о предоставлении жилого помещения вне очереди



№ 2-2658/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2010 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Николаенко Е.С.,

при секретаре Агафонкиной Ю.А.

с участием

истца Рулинской Ж.Г.

представителей ответчиков: Администрации Томской области Плешаковой Ж.В., Администрации г. Томска Поморцевой К.А., действующих на основании доверенностей

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Рулинской Ж.Г. к Администрации г. Томска, Администрации Томской области о предоставлении жилого помещения вне очереди

УСТАНОВИЛ:

Рулинская Ж.Г. обратилась в суд с иском к Администрации г. Томска, Администрации Томской области об обязании ответчиков за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области предоставить вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, не ниже установленных норм по г. Томску.

В обоснование заявленных требований указала, что имеет статус сироты. После смерти родителей жила в детских домах, закончила ПУ ..............., ПУ ................ На период обучения ее снабжали койко-место в общежитии, однако после окончания ее выселили, и она оказалась на улице. У нее никогда не было жилья, родители его то же не имели, на период нахождения в детском доме жилое помещение за ней не закреплялось. Обратившись в Администрацию Ленинского района г. Томска ее поставили на учет в качестве нуждающегося, очередь в нем №..............., а в льготной очереди № ................ Жилого помещения вне очереди ей не предоставили, прописки она не имеет. В браке истец не состоит, проживает временно в поселке ............... с ребенком ...............2009 года рождения.

Со ссылками на ст.40 Конституции Российской Федерации, п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, п.1 ст. 8 ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области просит суд обязать Администрацию города Томска и Администрацию Томской области за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области приобрести и предоставить ей, Рулинской Ж.Г. вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение общей площадью не ниже установленных социальных норм по г. Томску.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Администрации Томской области иск не признала, представила письменный отзыв. В суде пояснила, что Администрация Томской области является ненадлежащем ответчиком, так как в соответствии с Законом Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее – Закон № 188-ОЗ) решением Думы г. Томска от 25.11.2007 № 740 «Об осуществлении Администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения осуществляет Администрация г. Томска. Данными нормативными правовыми актами, ни федеральным законодательством не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку. Кроме того, если средств субвенций, на указанные цели в областном бюджете недостаточно, согласно ч.7 ст. 6 Закона № 188-ОЗ органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы для осуществления отдельных государственных полномочий. Гражданин в возникших бюджетных правоотношениях субъектом не является, в связи с чем, его субъективное право не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.

Представитель ответчика Администрации г. Томска иск не признала и также полагала себя ненадлежащем ответчиком, представила письменный отзыв на иск. Полагала, что осуществление государственных полномочий в данной сфере передано на уровень Администраций районов и Управлению социальной политике Администрации г. Томска. Передача государственных полномочий в соответствии с федеральным законодательством невозможна без финансовых субвенций субъекта РФ, а финансовые ресурсы, направляемые на приобретение жилых помещений данной категории граждан, являются в силу закона расходными обязательствами Администрации Томской области, передачу которых Администрация Томской области обязана обеспечивать. Однако финансирование местного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий не соответствуют необходимым и на сегодняшний день выделено средств только на одно лицо, несмотря на то, что на учете находится 70 лиц из числа детей-сирот имеющих право на внеочередное предоставление жилья.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, исковые требования к Администрации г. Томска подлежащими удовлетворению, в удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области следует отказать.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичное положение содержится в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. В частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно свидетельству о рождении ............... Рулинская Ж.Г. родилась ...............1990г. в г. Томске, ее родителями являлись отец Р.Г. и мать – Р.О..

Согласно свидетельствам о смерти, отец истца - Р.Г. умер ...............1989, мать - Р.О. умерла ...............2006 года.

Постановлением Главы объединенной Администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от 21.09.1998 № 743 Рулинская Ж., оставшись без попечения родителей, так как ее мать Р.О. была лишена родительских прав направлена в детское государственное учреждение.

18.07.2007 истец определена в Детский дом ............... г. Томска, что подтверждается Путевкой ............... Департамента общего образования Томской области.

В 2006-2007 г. Рулинская Ж.Г. окончила профессиональное училище ............... ..............., ей присвоена квалификация «Плодоовощевод», «Цветовод», что подтверждается свидетельствами ................

...............2008 года истец окончила профессиональное училище ............... г. Томска ............... по профессии «продавец продовольственных товаров».

