Дело № 2- 1610 /2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20.07.2010г. Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Миркиной Е.И.
при секретаре Орловой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Е.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области о понуждении засчитать в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента приобретения на нее права,
УСТАНОВИЛ:
Попова Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области о понуждении засчитать в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента приобретения на нее права, указав, что 30.07.2009г. она обратилась в отделение пенсионного фонда Советского района г.Томска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, в чем ей был отказано по тому основанию, что из специального трудового стажа в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения был исключен период общей продолжительностью 12 лет 10 месяцев 3 дня. Так, ей не был зачтен в специальный трудовой стаж в календарном исчислении период с 01.09.1990г. по 31.08.1992г. в должности ординатора ..............., при этом в это время она еще работала по совместительству также врачом – окулистом ............... Данный период должен зачитываться в специальный стаж, поскольку она занималась лечебной деятельностью, в том числе проводила операции больным, что подтверждается историями болезней, справкой ............... от 04.12.2009г.
Периоды с 12.10.1992г. по 07.04.1993г. и с 20.04.1993г. по 12.12.1993г., с 16.12.1993г. по 21.02.1994г. были зачтены в специальный стаж в календарном исчислении.
В льготном исчислении не засчитан, а засчитан в специальный стаж в календарном период работы с 01.03.1994г. по 01.09.1996г. и с 08.09.1996г. по 15.08.1999г. со ссылкой на то обстоятельство, что не подтверждено ее участие в хирургических операциях. Фактически же в этот период работы она осуществляла врачебную деятельность с проведением операций своим пациентам, что подтверждается историями болезней.
В специальный стаж не был включен период с 16.08.1999г. по 29.08.1999г. и с 07.09.1999г. по 07.01.2002г. в должности врача офтальмолога в ................ Ее должность в трудовой книжке указана как старшей ординатор офтальмологического отделения клиники хирургии. Во включении данного периода в специальный стаж пенсионный орган сослался на несоответствие наименования должности в номенклатуре Минздрава РФ № 377. Однако, весь этот период она занималась помимо обычной лечебной деятельности еще и хирургической, что подтверждается историями болезней. В этот период в связи с неукомлектованностью ............... ее перевели на руководящую военную должность до укомплектования, на которой он выполняла также обязанности врача офтальмолога с оперирующими функциями.
Также ей не был включен в специальный стаж период с 08.01.2002г. по 30.11.2004г. в должности начальника офтальмологического отделения ..............., со ссылкой на то, что должность не предусмотрена наименованием должностей. Фактически ее работа соответствовала должности врача офтальмолога в хирургическом отделении. На данную должность ее назначили по тем же причинам, что и за предыдущий период, то есть по причине неукомлетования штата ................ Данный период должен быть включен в специальный стаж в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев).
Период работы с 01.12.2004г. по 07.03.2006г. она работала в том же офтальмологическом отделении ..............., но должность, занимаемая ею была гражданской- врач-офтальмолог. Данный период ей зачли в специальный стаж в льготном исчислении ( один год работы за один год и шесть месяцев). В это период, как и во все предыдущие периоды в данном учреждении, она занималась тем же, вела прием больных и самостоятельно выполняла офтальмологические операции.
Период с 17.01.2007г. по настоящее время в должности главного врача стоматологической поликлиники не был засчитан в специальный стаж. Однако данный период должен быть включен в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку согласно п..20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет. Официального толкования термина «врачебная деятельность» законодательством не дано. Вместе с тем можно предположить, что термин «врачебная деятельность» аналогичен термину «медицинская деятельность». В соответствии с п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. № 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологической, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи. В приложении к данному Положению дан перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, который включает помимо прочих работы (услуги) по общественному здоровью и организации здравоохранения, а также непосредственно стоматология детская. Таким образом, безусловно, такая специальность как организация здравоохранения и общественное здоровье в стоматологии связана с осуществлением врачебной (медицинской) деятельности. При этом сама должность главный врач соответствует должности врача руководителя, которая указана в списке должностей, которые могут претендовать на досрочную трудовую пенсию по стрости. С учетом невключенных пенсионным органом периодов работы ее специальный стаж составляет 33 года 3 месяца 8 дней, а следовательно, ей должна быть назначена ответчиком досрочно трудовая пенсия с момента обращения, то есть с 30.07.2009г.
