Дело № 2- 2549 /10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18.08.2010 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Миркиной Е.И.
при секретаре Орловой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Каббо О.Л. к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Департаменту социальной защиты населения Томской области о понуждении признать подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, внести в реестр граждан, повергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний и направить представление о выдаче удостоверения установленного образца, выдать удостоверение установленного образца,
УСТАНОВИЛ:
Каббо О.Л. обратился в суд с иском к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России), Департаменту социальной защиты населения Томской области о понуждении признать подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, внести в реестр граждан, повергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний и направить представление о выдаче удостоверения установленного образца, выдать удостоверение установленного образца, указывая на то, что с 10.09.1958г. по 20.04.1959г. проживал в г................ Таврического района, с 20.04.1959г. по 01.09.1975г. в п................ Шемонаихинского района, с 01.09.1975г. по 25.07.1976г. в г................, с 26.07.1975г. по 25.04.1980г. в п................ Шемонаихинского района, с 25.04.1980г. по 11.08.1980г. в г................ Шемонаихинского района, с 11.08.1980г. по 01.01.1991г. в п................ Шемонаихинского района и получил, учитывая радиологический маршрут проживания в зоне повышенного радиационного риска суммарную эффективную дозу облучения свыше 25 сЗВ (бэр), согласно удостоверению, подтверждающему право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне № ............... и справке от 14.07.1997г. № 2500, выданной председателем районной специальной комиссии Шемонаихинской районной администрации Восточно-Казахстанской области республики Казахстан. Согласно хромосомному анализу от 15.04.2010г., выданному ФГУП «Северский Биофизический научный центр» значение цитогенетической индикации облучения соответствует дозе 26,9- 52,8 сЗв (бэр). Его обращение в ОГУ «Центр социальной поддержки населения Советского района г.Томска» о признании его пострадавшим вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне с предоставлением необходимых документов на получение удостоверения установленного образца, подтверждающего право на льготы, было отклонено вследствие того, что данные населенные пункты не входят в Перечни населенных пунктов бывшей Казахской ССР, которые подверглись радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утв. распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995г. № 356-р. На основании изложенного, просит обязать Департамент социальной защиты населения Томской области признать его подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и внести в реестр граждан, повергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний и направить в МЧС России представление о выдаче ему удостоверения установленного образца; обязать МЧС России выдать ему удостоверение установленного образца.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель Департамента социальной защиты населения Томской области Трифонова И.А. в отзыве на исковое заявление указала, что в соответствии со ст. 1 Закона «О социальных гарантиях гражданам, повергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали с 1949-1963 годы в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим законом. Таврический и Шемонаихинский районы, где проживал истец, не входят в перечни населенных пунктов, утвержденных распоряжениями Правительства РФ от 15.03.1995г. № 356-р и от 10.02.1994г. № 162-р. Кроме того, он проживал в Шемонаихинскм районе в 1975-1991 годах за пределами радиационного воздействия, то есть после 1963г. В определении Конституционного суда РФ от 14.12.1999г. № 197-О указано, что законодатель вправе применять дифференциацию исходя из масштабов радиационного воздействия, в том числе, времени воздействия, уровня радиационного загрязнения территорий и его влияния на организм. В данном определении также указано, что согласно ст. 22 «О радиационном безопасности населения» граждане имеют право на радиационную безопасность. Этому праву корреспондирует обязанность организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения обеспечивать выполнение мероприятий по защите населения от радиационных аварий и их последствий. В случае нарушения указанного права гражданам гарантируется предоставление мер социальной поддержки, то есть возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью. Вместе с тем, как вытекает из правовой позиции, сформированной Конституционным судом РФ в постановлениях от 01.12.1997г. № 18-П и от 19.06.2002г. № 11-П, применительно к возмещению вреда лицам, повергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом является факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуации. Аналогичная позиция высказана Конституционным судом РФ в определении от 04.02.2007г. № 960-О-П., руководствуясь которой вопрос о возможности признания гражданина пострадавшим от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в случае, если гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством РФ в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне может быть разрешен судом в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих или опровергающих получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Таким образом, истцу необходимо доказать факт получения им соответствующей дозы облучения, связь полученной дозы облучения с проведением ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, поскольку дозу радиации можно получить при выполнении работы в соответствующих условиях, службе в отдельных подразделениях Вооруженных сил РФ. При этом следует отметить, что с 04.05.2010г. введены в действие Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010г. № 5, в соответствии с которыми определяются суммарные (накопленные) дозы облучения лиц из населения, повергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в п1.2 которых указано, что вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается. В справке, предоставленной истцом от 14.07.1997г., доза радиационного воздействия указана от 7 до 35 бэр, в заключении же Северского биофизического научного центра доза указана 26,9- 52,8 сЗв, подобный разброс показателей снижает достоверность оценки дозы облучения.
В судебном заседании представитель Департамента социальной защиты населения Томской области Гуськова И.Е., действующая на основании доверенности от 28.12.2009г., против удовлетворения исковых требований не возражала.
Представитель МЧС России в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, против рассмотрения дела в свое отсутствие не возражал. В письменном отзыве на иск МЧС России указало, что истец проживал с 10.09.1958г. по 20.04.1959г. . в г................ Таврического района, с 20.04.1959г. по 01.09.1975г. в п................ Шемонаихинского района, с 01.09.1975г. по 25.07.1976г. в г................, с 26.07.1975г. по 25.04.1980г. в п................ Шемонаихинского района, с 25.04.1980г. по 11.08.1980г. в г................ Шемонаихинского района, в связи с чем имеет справку о проживании в данных населенных пунктах, отнесенных законом республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» к зонам повышенного радиационного риска и соответствующее национальное удостоверение. Указанные документы подтверждают проживание истца на определенной территории и право на получение льгот только в республике Казахстан. Документы, выданные в Казахстане, согласно разъяснениям МИД России и Минюста России . по данному вопросу обязательной силы на территории РФ не имеют, то есть то или иное лицо может быть признано пострадавшим от радиационного воздействия на Семипалатинском полигоне только в соответствии с нормами права государства своего гражданства. Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» предусмотрены меры социальной поддержки граждан, проживавших в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) в соответствии с критериями, установленными национальной Научной комиссией по радиационной защите. Таким образом, законодателем определены три обязательных условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, два из которых относятся к проживанию (населенный пункт и время проживания в нем), а третье - получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения (более 5 сЗв (бэр). Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утв. распоряжением Правительства РФ в редакции от 08.02.2002г. № 156-р, разработан на основе архивных, научных данных и исследований, проведенных во взаимодействии наиболее компетентных в решаемой проблеме и располагающих необходимыми данными профильных научных учреждений РФ. Перечень отражает физические особенности конкретных радиационных следов на территориях, примыкающих к Семипалатинскому полигону и оказавшихся на трассах атмосферного переноса радиоактивных продуктов ядерных взрывов. В нем достаточно точно оценены последствия испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, а также уровень загрязнения населенных пунктов бывшей Казахской ССР. Населенные пункты Шемонаихинского и Таврического районов бывшей Казахской ССР в Перечень не включены, поэтому отсутствуют правовые основания для распространения на истца норм ФЗ от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ. Определением Конституционного суда от 04.12.2007г. № 960-О-П установленное Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ основополагающее условие для получения мер социальной поддержки- получение гражданами дозы облучения свыше 5 бэр вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне оставлено в силе. В обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 03.12.2003г. установлено, что при решении вопроса об отнесении граждан к категориям лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, необходимо устанавливать проживал ли гражданин в 1949-1962гг. в определенном населенном пункте, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также мог ли гражданин получить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр). Справка, выданная истцу главой Шемонаихинской городской администрации не является в РФ достоверным доказательством получения дозы облучения от 7 до 35 сЗв, т.к. содержащаяся в ней информация основана не на специальных исследованиях, а с учетом радиологического маршрута проживания в зонах повышенного радиационного риска, установленных Законом республики Казахстан, не имеющим юридической силы в РФ. Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 10.10.2003г. № 5 разъясняется, что при рассмотрении судами гражданских дел непосредственно применяется такой договор РФ, который вступил в силу и стал обязательным для РФ и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (ч.4 ст.15 Конституции РФ, части 1 и 3 ст. 5 ФЗ «О международных договорах РФ», ч.2 ст. 7 ГПК РФ). Поскольку международных договоров между РФ и республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не существует, нет законных оснований для применения при рассмотрении настоящего иска права иностранного государства, в данном случае норм Казахстана, на территории РФ. В качестве доказательства получения истцом дозы свыше 5 сЗВ (бэр) представлены медицинские документы о проведении хромосомного анализа в ФГУ «Северский биофизический научный центр», свидетельствующие о наличии в организме истца накопленной дозы облучения 26,9- 52,8 бэр. Однако, согласно ответу на запрос МЧС России в Федеральное медико- биологическое агентство такие методы оценки полученного облучения, как измерение частоты хромосомных аббераций, не являются универсальными и не обладают достаточными параметрами для достоверной оценки дозы облучения, а использование данного метода в отдаленные сроки после облучения вообще невозможно. Следовательно, представленное истцом заключение не является экспертным и не может приниматься судом как доказательство получения дозы облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. При этом следует отметить, что в утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ методических указаниях по определению суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц, повергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне закреплено, что вынесение официальных заключений данного содержания в другом порядке, не основанном на применении данных методический указаний, не допускается. Согласно данным Перечня населенных пунктов республики Казахстан с указанием доз внешнего, внутреннего облучения и их суммы полученных населением за период с времени с 1949г. по 1992г. в результате деятельности Семипалатинского ядерного полигона, подписанного главным радиологом Минздрава Казахстана, направленного письмом от 18.10.1993г. на запрос комитета по ликвидации последствий многолетнего воздействия ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне, значение суммарной накопленной дозы облучения, полученной жителями п................ за весь этот период составила 1,84 сЗв, жителями г................ -0,26 сЗв, а г................ вообще не входит в указанный перечень. Учитывая, что истец проживал в них значительно меньше, факт получения им дозы облучения свыше 5 бэр является недостоверным. На основании изложенного , просит в иске отказать.
