о признании права собственности на жилое помещение



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2010 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Величко М.Б.,

при секретаре Шелковкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Волковой Г.В. к Открытому акционерному обществу «Манотомь», Администрации г. Томска о признании права собственности на жилое помещение по адресу: ХХХ, ХХХА, ХХХ общей площадью 16,3 кв. м.,

установил:

Волкова Г.В. обратилась в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Манотомь» (далее – ОАО «Манотомь»), Администрации г. Томска о признании права собственности на жилое помещение по адресу: ХХХ, ХХХА, ХХХ общей площадью 16,3 кв. м.

В обоснование заявленных требований указала, что в кв. № по адресу ХХХ, ХХХА, она зарегистрирована и проживает постоянно. В общежитие по указанному адресу она была вселена в 1983 году администрацией ГП «Томский Манометровый завод». В 1993 году администрацией Советского района г. Томска был выдан ордер № на указанную квартиру. Общежитие по ХХХА было введено в эксплуатацию Решением № исполнительного комитета Томского городского Совета депутатов трудящихся от ***г. и передано на баланс государственного предприятия «Томский манометровый завод».

В 1993 году ГП «Томский Манометровый завод» преобразовано в АООТ «Манотомь». Здание общежития по ХХХА включено в уставный капитал АООТ «Манготомь».

Со ссылками на ст.ст. 4,7 ЖК РСФСР, Закон от ***г. №, а также в связи с тем, что администрацией Советского района г. Томска ей отказано в передаче указанной квартиры в собственность, Волкова Г.В. обратилась с настоящим иском в суд.

Истец Волкова ГВ, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик – Администрация г. Томска, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, для рассмотрения дела своего представителя не направил, ходатайств об отложении с указанием уважительности причин неявки не представил.

От представителя ОАО «Манотомь» поступило заявление с просьбой объявить перерыв в судебном заседании, в связи с занятостью в процессе в Томской областном суде.

В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителей ответчиков, поскольку ответчиками доказательств уважительности причин неявки не представлено, ходатайств об отложении судебного заседания, поданных лицом, полномочия которого подтверждены, не заявлено.

Изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в отношении ответчика ОАО «Манотомь» по следующим основаниям.

Суд полагает, что требования о признании за истцом права на жилое помещением, заявленное в иске, подлежит рассмотрению по нормам Жилищного кодекса РСФСР.

Так, статьей 1 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что Жилищный кодекс РФ вводится в действие с 01 марта 2005 года.

По общему правилу вновь принятый правовой акт регулирует только те правоотношения, которые возникают после вступления его в законную силу, если иное не предусмотрено в самом акте.

Согласно ст.5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Учитывая, что к спорным правоотношениям применяются нормы материального права, которые действовали на момент их возникновения, в качестве оснований иска истец указывает на проживание в квартире с 1983 году по настоящее время, суд полагает, что спор о признании за истцом права на спорное жилое помещение в период 1983 года по 01 марта 2005 года подлежит разрешению по нормам Жилищного кодекса РСФСР, а после 01 марта 2005 года по нормам Жилищного кодекса РФ.

Часть 1 ст.51 Жилищного кодекса РСФСР обязывает наймодателя - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) на основании ордера на жилое помещение заключить в письменной форме договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда с нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

Вместе с тем, наличие данного договора не является исключительным условием, для подтверждения наличия отношений найма.

Согласно ст.47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент получения вышеуказанного ордера, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

Судом установлено, что жилое помещение по адресу: ХХХ, ХХХ, ХХХ было предоставлено Волковой ГА Администрацией Советского района города Томска по ордеру № от ***г., выданного на основании постановления Главы Администрации Советского района от *** г. (лд 10). подтверждается также следующими доказательствами:

- постановлением главы Администрации Советского района г. Томска от *** №ж, согласно которому утвержден список Томского манометрового завода на выдачу ордеров для заселения освободившегося жилья, а также утвержден протокол заседания жилищной комиссии от *** г.

- архивной выпиской от ***г. №, согласно которой в списке на выдачу ордеров для заселения работниками Томского манометрового завода, утвержденного руководителем предприятия и председателем профкома, значилась Волкова ГВ, работающая инспектором по кадрам, которой предоставляется жилое помещение по адресу: ХХХ, ХХХ, ХХХ, в доме, являющемся общежитием ТМЗ (лд 12)

Факт проживания в данной квартире, с согласия ответчика, подтверждается следующими доказательствами:

- согласно паспорту истца, истица зарегистрирована по постоянному месту жительства по адресу: ХХХ, ХХХ ХХХ с *** года.

- согласно справке паспортного стола ЖЭУ ОАО «Манотомь» от ***г. в квартире № по ХХХ в ХХХ зарегистрирована и оплачивает коммунальные услуги Волкова ГВ (лд 8)

Ответственным лицом за регистрацию по месту жительства является ответчик.

Учитывая, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих основания вселения и регистрацию в жилом помещении с *** года, а также положение ст. 47 ЖК РСФСР, в судебном заседании нашел подтверждение факт вселения истца в установленном законом порядке с *** года и проживания истца в спорном жилом помещении на законном основании, с согласия ответчика.

Занимаемое истцом помещение является квартирой, имеет общую площадь 16,3 кв. м, жилую – 12.2. кв. м., что повреждается следующими доказательствами:

- техническим паспортом от ***г., согласно которому жилое помещение по адресу: ХХХ, ХХХ ХХХ находится в жилом здании – общежитии,

- кадастровым паспортом от *** г., согласно которому сведений о наличии запрещения или ареста отсутствуют, сведения о зарегистрированных правах на объект отсутствуют, помещение расположено в жилом здании (общежитии);

- решением администрации советского района от ***г. № о согласовании перепланировке и акт о вводе в эксплуатацию после завершения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения от ***г., согласно которым разрешена эксплуатация квартиры, общей площади 16, 3 кв. м, жилой – 12.2. кв..

