжаловался, вместе с тем, выявленные замечания им устранены, его заявление от *** г. по существу рассмотрено не было.

В связи с чем, просит удовлетворить следующие требования:

- признать незаконным бездействие, выраженное в непринятии решения по заявлению от *** года по вопросу представления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: ++, ++, ++, для строительства многоквартирного жилого дома и обязать устранить нарушение его прав путем рассмотрения заявления от *** г. по существу в соответствии с установленным порядком.

Представитель Администрации г. Томска, представил отзыв, в котором указал следующее.

Администрация г.Томска возражает против удовлетворения заявленных требований Чайка М.Е.

Заявление Чайка М.Е. вх.№з от ***, поданное им в порядке ст.39 Градостроительного кодекса РФ, надлежащим образом рассмотрено администрацией г.Томска.

Итогом рассмотрения данного заявления стал отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка расположенного по адресу ++, ++, ул.++ 774 кв.м. выраженный письмом первого заместителя Мэра ++ исх.№з от *** г.

Решением Советского районного суда г.Томска от ***г., имеющим преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, установлено, что письмо первого заместителя Мэра г.Томска исх.№з от *** является надлежащим по форме отказом. По сути данный отказ заявителем не оспорен.

Таким образом, нельзя считать, что администрация г.Томска допустила противозаконное бездействие, т.е. не рассмотрение заявления Чайка М.Е. вх.№з от *** по существу.

Заявление Чайка М.Е. от *** нельзя считать самостоятельным заявлением, поданным в порядке ст.39 Градостроительного кодекса РФ, т.к. оно подано в дополнение к рассмотренному основному заявлению.

Кроме того на него так же дан ответ, письмом от *** исх.№з.

Изучив предоставленные доказательства, выслушав пояснения участников судебного заседания, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям относятся акты органов местного самоуправления, их должностных лиц, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной - письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина.

В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от *** № к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Заявителем оспаривается бездействие администрации г.Томска выраженное в не рассмотрении по существу заявления от *** г. с учетом представленных документов, с учетом замечаний, выявленных при рассмотрении заявления вх.№з от *** г., а также в не принятии решения по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, с учетом представления дополнительных документов.

Заявлением от *** г., которое зарегистрировано *** г.. к входящему №з от ***г л.д. 12) подтверждается, что заявитель обратился с заявлением к председателю комиссии землепользования и застройки Администрацию г. Томска, в котором указал, что *** г (к вх. № от ***г.) были представлены: копия план-схемы дома на земельном участке по адресу: ++, ++, ++ уточняющая предполагаемое размещение дома на данном участке, а также копия пожарной декларации по вопросу пожарных рисков в строящемся доме, с учетом проведенных ***г. публичных слушаний по заявлению о предоставлении условно разрешенного вида использования земельного участка по адресу: ++, ++, ++, а также по представленным на комиссию материалам, просил в соответствии со ст. 12 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденных Решением Думы города Томска от 27 ноября 2007 г. N 687 в срок не более четырнадцати дней со дня регистрации заявления подготовить заключение по предмету запроса, с учетом результата публичных слушаний и направить мэру г. Томска рекомендации для принятия им соответствующего решения.

Заявлением от *** г., которое зарегистрировано ***г. к входящему №з от ***г, (л.д. 12) подтверждается, что заявителем председателю комиссии землепользования и застройки Администрацию г. Томска представлены копия план-схемы дома на земельном участке по адресу: ++, ++, ++ уточняющая предполагаемое размещение дома на данном участке, а также копия пожарной декларации по вопросу пожарных рисков в строящемся доме. Данное обстоятельство представителем Администрации г. Томска не оспаривается.

Заявлением от ***г., зарегистрированным вх. №з от ***г. подтверждается, факт обращения с заявлением о выдаче разрешения на получение условно разрешенного вида использования земельного участка по адресу: ++, ++, ++.

Таким образом, регистрацией заявлений от *** г. и от *** г. подтверждается, что они приняты к материалам по вопросу о выдаче разрешения на получение условно разрешенного вида использования земельного участка, находящемся на рассмотрении комиссии по землепользованию и застройки Администрации г. Томска в связи с поступлением заявления от ***г.

