РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24.09.2010 года Суд Советского района г.Томска в составе:
председательствующего Чернышевой ЛИ,
при секретаре Колеговой ТС,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Заволокиной ТС, представителя заявителя Ахметова ВВ, представителя Администрации г.Томска Журова ДА, гражданское дело по заявлению Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Томской области на незаконность действий Администрации г.Томска,
установил:
Региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия» в Томской области в рамках избирательной кампании запланировало проведение 26.09.2010 г. агитационного митинга на площади Ново-Соборной перед зданием СФТИ с 12.00 до 13.00, о чем председатель Совета регионального отделения политической партии Г.Г.Немцева направила уведомление 15.09.2010 г. в Администрацию г.Томска.
Получив 20.09.2010 г. запрет на проведение митинга по причине невозможности обеспечения общественного порядка из-за отвлечения сил личного состава УВД на охрану общественного порядка в период подготовки и проведения футбольного матча в этот же день, обратилось за признанием действий Администрации г.Томска по отказу в согласовании вопроса о проведении митинга не законным и устранением нарушенного права путем понуждения к согласованию Администрацией г.Томска проведения митинга в указанном месте, в указанную дату и время.
В судебном заседании требование представитель регионального отделения партии «Справедливая Россия» в Томской области поддержал: просил признать не законным действие (направление ответа с запретом митинга) и бездействие (не направление надлежащего ответа на уведомление) Администрации г.Томска. Устранить нарушенное право путем возложения на Администрацию г.Обязанности по согласованию проведение митинга в соответствии с уведомлением от 15.09.2010 г.: 26.09.2010 г., с 12.00 до 13.00 на пл.Новособорная ( перед СФТИ). Пояснил, что сообщение о митинге носят уведомительный характер и за пределами компетенции Администрации запрет на проведение публичного мероприятия. Просил учесть, что партия представлена на выборах несколькими кандидатами, и препятствие в проведении митинга фактически срывает агитационное мероприятие.
Представитель Администрации г.Томска заявление не признал и пояснил, что данных о проведения митинга в рамках избирательной кампании у Администрации не было. В проведении митинга Региональному отделению Политической партии «Справедливая Россия» в Томской области
Администрация не отказывала. В письме же от 20.09.2010 г., расцененном как отказ, изложены объективные обстоятельства невозможности его проведения : проведение футбольного матча между «Томь» и «ЦСКА» потребует отвлечения большого количества личного состава УВД ТО во избежание и в целях предупреждения возможных противоправных действий агрессивно настроенных болельщиков гостевой команды. Указал, что подготовлено предложение заявителю о проведении митинга в другой день, в другом месте, которое по неизвестным причинам им не направлено.
Муниципальная избирательная комиссия г.Томска представителя в суд не направила.
Прокурор счел заявление подлежащим удовлетворению в части признания не законным бездействия.
Выслушав позиции участников процесса, изучив доказательства, представленные Администрацией г.Томска в подтверждение правомерности своих действий, суд заявление находит подлежащим удовлетворению частично.
Ст. 32 Конституции РФ закреплено право гражданина как избирать, так и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Процедура реализации гражданином РФ своих избирательных прав законодательно урегулирована Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» № 67-ФЗ от 12.06.2002 г.
Согласно ст. 259 ГПК РФ, ст.75,78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ», ст. 76 Закона Томской области N 29-03 «О муниципальных выборах в Томской области" от 14 февраля 2005 года (в ред. Закона Томской области от 13.07.2006 N 148-03), решения и действия (бездействие), в том числе, органов местного самоуправления, нарушающие избирательные права, могут быть обжалованы в суд, в течении 10 дней со дня принятия обжалуемого действия.
В соответствии с решением Думы города Томска от 14.07.2010 года за № 1520 «О назначении выборов депутатов Думы города Томска пятого созыва», на 10.10.2010 года назначены выборы депутатов Думы города Томска пятого созыва, т.е. объявлена избирательная кампания.
Согласно ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ», ст. 43 Закона Томской области N 29-03 «О муниципальных выборах в Томской области" от 14 февраля 2005 года (в ред. Закона Томской области от 24.06.2010 N 3356), в рамках избирательной кампании кандидаты, партия вправе проводить агитационные мероприятия.