Судом установлено, что здание по адресу: ХХХ, ХХХ являлось общежитием, относилось к государственному жилищному фонду, что подтверждается следующими доказательствами:- согласно решению исполнительного комитета Томского городского Совета депутатов трудящихся от *** г.№ (л.д. 24) дом по ХХХ в ХХХ сдан в эксплуатацию в качестве общежития и поставлен на баланс Манометрового завода;

- согласно справки начальника отдела кадров ОАО «Манотомь» Томский манометровый завод преобразован в Акционерное общество открытого типа «Манотомь с ***г. пр. №о от *** г., с ***г пр. №о от ***г. переименовано в открытое акционерное общество «Манотомь»

Согласно регистрационному свидетельству о собственности на основании плана приватизации, утвержденного Томским ОКИ, зарегистрировано право собственности за Акционерным обществом открытого типа «Манотомь на жилое здание по адресу: ХХХ, ХХХ., зарегистрировано ***г.

Сведениями из БТИ от ***г. подтверждается, правообладателем жилого здания по адресу: ХХХ, ХХХ является открытое акционерное общество «Манотомь».

Из решения исполнительного комитета Томского городского Совета депутатов трудящихся от *** г. и распоряжения комитета по управлению государственным имуществом Администрации Томской области от 01.06.1993 г. № 104 следует, что Акционерное общество открытого типа «Манотомь», до 1993 года являлось государственным предприятием «Томский манометровый завод» и имело на своем балансе общежитие по ХХХ в ХХХ, в 1996 г. право на которое зарегистрировано за Акционерным обществом открытого типа «Манотомь».

Право на приватизацию.

Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений по договору найма, вправе приобрести помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что при приватизации имущественного комплекса АООТ «Манотомь» в 1993 году общежитие по ХХХ в ХХХ было включено в перечень приватизируемых объектов недвижимости неправомерно.

Вывод суда о нарушении действующего законодательства при включении жилого здания по ХХХ в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий основан на следующем.

В соответствии со ст.ст.4, 7 Жилищного кодекса РСФСР, ст.1 Закона РФ «Об основах жилищной политики» общежития относятся к жилищному фонду.

В силу ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий.

Согласно п.5 ст.2 Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» данный закон не распространяется на приватизацию жилищного фонда, действующее законодательство и ст.18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не предусматривает приватизацию общежитий юридическими лицами и вообще приватизацию жилищного фонда совместно с приватизируемым предприятием.

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 года № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Пунктом 1 приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года № 3020 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Таким образом, при приватизации имущественного комплекса Государственного Предприятия «Томский манометровый завод» (1993г.) жилищный фонд, в том числе дом, в котором проживают истцы, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из положений приведенной нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в ведение организации, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.

Согласно ст.9 Закона РФ «Об основах жилищной политики» при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в их полном ведении, должен быть передан либо в полное хозяйственное ведение правопреемников, либо в ведение органов местного самоуправления.

Согласно ответа Администрации города Томска от ***г №В-1284 дом по ХХХ не стоит в реестре муниципальной собственности.

Вместе с тем отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года (вопрос 20) на практике имелись случаи, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность. На данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям.

Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Поскольку законодательство о приватизации не предусматривало возможности передачи права собственности на жилые помещения приватизируемым предприятиям, право собственности ОАО «Манотомь» на жилое помещение по адресу: ХХХ, ХХХ ХХХ – не возникло.

Согласно выписке «Ростехинвентаризации» от *** г. по состоянию на *** г., а согласно выписки УФРС от ***г. после *** г сведения о зарегистрированном праве собственности на жилое помещение по адресу: ХХХ, ХХХ, ХХХ – отсутствуют.

В соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Истец не использовала права приватизации, что подтверждается следующими доказательствами:

- согласно сведениям Томского филиала ФГУП от *** г. «Ростехинвентаризация» по состоянию на ***г. Волкова ГВ, *** года рождения, не использовала право приватизации в г. Томске.;

- согласно сообщения УФРС по Томской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Волковой ГВ на недвижимое имущество не зарегистрированы.

Следовательно, истица вправе приобрести занимаемое ею жилое помещение по ХХХ, ХХХ в ХХХ в собственность в порядке, предусмотренном ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии со ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Согласно ст.ст.17, 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

Поскольку спорное жилое помещение фактически не передано в муниципальную собственность, а истцом по существу ставится вопрос о праве на указанное жилое помещение, следует признать за Волковой ГВ право собственности на жилое помещение по адресу: ХХХ, ХХХ, ХХХ общей площадью 16,3 кв. м. в собственность в порядке приватизации.

При этом администрация г. Томска является ненадлежащими ответчиком, поскольку не владеют спорным жилым помещением и решение о признании права собственности за истцом не будет влиять на их права и обязанности.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 200 рублей, подтвержденные квитанцией от ***г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Волковой Г.В. к Открытому акционерному обществу «Манотомь» удовлетворить.

Признать за Волковой Г.В. право собственности на жилое помещение по адресу: ХХХ, ХХХ, ХХХ общей площадью 16,3 кв. м., жилой площадью – 12,2 кв. м.

В удовлетворении требований к Администрации города Томска - отказать.

Данное решение является основанием для государственной регистрации права собственности Волковой Галины Васильевны на жилое помещение по адресу: ХХХ, ХХХ, ХХХ.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Манотомь» в пользу Волковой Галины Васильевны в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 200 рублей (двести рублей).

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в 10-днейвный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: .

.

.

.

.

.

.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200