На основании изложенного с учетом последующих дополнений просит суд признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 30.07.2009 г., обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области устранить в полном объеме допущенные нарушения ее прав, назначить досрочно трудовую пенсию по стрости с 30.07.2009г. и насчитать за весь период невыплаты пенсии, начиная с 30.07.2009 г. и выплатить ее, включить в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, предусмотренный подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды работы:
в календарном исчислении с 01.09.1990г. по 31.08.1992г. в должности врача-ординатора ...............,
в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев периоды работы с 01.03.1994г. по 01.09.1996г. и с 08.09.1996г. по 15.08.1999г. в должности врача-офтальмолога ...............,
в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев с 16.08.1999г. по 29.08.1999г. и 07.09.1999г. по 07.01.2002г. в должности старшего ординатора офтальмологического отделения ...............,
в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев с 08.01.2002г. по 30.11.2004г. в должности начальника офтальмологического отделения ...............,
в календарном исчислении период работы с 17.01.2007г. по 30.07.2009г. в должности главного врача в стоматологической поликлинике
В судебном заседании истец иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше.
Представитель ГУ – УПФ РФ в г. Томск Томской области Мамаев А.Е., действующий на основании доверенности от 11.01.2010 г. № 5, в судебном заседании иск не признал. В возражениях на иск Поповой Е.А. указал следующее.
Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П при определении права на трудовую пенсию позволяет руководствоваться нормами ранее действовавшего законодательства. К периодам работы до 01.01.2002г. могут применяться нормы и правила, действовавшие до введения нового правового регулирования, а именно к периодам работы до 01.11.1999г. Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, п.2 названного постановления регулирует правила исчисления выслуги- далее Список и Правила 1991г., за периоды работы после 01.11.1999г. - Список и Правила, утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066.
Также, в рамках предоставленных Конституцией РФ (ч.1 ст. 115) и Законом РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. полномочий, правительством РФ постановлением от 29.10.2002г. № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.11 п.1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.
Верховный Суд РФ неоднократно в своих решениях указывал, что Списки и Правила исчисления периодов работы для назначения досрочной пенсии были приняты Правительством РФ в пределах предоставленных ему законом полномочий и не нарушают охраняемые законом права и интересы граждан (решение ВС РФ от 15.05.2003 г. № ГКПИ 03 - 424. решение ВС РФ от 21.05.2003 г. № ГКПИ 03 - 439. решение ВС РФ от 05.07.2002 г. № ГКПИ 2002 - 621. постановление Президиума ВС РФ от 26.06.2002 г. № 173пв01).
В соответствии с п.5 Правил от 29.10.2002г. № 781 по общему правилу применяется календарный порядок подсчета, за исключением случаев применения льготного исчисления стажа. Исключение установлено в п.п. б п.5 Правил № 781 в соответствии с которым исчисление стажа из расчета один год за один год и шесть месяцев применяется при условии работы в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложению (далее Перечень). Льготный порядок исчисления применяется только к некоторым должностям и структурным подразделениям согласно Перечню, работа в которых, по мнению законодателя, наиболее сложная и напряженная. За период до 01.11.1999г. согласно действовавшим на этот период Списку и Правилам, утв. Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. № 464, в льготном исчислении (абзац 2 пункт 2) засчитывается только работа в отделениях (палатах) хирургического профиля стационаров.
Периоды работы в должности врача-ординатора ............... не включен в специальный стаж, поскольку ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ как и ранее действовавшим законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж время учебы в клинической ординатуре. Правила № 516, утв. постановлением Правительства от 11.07.2002г., не предусматривают включение в стаж периода обучения в клинической ординатуре. Обучение в клинической ординатуре осуществляется в отрывом от основного места работы. Врачам, обучающимся в клинической ординатуре, выплачивается стипендия. Это означает, что данные периоды не являются работой и не совмещаются с ней. Позиция Пенсионного фонда подтверждается обзором практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2007года, определением Верховного Суда РФ от 11.05.2007г.
Периоды работы в должности врача-офтальмолога офтальмологического отделения ............... включены в специальный стаж в календарном исчислении, оснований для льготного исчисления (один год работы за один год и шесть месяцев) не имеется, поскольку на момент обращения не представлены документы, подтверждающие участие в хирургических операциях. Работодатель согласно индивидуальному лицевому счету истца также не квалифицирует данные периоды как работу, дающую право на льготное исчисление стажа.