Третье лицо ОГУ «Центр социальной поддержки населения Советского района г.Томска» в лице и.о директора Петровой Н.Г. представил отзыв на иск, где просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указал, что в соответствии с утвержденным Порядком удостоверения выдаются гражданам РФ, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории РФ за ее пределами, включенных в Перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Перечни этих населенных пунктов утверждены распоряжением Правительства РФ от 10.02.1994г. № 162-р и от 15.03.1995г. № 356-р. По представленным истцом документам он проживал с 10.09.1958г. по 20.04.1959г. в г................ Таврического района, с 20.04.1959г. по 01.09.1975г. в п................ Шемонаихинского района, с 01.09.1975г. по 25.07.1976г. в г................, с 26.07.1975г. по 25.04.1980г. в п................ Шемонаихинского района, с 25.04.1980г. по 11.08.1980г. в г................ Шемонаихинского района, с 11.08.1980г. по 01.01.1991г. в п................ Шемонаихинского района. Названные населенные пункты не включены в перечень от 15.03.1995г. № 356-р населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Межгосударственных соглашений между Казахстаном и РФ о предоставлении мер социальной поддержки гражданам, переселенным с территории Восточно-Казахстанской области республики Казахстана на территорию России не имеется. При таких обстоятельствах органы социальной защиты населения не правомочны включить истца в реестры учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и направить документы истца в МЧС России для оформления ему удостоверения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст.ст.2, 18, 19, 46 Конституции РФ, объявляющих права человека высшей ценностью и обязывающих государство защитить права граждан, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, гарантирующих каждому судебную защиту его прав и свобод и корреспондирующих им положений международных правовых актов, в частности ст.8 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство в лице судебных органов обязано обеспечить разрешение любых судебных дел на основе законности, справедливости, равенства всех пред законом.
Статьей 45 Конституции РФ гарантирована государственная защита прав и свобод человека и гражданина РФ.
В силу ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.09.1994 года «О подписании конвенции о ядерной безопасности» Российская Федерация официально приняла на себя обязанность и выразила приверженность следовать общепризнанным принципам ядерной безопасности и фундаментальным нормам международного права в этой сфере. В статье 15 данной Конвенции содержится прямой запрет на получение человеком доз излучения, превышающих установленные национальным законодательством дозовые пределы.
Порядок предоставления социальных гарантий гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, регламентирован Федеральным законом от 10.01.2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
В соответствии со ст.1 названного Закона меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей.
В Перечне населенных пунктов, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 № 356-р, г................ Таврического района, п................ Шемонаихинского района, г................, г................ Шемонаихинского района бывшей Казахской ССР не отнесены к населенным пунктам, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую предельный уровень, вследствие ядерного взрыва 29.08.1949г. или 07.08.1962г.
Вместе с тем, в соответствии с законодательством республики Казахстан истец признан пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, о чем ему выдано удостоверение серии ............... от 01.10.1994г. Из удостоверения следует, что истец проживал с 10.09.1958г. по 20.04.1959г. в г................ Таврического района, с 20.04.1959г. по 01.09.1975г. в п................ Шемонаихинского района, с 01.09.1975г. по 25.07.1976г. в г................, с 26.07.1975г. по 25.04.1980г. в п................ Шемонаихинского района, с 25.04.1980г. по 11.08.1980г. в г................ Шемонаихинского района, с 11.08.1980г. по 01.01.1991г. в п................ Шемонаихинского района, расположенных в зоне повышенного радиационного риска. Данное обстоятельство подтверждается также справкой от 14.07.1997г. № 2500, выданной председателем районной специальной комиссии Шемонаихинской районной администрации Восточно-Казахстанской области республики Казахстан, из которой следует, что истец проживал в зоне повышенного риска с дозой воздействия от 7 до 35 бэр.
