о признании незаконным бездействия по созданию городского округа лесничества, разработке регламента



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 августа 2010 года Советский районный суд города Томска в составе:

председательствующего Величко М.Б.

при секретаре Шелковкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по заявлению Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации города Томска, связанного с неисполнением обязанностей по созданию на территории городских лесов городского округа лесничества, разработки и утверждения его лесохозяйственного регламента, обязании до 01.12.2010 года обеспечить создание лесничества на землях города Томска, на которых расположены городские леса, определить порядок деятельности соответствующих лесничих, разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент лесничества,

у с т а н о в и л:

Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации города Томска незаконным.

В обоснование заявленного требования прокурор ссылается на следующие обстоятельства.

01.01.2007 г. введен в действие Лесной кодекс РФ, в соответствии с которым единицей управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов являются лесничества, чья деятельность должна быть регламентирована. Ст. 14 федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ» установлен срок для разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов – не более двух лет со дня введения в действие Лесного кодекса РФ, утверждение которых в силу ст. 87 кодекса отнесено к компетенции органов местного самоуправления. До настоящего времени на территории муниципального образования «город Томск» лесничества и лесопарки не созданы, лесохозяйственные регламенты не утверждены.

Полагая, что в результате бездействия лесозащитные и лесовосстановительные мероприятия не проводятся, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, не реализуются права граждан на использование расположенных в границах города лесных участков, учитывая, что в силу ст. 40 Устава г. Томска организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых территорий, расположенных в границах городского округа, отнесена к компетенции администрации г. Томска, прокурор просит:

- признать незаконным бездействие администрации г. Томска, выражающееся в неисполнении обязанности по созданию на территории городских лесов городского округа лесничества, разработки и утверждения его лесохозяйственного регламента;

- обязать администрацию г. Томска в срок до 01.12.2010 г. обеспечить создание лесничества на землях г. Томска, на которых расположены городские леса, определить порядок деятельности соответствующих лесничих, разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент лесничества.

В судебном заседании помощник прокурора Казначеева ЕН заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель администрации г. Томска Матюканцев А.О., выступающий на основании доверенности № 5150 от 25.12.2009 г., с заявлением не согласился, указав, что создание лесничеств и разработка регламента его деятельности администрация г. Томска вправе осуществлять только в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые в настоящем времени отсутствуют, а количество и границы лесничеств устанавливаются уполномоченным органом государственной власти. Полагал, что в деле отсутствуют доказательства нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, не обоснован довод о невозможности проведения лесоохранных мероприятий в отсутствие лесничества.

Суд, заслушав стороны, изучив письменные доказательства по делу, полагает, что требования прокурора не могут быть удовлетворены по следующим основаниям. В силу ч. 3 ст. 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, поэтому юридически значимыми обстоятельствами по делу являются: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).Администрация города Томска наделена отдельными полномочиями, в сфере охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Cсогласно п.п. 25, 38 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06/10/2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; осуществление муниципального лесного контроля и надзора.

Лесные отношения регулируются Лесным кодексом РФ.

От имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами (ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, которые располагаются на землях населенных пунктов, на которых располагаются городские леса (ч. 1 и п. 2 ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ).

Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка на землях, находящихся в муниципальной собственности, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, который утверждается органом местного самоуправления (ч. 1 и 3 ст. 87 Лесного кодекса РФ).

Частью 1 ст. 14 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлен срок для разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов - не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации (т.е. До 01.01.2009).Предоставленными заявителем доказательствами, подтверждается, что в указанный федеральным законом срок лесохозяйственные регламенты не разработаны и не утверждены, что не оспаривается представителем администрации города Томска, письменными доказательствами:

представлением Томского межрайонного природоохранного прокурора мэру г. Томска от 14.04.2010 № 18-2010, докладной запиской от 30.06.2010 о результатах проверки соблюдения органами местного самоуправления г. Томска лесного законодательства, ответом управляющего делами Администрации г. Томска от 14.05.2010 № 2691, согласно которым органами администрации г. Томска определены территории, подлежащие отнесению к городским лесам, подготовлен проект корректировки городских лесов, однако лесохозяйственный регламент не утвержден, в связи отсутствием средств местного бюджета; письмом управления охраны окружающей среды и природоохранного комплекса от 15/07/2010 №771, согласно которому для производства работ по образованию земельных участков, межеванию, постановке на кадастровый учет проведение лесоустройства, разработку лесохозяйственного регламента требуется 38 млн. рублей.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 5 ст. 23 Лесного кодекса РФ количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 5.13.3. положения от 16 июня 2004 г. N 283 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» определение количества лесничеств, лесопарков, установление их границ возложено на федеральное агентство лесного хозяйства.

Из анализа приведенных норм следует, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по установлению порядка деятельности, полномочия лесничих, обеспечивающих реализацию лесохозяйственного регламента, в лесничествах и лесопарках, на участках, входящих в муниципальную собственность. Количество лесничеств, лесопарков, их границы, устанавливаются нормативными правовыми актами только уполномоченного государственного органа Российской Федерации. (ч. 4 и 5 статьи 23 ЛК РФ)

Таким образом, обязанности по созданию лесничеств и лесопарков, предусматривающей определение их количества и границ, на органы местного самоуправления не возложена, а потому требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации по созданию на территории городских лесов городского округа лесничества, в части определения их количества и границ удовлетворены быть не могут.

Судом отвергаются доказательства заявителя по вышеуказанному вопросу: объяснения начальника отдела городских лесов Управления охраны окружающей среды и природного комплекса администрации г. Томска от 26.07.2010 г, полученных в ходе прокурорской проверки, показания свидетеля Читоркина ВВ, согласно которым разработка границ и количество лесничеств и лесопарков должна быть возложена на органы местного самоуправления, поскольку противоречат действующему законодательству.

Кроме того, не подлежат удовлетворению требования прокурора о признании бездействия администрации города Томска по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента лесничества.

Нормы лесного законодательства возлагают обязанность на органы местного самоуправления разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств (п. 4 ч. 1 ст. 84, ч. 3 ст. 87 Лесного кодекса РФ) в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с ч.1 ст. 25 Устава г. Томска структуру органов местного самоуправления составляют: Дума Города Томска - представительный орган муниципального образования "Город Томск"; Мэр Города Томска - глава муниципального образования "Город Томск"; Администрация Города Томска - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Томск"); счетная палата Города Томска - контрольный орган муниципального образования "Город Томск".

В силу п.п. 1.31 п. 1 ст. 40 Устава г. Томска к полномочиям администрации г. Томска отнесена организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, основой которого является регламент.

В силу положений ст. 8 Лесного кодекса РФ в муниципальной собственности могут находится только лесные участки, не входящие в состав лесного фонда.

Из сообщения департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска от 24.08.2010 г. № 01-01-18/10040 следует, что лесные участки в реестре муниципальной собственности города Томска не значатся.

Из анализа действующего лесного законодательства суд приходит к выводу, что обязанность по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента возникает у органа местного самоуправления только тогда, когда есть необходимость урегулирования деятельности лесничеств и лесопарков, образованных федеральным агентством лесного хозяйства, на лесных участках, входящих в состав городского округа..

Постановлением Правительства от 18/06/2007г. № 377 утверждены Правила проведения лесоустройства, которые устанавливают порядок проведения лесоустройства на землях лесного фонда и землях поселений, на которых расположены городские леса, а также на землях обороны и безопасности и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Согласно п. 2,3, 11 Правил от 18/06/2007г. № 377 лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков которое осуществляется в целях установления количества лесничеств и лесопарков, а также закрепления на местности местоположения их границ. В ходе проектирования осуществляется деление территорий лесничеств и лесопарков на лесные кварталы. Проектирование лесничеств и лесопарков, а также закрепление на местности местоположения их границ, обеспечиваются Федеральным агентством лесного хозяйства.

В последующем, в силу п. 12. Правил от 18/06/2007г. № 377 органами местного самоуправления - в отношении лесных участков, находящихся в собственности муниципальных образований по результатам муниципальных заказов обеспечивается проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения их границ, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Таким образом, проектирование лесничеств и лесопарков отнесено к ведению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а проектирование лесных участков, являющихся собственностью муниципального образования «город Томск» - органами местного самоуправления.

Данный вывод также следует из анализа Утвержденного Приказом МПР России от 19.04.2007 N 106 состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроки их действия и порядка внесения в них изменений, согласно п.п. 5.1.1-5.1.3 которого лесохозяйственный регламент включает в себя, в том числе, на указание его наименования, местоположения лесничества, лесопарка (далее — лесничество); общей площади лесничества и участковых лесничеств; распределение территории лесничества по муниципальным образованиям

В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Согласно ч. 2 ст. 84 ЛК РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области, использования, охраны, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством РФ. Полномочиями по проектированию лесничеств и лесопарков, определению их границ Администрация города Томска не наделялась.

В силу ч.1. ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Ч.. 2. ст. 7 Устава города Томска установлено, что местное самоуправление в Городе Томске - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Томской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.

Требования о проектировании лесничеств и лесопарков, на территории муниципального образования «город Томск”, об образования и передаче лесных участков в собственность муниципального образования «город Томск» не заявлены.

Поскольку проектирование лесничеств и лесопарков отнесено к ведению уполномоченного федерального органа исполнительной власти (ст. 67 и 68 Лесного кодекса РФ), в настоящее время мероприятия по передаче лесных участков в собственность муниципального образования «город Томск» не проведены, не определено количество и границы лесничеств и лесопарков, возложение обязанности на администрацию города Томска по разработке лесохозяйственного регламента, созданию на территории городских лесов городского округа лесничества, обеспечение создания и порядка деятельности лесничих, действующих на землях города Томска, как органа местного самоуправления - преждевременно.

Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что решения действия (бездействия) органов местного самоуправления, могут быть обжалованы, если в результате: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

По смыслу данной статьи нарушения прав оспариваемым действием (или бездействием) должно быть реальным, а не предполагаемым. Доказательств нарушения прав неограниченного круга лиц именно в связи с незаконным бездействием Администрации города Томска не представлено.

Целью обращения с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ является устранение нарушенного права путем отмены незаконного решения либо прекращения незаконных действий (бездействия), на что указывает ст.258 ГПК РФ.

Судом установлено, что указанное заявителем бездействие не может быть устранено на момент рассмотрения дела Администрацией города Томска.

Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку довод заявителя о незаконности, указанного им бездействия Администрации города Томска судом признан преждевременным, указанные заявителем нарушения прав неограниченного круга лиц непосредственно не обусловлены бездействием Администрации города Томска, поэтому заявителем не доказано реальное нарушение прав неопределенного круга лиц, именно в связи с незаконным бездействием органа местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 195-197, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области о признании незаконным бездействия администрации города Томска по созданию лесничеств, разработке и утверждению регламента лесохозяйственной деятельности, обязании до 01.12.2010 года обеспечить создание лесничества на землях города Томска, на которых расположены городские леса, определить порядок деятельности соответствующих лесничих, разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент лесничества - отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд города Томска.

Председательствующий: (подпись)

Копия верна. Судья: М.Б. Величко

Секретарь: ЕВ Шелковкина

Решение вступило в законную силу «___» ____________ 200___г.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200