№ 2-3032/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2010 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Николаенко Е.С.,
при секретаре Агафонкиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованной по адресу: г. Томск, пос. Предтеченск, ул. Мелиоративная, 4 (напротив жилого дома),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г. Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации г. Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованной по адресу: г. Томск, пос. Предтеченск, ул. Мелиоративная, 4 (напротив жилого дома), площадью 50 кв.м, объемом 20 куб. м, указав, что прокуратурой Кировского района г. Томска проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды. В ходе проверочных мероприятий установлено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов (свалка) по адресу: г. Томск, пос. Предтеченск, ул. Мелиоративная, 4 (напротив жилого дома). Площадь свалки составляет 50 кв.м., объем свалки - 20 куб.м., состав свалки – отходы полимерных и упаковочных материалов. В силу положений Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и ст.ст.8, 39 Устава города Томска на Администрацию города возложена обязанность при выявлении фактов несанкционированного размещения отходов (свалки) выполнить мероприятия по очистке территории от мусора. Непринятие Администрацией г. Томска мер по ликвидации свалки по указанному адресу ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, нарушает права неопределенного круга граждан - жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. В качестве правового основания заявленных требований истец ссылается на Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г., Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998г., Федеральный закон «О принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г., а также ст.ст. 8, 39 Устава города Томска.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. В судебном заседании пояснил, что в ходе повторного обследования, проведенного Прокуратурой совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области выявлено ее наличие также на 16.07.2010 года.
Представитель ответчика Администрации г. Томска надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Суд, в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования прокурора Кировского района г. Томска подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из акта проверки природоохранной деятельности № 1-15 от 17.05.2010г., проведенной старшим государственным инспектором Томской области по охране природы С., следует, что в ходе проведенной проверки по выявлению мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории Кировского района г. Томска обнаружена несанкционированная свалка мусора по адресу: г. Томск, пос. Предтеченск, ул. Мелиоративная, 4. Свалка находится по указанному адресу напротив жилого дома. Площадь свалки 50 кв.м., объем свалки – 20 куб.м. Состав свалки представлен в виде отходов полимерных материалов (пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты), отходов упаковочных материалов из бумаги и картона.
Указанным актом № 1-15 от 17.05.2010г., приложенной к нему картой-схемой несанкционированной свалки на территории г. Томска и фотографиями, подтверждается факт наличия и место размещения несанкционированной свалки по адресу: г. Томск, пос. Предтеченск, ул. Мелиоративная, 4 (напротив жилого дома).
Свалка расположена в Кировском районе г. Томска, то есть в пределах границ муниципального образования «город Томск».
В соответствии со ст.ст. 9, 42 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статьей 3 указанного федерального закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.
Статьей 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, ст.ст. 8, 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды относятся, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории же муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 24, 25 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления» г. к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим федеральным законом, законами субъектов, уставами муниципальных образований, другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией.
Как следует из ст. 25 Устава г. Томска принятого решением Томской городской Думы от 04.05.2010 № 1475, структуру (перечень) органов местного самоуправления составляют: Дума города Томска - представительный орган муниципального образования «город Томск», Мэр городского округа город Томск - глава муниципального образования «город Томск», Администрация городского округа город Томск - местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «город Томск». Вышеперечисленные органы местного самоуправления обладают в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст.ст. 8, 40 Устава г. Томска к компетенции Администрации г. Томска относится, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения.
Из анализа нормативных правовых актов суд приходит к выводу, что обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора, т.е. по организации сбора, вывоза и утилизации несанкционированного размещения отходов (свалки), возложена на Администрацию г. Томска. Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на Администрацию г. Томска должна быть возложена обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованной по адресу: г. Томск, пос. Предтеченск, ул. Мелиоративная, 4 (напротив жилого дома), площадью 50 кв.м, объемом 20 куб. м, поскольку неприятие данных мер в нарушение требований законодательства ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан - жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кировского района г. Томска удовлетворить.
Обязать Администрацию города Томска принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованной по адресу: г. Томск, пос. Предтеченск, ул. Мелиоративная, 4 (напротив жилого дома), площадью 50 кв.м, объемом 20 куб. м.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Томска.
Судья
Решение не вступило в законную силу