...............
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2010 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Величко М.Б.
при секретаре Аплиной А.Р.
с участием представителя истца – помощника прокурора Октябрьского района г. Томска Черновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Томска к администрации г. Томска о принятии мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки),
у с т а н о в и л:
Прокурор Октябрьского района г. Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации г. Томска о принятии мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки).
Заявленные требования прокурор мотивирует тем, что в городе Томске на ............... расположено несанкционированное размещение отходов (свалка), площадью 50 кв.м., объемом 50 куб.м. Состав свалки – твердые бытовые отходы. Обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора возложена на администрацию г. Томска. Однако неприятие органом муниципального образования мер по ликвидации свалки по указанному адресу является прямым нарушением действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, что, в свою очередь, нарушает права близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
Прокурор просит возложить на администрацию г. Томска обязанность принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), расположенного в городе Томске на ............... расположенную около дороги напротив здания, расположенного по адресу: ...............
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил.
От представителя ответчика Д.А. Голубкова, действующего на основании доверенности от ...............г. ..............., сроком на 1 год, поступил отзыв на исковое заявление, с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, изучив письменные доказательства по делу, полагает, что исковое требование подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Представитель истца требования поддержал.
В представленном отзыве представитель ответчика указал, что не согласен с заявленными прокурором Октябрьского района г. Томска исковыми требованиями, поскольку из п. 1 ст. 37 Устава г. Томска, абз. 2 ст. 2, ст.3 Решения Томской городской Думы от 26.10.2004 № 755 «О порядке сбора и вывоза отходов производства и потребления на территории г. Томска», абз. 2 ст. 1, ст.4 Закона Томской области «Об основах благоустройства территории городов и других населенных пунктом Томской области» от 15.08.2002 г. № 61-ОЗ, ст. 1 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», решение Думы г. Томска от 26.07.2007г. № 530 «О Положении о департаменте городского хозяйства администрации г. Томск» следует, что полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок мусора, как и по организации их ликвидации администрация г. Томска не наделена.
Суду представлен акт № 4-25 от 01.06.2010 года Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, из которого следует, что в городе Томске на ............... расположено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов. Морфологический состав свалки- твердые бытовые отходы. Размер свалки 10м * 5м, площадь свалки 50 кв.м., объем свалки 50 куб.м. Причины образования свалки – отсутствие уборки территории, сброс неустановленными лицами, недостаточное количество контейнерных площадок.
Ст. 42 Конституции РФ закрепляет принцип, согласно которому каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 11 федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. (в ред. Федеральных закона от 14.03.2009 N 32-ФЗ) «Об охране окружающей среды», а именно, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу положений, закрепленных в ч. 1 ст. 13 федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
При этом согласно требованиям ч. 3 ст. 7 федерального закона «Об охране окружающей среды» и ч. 3 ст. 8 федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения городского округа относятся, помимо прочего, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Кроме того, положения ст. 3 федерального закона «Об охране окружающей среды» в числе принципов охраны окружающей среды называет ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
Согласно п.п. 24, 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим федеральным законом, законами субъектов, уставами муниципальных образований, другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией.
Как следует из ст. 25 Устава г. Томска принятого решением Томской городской думы от 22.03.2005г. № 841, структуру (перечень) органов местного самоуправления составляют: Дума городского округа город Томск - представительный орган муниципального образования "Город Томск", Мэр городского округа город Томск - глава муниципального образования "Город Томск", Администрация городского округа город Томск - местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Томск". Вышеперечисленные органы местного самоуправления обладают в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 8, 39 Устава г. Томска к компетенции администрации г. Томска относится, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения.
Таким образом, из анализа законодательных актов суд приходит к выводу, что обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора, т.е. по организации сбора, вывоза и утилизации несанкционированного размещения отходов (свалки), возложена на администрацию г. Томска. Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно.
При этом суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере благоустройства, предусмотренный ст. 4 Закона Томской области № 61-ОЗ от 15.08.2002 года «Об основах благоустройства территории городов и других населенных пунктов Томской области» является закрытым и не содержит полномочий по ликвидации несанкционированных свалок, поскольку анализ всех вышеназванных правовых норм в совокупности позволяет сделать вывод о том, что именно на администрацию города Томска возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок мусора.
Таким образом, из анализа законодательных актов суд приходит к выводу, что обязанность по организации сбора, вывоза и утилизации возложена на администрацию г. Томска. Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно.
Ответчик не обоснованно ссылается на отсутствие такого вида ответственности, как организация ликвидации несанкционированной свалки, поскольку в данном случае вопрос о привлечении к ответственности не ставится, поскольку выполнение ответчиком своей обязанности не может рассматриваться в качестве санкции за совершение правонарушения, в том числе третьими лицами.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.
Ответчиком не представлено доказательств отсутствия по указанному адресу несанкционированного размещения отходов.
Таким образом, на администрацию г. Томска должна быть возложена обязанность по организации сбора, вывоза и утилизации промышленных и бытовых отходов, расположенных в городе Томске на ............... поскольку неприятие мер по ликвидации свалки является несоблюдением требований законодательства, ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан - жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Томска удовлетворить.
Обязать администрацию г. Томска принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) общим объемом 50 куб.м. по адресу ..............., ............... расположенную около дороги напротив здания, расположенного по адресу: Кузнечный взвоз, 7.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней посредством подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г. Томска.
Председательствующий: