На момент публикации решение не вступило в законную силу



Дело ...............

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2010г. Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Величко МБ

при секретаре Аплиной АР,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Изотовой ОГ к Администрации города Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Изотова О.Г. обратилась в суд с иском к Администрации г.Томска о внеочередном предоставлении жилого помещении, указывая, что она являюсь лицом из числа детей –сирот, в связи с тем, что ее мать - ИНГ умерла ...............г., отец - КСП, умер ...............г. На основании постановления главы объединённой администрации Кировского и Советского округов ............... от ...............г. над ней была установлена опека, опекуном назначена родная тётя - ИАГ. В настоящее время опека прекращена. В 2010г. она окончила муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу ............... ................ В настоящее время истец вместе со своим несовершеннолетним сыном ИАН, временно проживает в общежитии Томского университета систем управления и радиоэлектроники по адресу: ..............., ..............., ................ Жилья в собственности либо по договору социального найма не имеет. В установленном законом порядке она поставлена на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Однако до настоящего времени жилое помещение не предоставлено. Исходя из ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.В соответствии со ст. 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 г. 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Согласно ст. 1 Закона Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-03 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" настоящим Законом администрации поселений и городских округов Томской области (далее - органы местного самоуправления поселений, городских округов) наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями). Исходя из ст. 4 Закона Томской области от 9 октября 2003 г. N 131-03 "О жилищном фонде социального использования в Томской области" граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях в установленном порядке, имеют право на предоставление жилого помещения в жилищном фонде социального использования по договору социального найма. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется на основании решения уполномоченного органа местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде социального использования. Согласно распоряжению Мэра г. Томска от 04.05.2008г. № р 344 «Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования "Город Томск" на территории муниципального образования "Город Томск" отдельные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лиц из их числа) от имени администрации осуществляет управление социальной политики администрации города Томска. На основании изложенного Изотова О.Г. просит обязать администрацию г. Томска вне очереди предоставить ей по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Томска, общей площадью не менее 17 кв.м.

Изотова О.Г. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель третьего лица - Администрации Томской области Плешакова Ж.В., действующая на основании доверенности от ...............г. ..............., в судебном заседании считала иск подлежащим удовлетворению.

Представитель ответчика - Администрации г. Томска Рябец Е.В., действующая на основании доверенности от ...............г. ..............., сроком на один год, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца, предоставила отзыв на исковое заявление. По существу исковых требований указала следующее. Из анализа Закона Томской области № 188-03 от 11.09.2007 г. следует то, что государственные полномочия по обеспечению детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей переданы местным органам исполнительной власти, а именно применительно к территории МО Г. Томска - администрации г. Томска. При этом, на осуществления указанных государственных полномочий местным органам власти предоставляются субвенции областного бюджета. Кроме того, реализация указанного права невозможна ввиду отсутствия правового механизма такой реализации (применительно к нашему региону). В соответствии с абз.2 п.5 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования, а также абз. 2 п.4 ст.9 Устава г.Томска, в соответствии с которой органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и в порядке, определенных решением Думы города Томска в соответствии с настоящим Уставом. Такое решение Думы г. Томска, предусматривающее выделение средств на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, отсутствует. А соответственно отсутствуют определенные решением Думы г. Томка «случаи и порядок» использования органом местного самоуправления собственных финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий, следовательно, непонятно каким образом, в нарушение приведенных положений, администрация г.Томска вынуждена будет осуществлять исполнение судебных актов о возложении обязанности предоставить жилье ребенку-сироте единолично на администрацию г.Томска. Более того, в соответствии с положениями ст. 85, 86 БК РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Изложенная логика нашла свое подтверждение на настоящий момент также в разъяснениях, приведенных по данному вопросу Конституционным судом РФ в определении от 05.02.2009 г. по делу № 250-О-П. Расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 5 Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области. Согласно ч.2 ст. 2 указанного Закона исполнительные органы государственной власти Томской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий. В силу ст. 3 указанного Закона в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. Согласно ч.1 ст.6 указанного Закона финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций: бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. В силу п. 5 ст.19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Аналогичная норма содержится в п.4 ст. 9 Устава города Томска. Таким образом, несмотря на возложение на администрацию г. Томска, указанными выше нормативно правовыми актами, обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы исполнительной власти Томской области Поскольку предоставление жилого помещения предполагает не только процесс совершения непосредственных действий по заключению договора социального найма жилого помещения с нанимателем, но и процесс приобретения (покупки) жилого помещения (ввиду того, что свободным муниципальным жилищным фондом Администрация г. Томска не располагает), соответственно ввиду изложенной выше позиции законодателя относительно финансирования процесса приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по предоставлению жилых помещений в данном случае на Администрацию г. Томска возложена быть не может, так как указанное противоречит положениям действующего законодательства. На основании изложенного просит в иске к Администрации г.Томска отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Изотовой О.Г., подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как следует из представленных документов, Изотова О.Г. в 2006 году осталась без попечения родителей, воспитывался опекуном- тетей ИПР в июне 2010г. окончила образовательное учреждение, закрепленного за ним жилого помещения не имеет. Указанные обстоятельства подтверждаются следующим.

Согласно свидетельству о перемене имен от ...............г. КЕН переменила фамилию и отчество на Изотова ОГ.

Согласно свидетельству о рождении от ...............г. родителями Изотовой ОГ, ............... г.р., являются КСП и Казина Н.Г.

Мать ИНГ ИНГ ИНГ ...............г. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от ...............г. Отец КСП умер ...............г., что подтверждается свидетельством о смерти от ...............г.

В связи со смертью матери, ИПР была назначена опекуном Изотовой О.Г., что подтверждается постановлением объединённой администрации Кировского и Советского округов г. Томска ............... от ...............г.

Изотова О.Г. находилась на обучении в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе ............... ..............., ...............г. ей выдан аттестат о среднем общем образовании.

Из справки Общежитя ............... ООО от ...............г. следует, что Изотова О.Г. проживает совместно о своим сыном ИАН в комнате 229 дома ...............а по ............... в ................

Сведениями Томского филиала ФГУП «Ростеинвентаризация- Федеральное БТИ» от ...............г. подтверждается, что до ...............г. право частной собственности Изотова О.Г. (КЕН) на объекты недвижимости не регистрировалось.

Уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений от ...............г. подтверждается, что права Изотовой О.Г. (КЕН) на объекты недвижимости, в том числе жилые помещения, после ...............г. не регистрировались.

Из письма начальника отдела по учету и распределению жилой площади администрации Кировского района г.Томска от ...............г. ............... ............... следует, что Изотова О.Г. на основании решения жилищной комиссии от ...............г. ............... поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. По состоянию на 2010 год – общая очередь ................

Согласно ч.2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

В соответствии со ст.1 Закона Томской области от 11.09.2007 года №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (ч.1 ст. 1).

В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Решением Думы города Томска от 25.12.2007 года №740 «Об осуществлении Администрацией города Томска отдельных государственных полномочий» установлено, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются Администрацией города Томска.

Из распоряжения мэра г.Томска от 04.05.2008г.№ р344 «Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «город Томск» следует, что Администрация г.Томска не передает государственные полномочия, которыми была наделена в силу Закона Томской области от 11.09.2007г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», а устанавливает разграничение обязанностей по их осуществлению между органами администрации, являющимися ее структурными подразделениями (департаментом социальной политики и администрациями районов города).

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что на Администрацию г.Томска в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, должна быть возложена обязанность предоставить Изотовой О.Г. жилое помещение. Вместе с тем, из вышеприведенных норм законодательства не усматривается обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В связи с чем исковые требования, предъявленные к Администрации г. Томска являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В то же время, вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу ст.1 и ст. 152 БК РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств, в связи с чем доводы ответчика суд признает несостоятельными.

Данный вывод суд также основан на том, что на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях Изотова О.Г. поставлена, и включена в список детей-сирот - ...............г., обязанность по предоставлению жилого помещения вне очереди не исполнена на протяжении более чем 1 года 4 месяцев. На протяжении этого периода администрация г. Томска осуществляла lданные государственные полномочия, доказательств приостановления или отказа от осуществления этих государственных полномочий не представлено, поэтому отсутствие денежных средств не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истца.

Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года №27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина. В связи с чем Администрацией г.Томска Изотовой О.Г. должно быть предоставлено вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее 17 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Изотовой ОГ к Администрации города Томска удовлетворить.

Обязать Администрацию города Томска предоставить Изотовой ОГ вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее 17 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200