В ответе на заявление Чайки МЕ от ***г. Администрации г. Томска от *** г., подтверждается, что вопрос о выдаче разрешения на получение условно разрешенного вида использования земельного участка с учетом поступивших дополнительных материалов, приобщенных к заявлению от ***г. по существо не рассматривался, поскольку заявителю дан ответ следующего содержания: Рассмотрев Ваше обращение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: ++, ++, сообщаем следующее: при рассмотрении результатов публичных слушаний по проекту постановления Мэра города Томска о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по ++, члены комиссии по землепользованию и застройке большинством голосов приняли решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вышеуказанного земельного участка, на основании заключения комиссии по землепользованию и застройке от ***г. (копия прилагается) о принятом решении по вышеуказанному вопросу в Ваш адрес было направлено письмо (исх. 2738-3 от ***) за подписью первого заместителя Мэра города Томска, согласно распоряжению администрации города Томска от *** №л полномочия Мэра города исполнял первый заместитель Мэра города Томска, письмо (исх. 2738-3 от ***) является решением об отказе в предоставлении условно разрешенного вида земельного участка по адресу: ++, ++.

Таким образом, подтверждается, что заявление о выдаче разрешения на получение условно разрешенного вида использования земельного участка по адресу: ++, ++ принято к рассмотрению Администрацией г. Томска, с ***г. по *** г. к нему приобщены дополнительные материалы, документы представленные *** г. к вопросу о выдаче разрешения на получение условно разрешенного вида использования земельного участка не рассматривались.

Из пояснений представителя Администрации г. Томска, согласно которым заявление от *** г. Чайки МЕ по существу не рассматривалось, следует вывод, что фактически должностным лицом, действующим от имени Администрации г. Томска, отказано в осуществлении процедуры рассмотрения заявления, в связи с чем не может быть проверена обоснованность выводов о возможности или невозможности предоставления разрешения на условно разрешительный вид использования земельного участка.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ***г. (л.д. 8) заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок, по адресу : ++, ++, ++. с разрешенным видом использования: для ведение личного подсобного хозяйства. Данный разрешенный вид использования подтверждается также кадастровым планом земельного участка по указанному адресу л.д. 9-11).

В силу ч.3 ст.246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, поэтому юридически значимыми обстоятельствами по делу являются:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно ч. 2, 3, 4, 8, 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрКРФ) физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. На основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения может быть самостоятельным предметом судебного разбирательства.

Согласно п.1.25, 1.27 ст.39 Устава г. Томска Администрация г. Томска осуществляет управление, распоряжение земельными участками, расположенными в границах муниципального образования, предоставляет земельные участки гражданам, юридическим лицам, передает в собственность и сдает в аренду, осуществляет контроль за использованием земельных участков в муниципальном образовании «город Томск».

В силу п.1.3, 1.2 ст.25 Устава г. Томска Администрация г. Томска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, входит в структуру органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1, 6, 7 ст. 12 Правил землепользования и застройки в городе Томске лица, заинтересованные в получении разрешения на условно разрешенный вид использования, обращаются в орган, уполномоченный в области архитектуры и градостроительства администрации города Томска с соответствующим заявлением. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Публичные слушания проводятся не позднее чем через месяц с момента подачи соответствующего заявления в порядке и сроки, определенные Градостроительным кодексом РФ и статьей 9 настоящих Правил. Комиссия подготавливает и направляет Мэру города Томска рекомендации по результатам рассмотрения письменных заключений и публичных слушаний.

Порядок формирования и деятельности комиссии, предусмотренной, в том числе ст. 39 ГрК РФ, регулируется Законом Томской области от 11.01.2007г. № 8-ОЗ «О составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Томской области» (далее – Закон №8-ОЗ).

Применительно к территории городского округа муниципального образования «Город Томск», в силу ч. 5, 6 ст. 2 Закона № 8-ОЗ персональный состав и порядок деятельности Комиссии утверждаются главой Администрации города Томска.

Согласно ст. 3, 5 Закона №8-ОЗ комиссия в пределах своей компетенции обеспечивает общее руководство работой, анализ, проверку и оценку подготовленных по ее заданиям материалов при подготовке проекта правил землепользования и застройки, внесение в них изменений; запрашивает документы, материалы, необходимые для подготовки проекта правил землепользования и застройки, внесение в них изменений; принимает и отклоняет предложения, поступившие в комиссию в процессе подготовки проекта правил землепользования и застройки. Заседание Комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы, внесенные на рассмотрение Комиссии, а также принятые по ним решения.