Конституционный суд РФ в своем определении от 04.12.2007 № 960-О-П «По жалобе гражданина Ермакова Сергея Лукича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» указал следующее.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" установленные данным Федеральным законом меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Как следует из названного законоположения - с учетом целевого предназначения данного Федерального закона, выраженного в его преамбуле, - меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством РФ перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов.
Таким образом, субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции РФ объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний; поэтому само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Из этого исходит и Федеральный закон от 09.01.1996г. "О радиационной безопасности населения", который предусматривает, что граждане имеют право на радиационную безопасность, а в случае нарушения указанного права гражданам гарантируется предоставление мер социальной поддержки, т.е. возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и причиненных им убытков (статьи 22, 25 и 26). С учетом указанных законоположений суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными.
В связи с чем Конституционный суд РФ сделал вывод, что часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Наличие у истца заявленной им в иске суммарной дозы радиации свыше 25 сЗв (бэр) подтверждено предоставленным хромосомным анализом Лаборатории геномной медицины Биофизического научного центра г.Северска Федерального медико-биологического агентства от 15.04.2010г.
Суд критически относится к доводам МЧС России о недопустимости данного доказательства? поскольку им не предоставлено доказательств, опровергающих данное заключение.
В адрес ответчиков по настоящему делу был направлен запрос, существует ли экспертное учреждение или медицинская организация, проводящая исследования с целью определения суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6.1.2574-2010 «Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 21.01.2010г.
МЧС России ответ на указанный запрос не предоставило.
Согласно ответу Департамента социальной защиты населения Томской области от 18.08.2010г. № 7-4085 Департаментом было направлено обращение в ВЧС России о предоставлении информации об учреждении, уполномоченном на выдачу справок, подтверждающих факт получения гражданином суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв. Письмом от 29.06.2010г. № 26-2-1992 МЧС России поставило Департамент в известность, что в настоящее время Министерство проводит организационную работу по определению учреждения (органа), уполномоченного на выдачу соответствующих справок.
Согласно ответам из ГУ «...............», Клиник государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «...............», ООО «...............» в данных организациях исследования с целью определения суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6.1.2574-2010 «Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 21.01.2010г. не проводятся.
Поскольку право на возмещение причиненного вреда здоровью от радиационного воздействия является правом, гарантированным Конституцией РФ и федеральным законодательством, данное право не может быть ущемлено только на том основании, что в настоящее время отсутствует экспертное учреждение, способное проводить исследование с целью определения суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц в соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6.1.2574-2010.
В связи с этим суд принимает заключение от 15.04.2010г., предоставленное суду истцом, в качестве доказательства получения им соответствующей дозы облучения.
С учетом указанных выше правовых норм суд считает необходимым исключить превосходство граждан РФ, признанных подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в связи с проживанием в населенных пунктах включенных в соответствующий Перечень, имеющих на этом основании право на льготы, перед истцом путем признания за истцом права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 № 2-ФЗ, так как права и свободы, признанные Конституцией РФ, гарантированы и обеспечиваются государством без какой-либо дискриминации.
Удовлетворение требований истца повлечет правовые последствия: получение мер социальной поддержки, предусмотренных законом «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» № 2-ФЗ от 10 января 2002 года.
В силу ст. 5 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления.
Выдача удостоверения является правовым последствием принятого решения о признании истца пострадавшей от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949-1963 годах с получением суммарной дозы радиации свыше 25 сЗв, однако, по процедуре, предусмотренной Приказом от 18 сентября 2009 г. N 540.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Каббо О.Л. удовлетворить.
Признать Каббо О.Л., ............... года рождения, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Обязать Департамент социальной защиты населения Томской области внести Каббо О.Л. , ............... года рождения, в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также направить в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представление о выдаче ему удостоверения единого образца.
Обязать Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать Каббо О.Л., ............... года рождения, удостоверение единого образца, подтверждающее его право на получение мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, повергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» в соответствии с процедурой, установленной Приказом МЧС России от 18 сентября 2009 года № 540.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Томска.
Судья: Миркина Е.И.
На момент размещения не вступило в законную силу