ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2010 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Карелиной Е.Г.,
при секретаре Тарасюк А.К.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Кировского района г. Томска Игловской Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Томска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г. Томска обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска с исковым заявлением о возложении на администрацию г. Томска обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованной по адресу: ..............., ..............., ............... (напротив ООО «Сибирь-экология»), площадью 400 кв.м., объемом 150 куб.м.
Свои требования мотивировал тем, что проведенной прокуратурой Кировского района г. Томска проверкой установлено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов (свалка): древесные отходы, отходы полимерных материалов по адресу: ..............., ..............., ............... (напротив ООО «С»), площадью 400 кв.м., объемом 150 куб.м.
Непринятие органом местного самоуправления мер по ликвидации несанкционированной свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, чем нарушает права граждан - жителей близлежащих домов (микрорайона) на благоприятную окружающую среду, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
В качестве правового основания заявленных требований ссылается на Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «О принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст.ст. 8, 25, 39 Устава города Томска
В судебном заседании старший помощник прокурора Кировского района г.Томска Игловская Е.И. настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации г.Томска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
На основании ч. 4 ст.167 ГПК РФ, судом определено о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковое заявление прокурора Кировского района г. Томска подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из акта обследования территории ............... от 17.05.2010 г., проведенной государственным инспектором Томской области по охране природы 14.05.2010 г., обнаружено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов по адресу: ............... (напротив ООО «С»). Примерная площадь 400 кв.м., примерный объем 150 куб.м. Состав свалки – древесные отходы, отходы полимерных материалов (пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты), отходы. Предполагаемая причина образования свалки - отсутствие регулярной уборки территории.
Указанный акт, приложенная к нему карта-схема, фотографии, подтверждают факт несанкционированного размещения отходов – свалки мусора по адресу: ..............., ..............., ............... (напротив ООО «С»).
То обстоятельство, что контроль за очисткой указанной территории входит именно в компетенцию администрации города, а не в обязанности иных физических (юридических) лиц либо муниципальных предприятий, вытекает, прежде всего, из того, что данная несанкционированная свалка расположена в пределах границ муниципального образования г. Томск, как установлено судом и предусмотрено нижеприведенными законодательными нормами.
В соответствии со ст. 9, 42 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст.11 ФЗ «Об охране окружающей природной среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статьей 3 указанного федерального закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий поселений должно отвечать санитарным правилам.
Из положений статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды относятся, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории же муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 24, 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим федеральным законом, законами субъектов, уставами муниципальных образований, другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией.
В соответствии со ст. 25,38 Устава г. Томска принятого решением Думы г. Томска от 04.05.2010 N 1475 структуру (перечень) органов местного самоуправления составляют: Дума городского округа город Томск - представительный орган муниципального образования "Город Томск", Мэр городского округа город Томск - глава муниципального образования "Город Томск", Администрация городского округа город Томск - местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Томск". Администрация г. Томска осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с действующим законодательством и Уставом.
Согласно ст. 8, 40 Устава г. Томска к компетенции администрации г. Томска относится, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, определение уполномоченных на осуществление муниципального контроля органов.
Таким образом, исходя из анализа приведенных выше положений закона, суд приходит к выводу о том, что, организация сбора и вывоза отходов, в том числе, из мест их несанкционированного размещения, находится в компетенции администрации г. Томска.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Суд приходит к выводу, что администрацией каких-либо мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов «свалки» не предпринималось. Доказательств обратному ответчиком не представлено.
Несанкционированное размещение отходов в указанном месте угрожает санитарному благополучию района и нарушает права жителей на благоприятную и безопасную окружающую среду.
Обязанность ответчика по организации ликвидации несанкционированных свалок предусмотрена приведенными выше положениями Федеральных законов «Об охране окружающей природной среды», «Отходах производства и потребления», «Общих принципах организации местного самоуправления». Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно.
При этом, возложение обязанности по обеспечению организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории МО «Город Томск» на структурные подразделения администрации, в частности, на департамент городского хозяйства администрации города Томска, являются лишь одной из форм реализации органом местного самоуправления – администрацией г. Томска своих полномочий по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов и очистке территории муниципального образования г. Томск от промышленных и бытовых отходов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на администрацию г. Томска должна быть возложена обязанность принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованной по адресу: ..............., ..............., ............... (напротив ООО «С»), площадью 400 кв.м., объемом 150 куб.м., поскольку неприятие данных мер по ликвидации свалки в нарушение требований законодательства ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан - жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
Таким образом, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кировского района г.Томска удовлетворить.
Обязать администрацию города Томска принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), расположенной по адресу: ..............., ............... ............... (напротив ООО «С»), площадью 400 кв.м., объемом 150 куб.м.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Томска.
Председательствующий:
На момент опубликования на сайт решение не вступило в законную силу.