Согласно ст. 49 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ», ст. 39 Закона Томской области N 29-03 «О муниципальных выборах в Томской области», агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов...
Представитель РОПП«Справедливая Россия» подтвердил (представленным списком зарегистрированных от данной партии кандидатов) участие партии
«Справедливая Россия» в выборах депутатов Думы города Томска пятого созыва.
В соответствии с положениями п.б) ч.З ст.48 федерального закона № 67-ФЗ, ст.43 Закона Томской области № 29-03, предвыборная агитация, может проводиться посредством проведения агитационных публичных мероприятий.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая, в том числе, в форме митинга... акция, осуществляемая по инициативе, в том числе,, политических партий. Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Не состоятельна, по мнению суда, позиция представителя Администрации г.Томска в части неосведомленности об организации митинга в рамках избирательной кампании, т.к. это прямо указано в тексте уведомления : «избирательное объединение планирует агитационное мероприятие в форме митинга»
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в... орган местного самоуправления регламентируется законом Томской области «О порядке подачи уведомления о проведении в Томской области митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» №209-03 ( в ред.от 05.02.09.№ 2-03) (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ),. Указанными законами закреплена обязанность организатора митинга направить уведомление органу исполнительной власти о проведении публичного мероприятия.
Требования, предъявляемые к содержанию уведомления о проведении публичного мероприятия, закреплены в ч 3 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ.
Представитель заявителя пояснил, текст уведомления, полученный Администрацией 15.09.2010 г., подтверждает, что условия ст. 7 ФЗ-54 заявителем были соблюдены в полном объеме.
Согласно п. 2 ч. 1. ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ,. ..орган местного самоуправления, после получения уведомления о проведении публичного мероприятия, обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Таким образом, в силу закона, извещение органа местного самоуправления о намерении провести митинг, носит уведомительный характер, а компетенция (после получения уведомления) охватывается возможностью вмешательства при обоснованности такого решения в вопросы:
• изменения места и времени проведения;
з
• соответствие целей, форм, условий проведения требованиям закона.
Представитель заявителя пояснил, представитель Администрации не оспорил, что никаких претензий по части соответствия организуемого заявителем митинга требованиям ФЗ-54 не установлено, и не нарушение закона о митингах явилось причиной отказа в его проведении.
Не состоятельной находит суд позицию представителя Администрации г.Томска о том, что отказа в ответе на проведение митинга не содержится.
Так, из текста оспариваемого ответа на уведомление следует, что вместо предложения изменить дату или время проведения митинга по объективным причинам (проведение в Томске крупного спортивного мероприятия - на что есть ссылка в ответе) высказан категорический запрет на его проведение под угрозой привлечения к административной ответственности организатора.
Таким образом, суд полагает, что направление Администрацией г.Томска оспариваемого ответа на уведомление заявителя о проведении митинга иначе, чем как не законное действие расценить нельзя.
По вопросу изменения места и времени проведения митинга Администрация г.Томска никаких предложений заявителю не внесла.
Однако, необходимость их рассмотрения Администрацией г.Томска после получения уведомления нашла в суде свое подтверждение.
Выборы депутатов в городскую Думу, безусловно, значимое для города событие, но период избирательной кампании не может парализовать иные сферы жизни города.
Как закреплено и в Конституции РФ ( ст. 17), права и интересы одних лиц не могут противоречить правам и законным интересам других лиц.
Администрация г. Томска в оспариваемом ответе на уведомление о проведении митинга указывает, что нежелательность его организации 26.09.2010 г. в районе СФТИ (в непосредственной близости от стадиона «Труд») вызвана объективными причинами.
Ошибочна, по мнению суда, позиция заявителя о том, что извещение Администрации города о митинге исчерпывается уведомительным характером и никаких правовых последствий у самого органа исполнительной власти не возникает.
В соответствии с положениями Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. уведомление в адрес органа исполнительной власти о проведении митинга, носит не формальный характер, поскольку возлагает (п.З) ч.2 ст. 13) обязанность, обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
В соответствии с п 7 ст. 2 Федерального закона от 19. 06. 2004 года N 54-ФЗ, уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого. .. органу местного самоуправления. .. сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при
его проведении безопасности и правопорядка.
