о ликвидации свалки



№ 2-2762/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2010 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Николаенко Е.С.,

при секретаре Аплиной А.Р.,

при участии:

помощник прокурора Ленинского района г. Томска Мизгирева АС.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) возле дома № 3 по ул. Смирнова в г. Томске,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации г. Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) возле дома № 3 по ул. Смирнова в г. Томске общей площадью 50 кв.м, общим объемом 50 куб. м, указав, что 06.07.2010г. при обследовании территории возле дома № 3 по ул. Смирнова в г. Томске государственным инспектором Томской области по охране природы выявлено несанкционированное размещение отходов. Площадь свалки составляет 50 кв.м., объем свалки - 50 куб.м., состав свалки – отходы производства и потребления, строительный и бытовой мусор. В силу положений Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и ст.ст.8, 39 Устава города Томска на Администрацию города возложена обязанность при выявлении фактов несанкционированного размещения отходов (свалки) выполнить мероприятия по очистке территории от мусора. Непринятие Администрацией г. Томска мер по ликвидации свалки по указанному адресу ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, нарушает права неопределенного круга граждан - жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. В качестве правового основания заявленных требований истец ссылается на Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г., Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998г., Федеральный закон «О принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г., а также ст.ст. 8, 25, 39 Устава города Томска.

В судебном заседании представитель прокуратуры на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представитель ответчика Администрации г. Томска в суд не явилась, свои возражения на иск представила в письменном отзыве, в котором содержалась просьба о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из акта проверки природоохранной деятельности № 4-34 от 06.07.2010г., проведенной старшим государственным инспектором Томской области по охране природы К., следует, что в ходе проведенной проверки по выявлению мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории Ленинского района г. Томска обнаружена несанкционированная свалка мусора по адресу: г. Томск, ул. Смирнова, 3. Свалка находится за территорией ЗАО «Томсккабель» по ул. Смирнова, 3. Площадь свалки 50 кв.м., объем свалки – 50 куб.м. Состав свалки представлен в виде строительных и бытовых отходов.

Указанным актом № 4-34 от 06.07.2010г., приложенной к нему картой-схемой несанкционированной свалки на территории г. Томска и фотографиями, подтверждается факт наличия и место размещения несанкционированной свалки по адресу: г. Томск, ул. Смирнова, 3.

Свалка расположена в Ленинском районе г. Томска, то есть в пределах границ муниципального образования «город Томск».

В соответствии со ст.ст. 9, 42 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Статьей 3 указанного федерального закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.

Статьей 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, ст.ст. 8, 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды относятся, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории же муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 24, 25 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления» г. к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим федеральным законом, законами субъектов, уставами муниципальных образований, другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией.

Как следует из ст. 25 Устава г. Томска принятого решением Томской городской Думы от 04.05.2010 № 1475, структуру (перечень) органов местного самоуправления составляют: Дума города Томска - представительный орган муниципального образования «город Томск», Мэр городского округа город Томск - глава муниципального образования «город Томск», Администрация городского округа город Томск - местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «город Томск». Вышеперечисленные органы местного самоуправления обладают в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст.ст. 8, 40 Устава г. Томска к компетенции Администрации г. Томска относится, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения.

Таким образом, из анализа нормативных правовых актов суд приходит к выводу, что обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора, т.е. по организации сбора, вывоза и утилизации несанкционированного размещения отходов (свалки), возложена на Администрацию г. Томска. Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно.

Довод представителя Администрации г. Томска о том, что прокурором не представлено доказательств отсутствия прав иных землепользователей или землевладельцев на земельный участок, на котором расположена свалка судом не принимается, так как исходя из бремени доказывания самим ответчиком доказательств обратного не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на Администрацию г. Томска должна быть возложена обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) возле дома № 3 по ул. Смирнова в г. Томске, общей площадью 50 кв.м, общим объемом 50 куб.м, поскольку неприятие данных мер в нарушение требований законодательства ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан - жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска удовлетворить.

Обязать Администрацию города Томска принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) возле дома № 3 по ул. Смирнова в г. Томске, общей площадью 50 кв.м., общим объемом 50 куб.м.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Томска.

Судья:

Решение не вступило в законную силу

-32300: transport error - HTTP status code was not 200