31.03.2009 отделом опеки и попечительства Администрации г. Томска Рулинской Ж.Г. проживающая ............... (съемное жилье), выдана справка ............... для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в которой указано, что жилая площадь за ней не закреплялась, истец относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Письмом Администрации Ленинского района г. Томска от 31.03.2010 ............... подтверждается, что согласно распоряжению главы Администрации от 31.03.2010 ............... Рулинская Ж.Г. включена в список учета граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, учетный номер № ..............., а также в список учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа под № ................

В настоящее время Рулинская Ж.Г. снимает квартиру, имеет дочь, ...............2009 года рождения, согласно копии паспорта регистрации не имеет.

Согласно ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Томский филиал от 19.06.2008 и сообщения об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.08.2008 ............... сведения о наличии прав на недвижимое имущество Рулинской Ж.Г., ...............1990 г.р. отсутствуют.

Таким образом, Рулинская Ж.Г. является лицом, оставшимся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения и в силу вышеприведенных норм права имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. Данные обстоятельства по существу не оспаривались всеми лицами, участвующими в деле.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации и п. 6 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вправе наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления финансовых средств.

Законом № 188-ОЗ администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

В силу ч.2 ст.2 указанного Закона Томской области исполнительные органы государственной власти Томской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, в том числе осуществлять контроль за их расходованием.

Согласно ст. 6 Закона Томской области № 188-ОЗ финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, которые выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Расчет и распределение субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов осуществляются в соответствии с приложением 1 к настоящему Закону.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поседений, городских округов за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании ( ч.3 ст. 3 Закона № 188-ОЗ).

Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17.0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина.

Решением Думы города Томска от 25.12.2007г. №740 «Об осуществлении Администрацией города Томска отдельных государственных полномочий» установлено, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются Администрацией города Томска.

В силу указанных норм законодательства, суд не принимает довод Администрации г. Томска о том, что Администрация г. Томска является ненадлежащем ответчиком, так как отдельные государственные полномочия в данной сфере от имени Администрации г. Томска осуществляет управление социальной политики администрации г. Томска и администрации районов города Томска, которые являются самостоятельными юридическими лицами.

Действительно, согласно распоряжению Мэра г. Томска от 04.05.2008 № р344 на территории муниципального образования «Город Томск» отдельные государственные полномочия в данной сфере осуществляет управление социальной политики администрации г. Томска и администрации районов города Томска. Однако внутреннее распределение обязанностей между структурными подразделениями не является передачей полномочий, а ответственным и обязанным органом в силу законодательства остается Администрация г. Томска, от имени которой данные структурные подразделения и выступают.

Из анализа вышеприведенных норм права, следует, что дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилья, обеспечиваются жилыми помещениями Администрацией г. Томска в силу закона вне очереди, в связи с чем, суд находит требования Рулинской Ж.Г. к Администрации г. Томска подлежащими удовлетворению.

Исковые требования к Администрации Томской области не подлежат удовлетворению в силу того, что государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы на уровень муниципальных органов.

Отношения по финасовому обеспечению указанных государственных полномочий в виде предоставления субвенций из областного бюджета муниципальным органам являются межбюджетными отношениями и регулируются нормами бюджетного законодательства (ст. 140 Бюджетного кодекса РФ). Законодательством не предусмотрена обязанность выделения денежных средств конкретному ребенку- сироте.

Гражданин, в силу ст. 1 и ст.152 Бюджетного кодекса РФ участником бюджетных отношений не является, в силу чего его субъективное право, которое ему предоставлено законом не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.

Вместе с тем, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации и п. 6 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделяя органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должны передавать необходимые для их осуществления финансовые средства.

Методика расчета субвенций и порядок расходования субвенций определены Законом № 188-ОЗ и Постановлением Администрации Томской области «Об утверждении порядка расходования местными бюджетами субвенций из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения от 4 марта 2009 г. N 40а.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Рулинской Ж.Г. к Администрации города Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию города Томска за счет средств, предоставленных Администрацией Томской области для обеспечения жилым помещением Рулинской Ж.Г., ...............1990 г.р., приобрести и предоставить Рулинской Ж.Г., вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение общей площадью не менее 17,0 квадратных метров в черте муниципального образования г. Томск.

В удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья:

Решение не вступило в законную силу

-32300: transport error - HTTP status code was not 200