Периоды работы в должности начальника офтальмологического отделения ..............., главного врача в ............... стоматологической поликлинике ............... не включены в подсчет специального стажа. На момент обращения не подтверждено осуществление врачебной деятельности по данным должностям. Работодатель согласно индивидуальному лицевому счету также не квалифицирует данные периоды как работу, дающую право на льготное исчисление стажа. Должность начальника офтальмологического отделения не предусмотрена соответствующими Списками. Таким образом, продолжительность специального стажа, подтвержденного документально, у истца 18 лет 1 месяц 5 дней, поэтому ей не может быть назначена трудовая пенсия по старости досрочно.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Поповой Е.А. подлежат удовлетворению частично, исходя из следующего.
Согласно п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент обращения истца за назначением пенсии) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах независимо от их возраста, предоставляется право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Согласно п.2 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
По смыслу указанной выше нормы закона право на получение пенсии за выслугу лет работников, осуществляющих лечебную и иную работу по охране здоровья населения, законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером работы.
В соответствии с решением об отказе в установлении пенсии от 19.10.2009г. № 4291 истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, не были зачтены в специальный стаж периоды работы:
· с 16.08.1999г. по 29.08.1999г. и с 07.09.1999г. по 07.01.2002г. в должности старшего ординатора офтальмологического отделения ..............., так как данная должность не предусмотрена разделом «наименование должностей» Списков от 1999г и от 2002г., рассмотреть данные периоды в соответствии с Правилами 1991г. также не представляется возможным, поскольку работа протекала в должности, не предусмотренной номенклатурой, утв. приказом Минздрава России от 15.10.1999г № 377. Работодатель также не квалифицирует данные периоды как работу, связанную с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, что отражено на индивидуальном лицевом счете Поповой Е.А.
· с 08.01.2002г. по 30.11.2004г. в должности начальника офтальмологического отделения ..............., так как данная должность не предусмотрена разделом «наименование должностей» Списков от 1999г. и от 2002г. Работодатель также не квалифицирует данный период как работу, связанную с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, что отражено на индивидуальном лицевом счете Поповой Е.А.
· с 17.01.2007г. по 30.07.2009г. в должности главного врача в стоматологической поликлинике Управления здравоохранения администрации г.Томска, так как отсутствуют документы, подтверждающие осуществление врачебной деятельности, работодатель также не квалифицирует данный период как работу, связанную с деятельностью по охране здоровья населения, что отражено на индивидуальном лицевом счете Поповой Е.А.
В соответствии с решением об отказе в установлении пенсии от 19.10.2009г. № 4291 был зачтен в специальный стаж в календарном исчислении период работы:
· с 01.03.1994г. по 01.09.1996г. и с 08.09.1996г. по 15.08.1999г. в должности врача-офтальмолога офтальмологического отделения ............... так как отсутствуют документы, подтверждающие участие в хирургических операциях, работодатель также не квалифицирует данные периоды как работу, дающую право на льготное исчисление специального стажа, что отражено на лицевом счете Поповой Е.А.
Суд не может согласиться с данными выводами ответчика по следующим основаниям.
В п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъясняется, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П при определении права на трудовую пенсию позволяет руководствоваться нормами ранее действовавшего законодательства. К периодам работы до 01.01.2002 г. могут применяться нормы и правила, действовавшие до введения нового правового регулирования, а именно: к периодам работы до 01.11.1999 г. Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464; за периоды работы после 01.11.1999 г. - Список и Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066.
Согласно трудовой книжке истца от 29.09.1976г., архивной справке от 25.11.2009г. № 1240 Сырочева (после замужества Попова, что подтверждается свидетельством о заключении брака от 10.07.1992г.) в период с 01.09.1990г. по 31.08.1992г. состояла в клинической ординатуре ................
В силу ст. 10 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 11 данного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно данной правовой норме время учебы в клинической ординатуре не засчитывается в страховой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Названными Правилами не предусмотрено включение в соответствующий стаж работы периода обучения в клинической ординатуре.
Согласно пункту 3 данных Правил, в стаж, дающий право на досрочную пенсию, засчитывается работа в должностях и учреждениях, которые перечислены в Списке. Учеба в клинической ординатуре в Списке не предусмотрена.
Ранее действующее законодательство также не засчитывало время учебы в клинической ординатуре в стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Статьей 91 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" устанавливалось, что подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре - включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
В соответствии с действовавшим на период обучения истца Положением о клинической ординатуре, утвержденным приказом Минздрава СССР от 19 мая 1971 г. N 362, и пунктом 6 Положения о клинической ординатуре, утвержденного приказом Минздрава РФ от 17.02.1993 N 23, обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы. Врачам, обучающимся в клинической ординатуре, выплачивается стипендия (п. 16 Положения).
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
В силу п. 5 указанных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды, когда работа по специальности не осуществлялась. К ним относятся периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Однако период обучения в клинической ординатуре в данном пункте не указан.
Согласно архивной справке от 25.11.2009г. № 1240 истец, состояв в клинической ординатуре ..............., заработную плату не получала, а получала стипендию.
В соответствии со справкой ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава от 16.07.2010г. № 859, от 14.07.2010г. № 858 Попова Е.А. в период с 01.09.1990г по 31.08.1992г. ............... в должности врача-специалиста не работала.
Из изложенного следует, что период обучения в клинической ординатуре не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Согласно трудовой книжке истца, уточняющей справке от 12.08.2009г. № 418 истец работал с 01.03.1994г. по 01.09.1996г. и с 08.09.1996г. по 15.08.1999г. в должности врача-офтальмолога офтальмологического отделения ..............., работала на 1 ставку, полный рабочий день, занималась всем объемом лечебной помощи, предусмотренной для врача-офтальмолога офтальмологического отделения.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющимся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781), а также Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико - санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, являющимся приложением к Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066), предусмотрены структурные подразделения учреждений здравоохранения «отделения хирургического профиля стационаров учреждений, в том числе офтальмологические» и должности «оперирующие врачи-специалисты всех наименований».
Из представленных историй болезни на имя Д., П., П.., Р., К. П., Ф., З., З., М., К., Г., К., Л., Л., К., Г., Г, Л., К., П., М., П., Д., Г. следует, что их лечащим врачом являлась Попова Е.А. им проводились различного рода операции.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в периоды работы 01.03.1994г. по 01.09.1996г. и с 08.09.1996г. по 15.08.1999г. истец фактически работал оперирующим хирургом-офтальмологом. В связи с чем данный период работы истца подлежит зачету в его специальный стаж в льготном порядке.
Согласно трудовой книжке истца, уточняющей справке от 12.08.2009 № 418 истец с 16.08.1999г. по 29.08.1999г. и с 07.09.1999г. по 07.01.2002г. работала в должности старшего ординатора офтальмологического отделения ..............., работала на 1 ставку, полный рабочий день, занималась всем объемом лечебной помощи, предусмотренной для врача-офтальмолога офтальмологического отделения. ...............
Свидетель А. показала, что работала с Поповой Е.А. в ............... до 1999 г., в 1999 г. она уволилась. Для военных учреждений ординатор - это военные должности, они выполняют функции врача. Истец была оперирующим врачом. Затем истца назначили начальником отделения, так как ставку ординатора, то вводили, то убирали, а ставка начальника была постоянной. Будучи начальником отделения, она выполняла также функции врача. Больных она также принимала, поскольку она была единственным врачом.
То обстоятельство, что Попова Е.А. в указанные периоды проводила операции, подтверждается историями болезни Б., К., А., К., А., М., В., А., М.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что период работы с 16.08.1999г. по 29.08.1999г. и с 07.09.1999г. по 07.01.2002г. в должности старшего ординатора офтальмологического отделения ............... истец фактически работала хирургом-офтальмологом. В связи с чем данный период работы истца подлежит зачету в ее специальный стаж в льготном порядке.
Согласно трудовой книжке, уточняющей справке от 12.08.2009г. № 418 истец с 08.01.2002г. по 30.11.2004г. работала в должности начальника офтальмологического отделения ..............., работала на 1 ставку, полный рабочий день, занималась всем объемом лечебной помощи, предусмотренной для врача-офтальмолога офтальмологического отделения.
То обстоятельство, что Попова Е.А. в указанные периоды работала врачом, проводила операции, подтверждается историями болезни А., К., П., С., К., А., Б., К., С, В., М., К., М., А., Д., М., С., М., Д., К., а также свидетельскими показаниями А.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что период работы 08.01.2002г. по 30.11.2004г. работала в должности начальника офтальмологического отделения ............... истец фактически работала врачом, оперирующим хирургом- офтальмологом. В связи с чем данный период работы истца подлежит зачету в ее специальный стаж в льготном порядке.