Футбольный матч в рамках чемпионата России между командами «Премьер лиги» (Томь и ЦСКА), запланированный по графику с очевидностью даты и места проведения (для команд, болельщиков) на начало спортивного сезона ( т.е. уже на весну 2010 г.) требует от принимающей стороны ( г.Томск), в том числе, решения вопросов безопасности, чего не отрицал представитель заявителя, и доказательства чему представил представитель органа, чьи действия обжалуются.
Согласно Распоряжения Мэра города Томска от 06.05.2009 г. № р 465 « О дополнительных мерах по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и поведения футбольных матчей на территории г.Томска» в рамках подготовки к матчу перекрываются и становятся не доступными (труднодоступными) для движения транспорта улицы вокруг стадиона «Труд», а окрестности подвергаются усиленному патрулированию.
Представители сошлись во мнении, что СФТИ, где планировался митинг, находится в непосредственной близости от стадиона «Труд».
В районе зданий СФТИ ( Новособорная 1), согласно п.2.2.распоряжения от 06.05.2009 г. № р465, МОБ УВД Томской области, рекомендовано ограничить допуск транспорта, граждан «вплоть до полного прекращения» ни только в период проведения, но и подготовки футбольных матчей.
Пунктом 4 Распоряжения Мэра города Томска от 06.05.2009 г. № р 465 «О дополнительных мерах по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и поведения футбольных матчей на территории г.Томска» на комитет общественной безопасности возложена обязанность при приеме уведомлений о проведении публичных мероприятий рекомендовать их организаторам воздерживаться от их проведения
Из письма руководителя МОБ УВД по ТО следует, что на конкретный матч ожидается не менее 500 активных болельщиков гостевого клуба ЦСКА.
В письме начальника ОООП милиции общественной безопасности УВД на имя заместителя Мэра города Томска содержится информация, что 26.09.2010 г. весь личный состав ОВД Томского гарнизона привлечен на охрану общественного порядка и безопасности на период подготовки и проведения на стадионе «Труд» матча между клубами «Томь» и «ЦСКА».
Того факта, что вместимость стадиона «Труд» более 14.500 мест (это подтверждено и информацией сайта http://www.stat-football.com), что на матчах такого уровня наполняемость стадиона 100%-ная, представитель заявителя не оспорил.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у Администрации г.Томска были основания для обоснованного предложения на уведомление заявителю по изменению даты, места проведения митинга, чего орган местного самоуправления не сделал, допустив не законное бездействие.
Вместе с тем, суд не может согласиться, с позицией заявителя, что защита нарушенного права состоит в том, что суд должен обязать Администрацию согласовать проведение митинга в день, время и место, указанные в уведомлении об организации митинга.
Суд не вправе подменить компетенцию органа местного самоуправления либо возложить на него обязанность, не предусмотренную законом.
Представители и сами сошлись во мнении, что согласование не предусмотрено законом.
Поскольку компетенция Администрации города при получении уведомления о проведении митинга, изложенная в ст. 12 ФЗ-54 (и вышеприведенная в настоящем решении), охватывается направлением обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, основания для чего при получении уведомления очевидно были, то возложение именно этой обязанности и будет являться способом устранения допущенного нарушения.
Ст. 212 ГПК РФ позволяет суду привести решение к немедленному исполнению по просьбе заявителя, вследствие особых обстоятельств.
Учитывая, что митинг запланирован заявителем в рамках избирательной кампании, ограниченной временными рамками, суд полагает, что целесообразно приведение решения к немедленному исполнению, о чем ходатайствует заявитель.
Руководствуясь ст. 194-199, ст.261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Признать действия Администрации г.Томска, выразившиеся в направлении на уведомление об организации митинга ( исх. № 577 от 15.09.2010 г.) ответа Региональному отделению Политической партии «Справедливая Россия» в Томской области ( исх.5728 от 20.09.2010 г.) с запретом его проведения не законными.
Признать бездействие Администрации г.Томска, выразившиеся в не направлении на уведомление об организации митинга (исх. № 577 от 15.09.2010 г.) ответа Региональному отделению Политической партии «Справедливая Россия» в Томской области в соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не законным.
Обязать Администрацию города Томска в соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» направить Региональному отделению Политической партии «Справедливая Россия» в Томской области обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия (митинга).
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 5 дней путем подачи кассационной жалобы через суд Советского района г. Томска, но подлежит немедленному исполнению.