Согласно п. 1.1., 3.1 Положения о комиссии по землепользованию и застройке» (утв. постановлением Мэра города Томска от 29.02.2008 N 125 Комиссия по землепользованию и застройке (далее также - Комиссия) является постоянно действующим совещательным органом при Мэре города Томска формируется на основании постановления Мэра города Томска, к ее компетенции относятся, в том числе подготовка рекомендаций Мэру города Томска по результатам публичных слушаний, в том числе рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, рекомендации по досудебному урегулированию споров в связи с обращениями физических и юридических лиц по поводу решений органов местного самоуправления города Томска, касающихся вопросов землепользования и застройки.

Согласно представленным представителем Администрации города Томска протоколам заседания комиссии от ***г. №, от ***г. №, от ***г. №, от ***г. № вопрос о выдаче разрешения на получение условно разрешенного вида использования земельного участка по адресу: ++, ++, ++ по заявлению от ***г. рассматривался неоднократно, после каждого рассмотрения давался ответ.

Поэтому, не обоснован довод, представителя Администрации города Томска о том, что с учетом сложившейся практики рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на получение условно разрешенного вида использования земельного участка, отказ в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, выраженный письмом от ***г., и признанный таковым решением Советского районного суда города Томска от ***г. – препятствует рассмотрению обращения с учетом предоставления дополнительных материалов.

Представителем Администрации города Томска не оспаривается, что приложения, необходимые для возбуждения процедуры рассмотрения обращения о выдаче разрешения на получение условно разрешенного вида использования земельного участка, которые были представлены в качестве приложений к заявлению от ***г. находятся в Администрации г. Томска, заявителю не возвращались. Следовательно не обоснована позиция, о необходимости представлять к заявлению от *** г. по вопросу выдачи разрешения на получение условно разрешенного вида использования земельного участка, аналогичный пакет документов, ранее представленных согласно заявлениям от ***г., и от ***г.

Доказательств рассмотрения и отказа в предоставление разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, с учетом предоставления дополнительных материалов, вх. от *** г. представителем Администрации города Томска не представлено.

Таким образом, Глава Администрации города Томска полномочен принимать решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, для чего организуются и проводятся публичные слушания.

Таким образом, отказ в возбуждении процедуры по рассмотрению вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не соответствует действующему законодательству, нарушает права заявителя.

Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10.02.2009г. № 2 исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно ч. 8 ст. 12 Правил землепользования и застройки в городе Томске решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения принимается Мэром города Томска в течение семи дней со дня поступления рекомендаций Комиссии по землепользованию и застройке и подлежит опубликованию в установленном порядке и размещению на официальном сайте города Томска в сети Интернет. Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такового должно быть принято в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи заявления, за исключением случаев, когда с заявителем достигнута договоренность об ином сроке.

Таким образом, Глава Администрация г. Томска обязан в двух месячный срок принять решение по заявлению Чайки МЕ о предоставления разрешении на условно разрешительный вид использования земельного участка.

В силу п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10.02.2009г. № 2, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в соответствии с действующей процедурой рассмотрения, суду следует признать действия (бездействие) незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

Согласно ст.12 Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде действие, бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.

Таким образом, суд вправе проверить в соответствии с действующим законодательством действия указанных в ст.254 ГПК РФ субъектов, в том числе, органов местного самоуправления, но не имеет полномочий обязать орган местного самоуправления принять определенное решение.

Поэтому суд не входит в обсуждение позиции участников об оценке результата и достаточности обсуждения вопроса на публичных слушаний (протокол от ***г.) по обсуждению проекта постановления администрации г. Томска «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: ++, ++, ++, проведенных на основании постановления от ***г. № администрации города Томска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконным бездействие выраженное в непринятии решения по заявлению от *** года по вопросу представления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: ++, ++, ++, для строительства многоквартирного жилого дома.

Обязать Главу Администрацию города Томска устранить нарушение прав Чайки М.Е. путем рассмотрения заявления Чайки М.Е. от *** г. о представления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: ++, ++, ++, для строительства многоквартирного жилого дома в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством в двух месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения путем подачи кассационной жалобы через суд Советского района г. Томска.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200