Истцу не был засчитан в специальный стаж период с 17.01.2007г. по 30.07.2009г. в должности в должности главного врача в стоматологической поликлинике Управления здравоохранения администрации г.Томска.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, право на досрочную трудовую пенсию по старости дает работа в поликлиниках всех наименований на должностях врачей-специалистов всех наименований, в том числе врачей-руководителей учреждений (их структурных подразделений), осуществляющих врачебную деятельность.
Таким образом, законодатель включает в специальный стаж лечебной или иной деятельность по охране здоровья населения работу в должности врачей-руководителей учреждений только при условии выполнения ими врачебной деятельности.
Согласно справке от 06.07.2010 г., выданной Управлением здравоохранения Томской области Администрации г. Томска, Попова Е.А., работая в должности главного врача в стоматологической поликлинике осуществляет медицинскую (врачебную) деятельность по охране здоровья населения по специальности организация здравоохранения и общественное здоровье.
Данная справка не может быть принята судом в качестве единственного доказательства того, что в указанный период истец осуществляла врачебную деятельность, поскольку в ней не указаны основания сообщения таких сведений, нет ссылки на какой-либо нормативный либо ненормативный акт.
Как изложено выше, право на получение пенсии за выслугу лет работников, осуществляющих лечебную и иную работу по охране здоровья населения, законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером работы.
Таким образом, установив Списком, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, в качестве условия включения работы в должности врача-руководителя в стаж, дающий право на досрочное получение пенсии, обязательное параллельное осуществление врачебной деятельности, законодатель подразумевает, что сама по себе работа врача-руководителя лечебного учреждения не несет таких неблагоприятных последствий, которые бы давали лицу право досрочно уйти на пенсию.
Исходя из этого, врач-руководитель наряду с руководящей работой должен также выполнять работу врача-специалиста, то есть осуществлять лечение людей.
В связи с этим довод истца о том, что указанная работа в должности главного врача медицинского учреждения уже по своей сути является врачебной несостоятелен и противоречит содержанию указанного нормативного акта.
Из должностной инструкции главного врача стоматологической поликлиники следует, что истец осуществляет руководство деятельностью учреждения, отвечает за всю лечебно-профилактическую, административно-хозяйственную и финансовую деятельность учреждения. Из должностной инструкции не усматривается, что истец осуществляет врачебную деятельность. Какие-либо другие документы истицей в подтверждение осуществления ею врачебной деятельности не представлено.
Из пояснений истца и представленных ею документов следует, что истец по специальности является врачом-офтальмологом. Ее специальность не позволяет ей работать по специальности в стоматологической поликлинике. По совместительству она также нигде не работает.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что период работы с 17.01.2007г. по 30.07.2009г. не дает истцу право на досрочное назначение пенсии по п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Поскольку на момент обращения в ПФ РФ, то есть 30.07.2009г., истец даже с учетом включения в специальный стаж в льготном порядке указанных выше периодов работы не имела необходимого для назначения пенсии стажа, требование истца обязать ответчика назначить пенсию со дня его обращения, признать за ней право на назначение указанной пенсии и возложении на ответчика обязанности насчитать и выплатить пенсию с этой даты, удовлетворению не подлежит.
При этом не отменяет указанных выше выводов суда и довод истца о том, что в период с 01.09.1990 г. по 31.08.1992 г. прохождения клинической ординатуры она также работала по совместительству окулистом в ............... согласно представленной справке № 61 от 04.12.2009 г., поскольку данная справка в ПФ при решении вопроса о назначении истцу пенсии не предоставлялась, что подтверждается решением от 19.10.2009 г.. В иске требование о включении периода работы окулистом в ............... также не заявлялось. Более того, данный период работы с 10.09.1990 г. по пол 27.06.1991 г. составляет 9 месяцев 17 дней. С учетом включения данного периода у истца все равно не набирается необходимого стажа 30 лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Поповой Е.А. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томск Томской области включить Поповой Е.А. в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев периоды работы: с 01.03.1994г. по 01.09.1996г., с 08.09.1996г. по 15.08.1999г. в должности врача-офтальмолога офтальмологического отделения ............... с 16.08.1999г. по 29.08.1999г., с 07.09.1999г. по 07.01.2002г. в должности старшего ординатора офтальмологического отделения ...............; с 08.01.2002г. по 30.11.2004г. в должности начальника офтальмологического отделения ................
В остальной части иск Поповой Е.А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.
Судья: Е.И. Миркина
На момент размещения не вступило в законную силу