о предоставлении вне очереди жилого помещения



2-2334/10

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 июля 2010 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Кущ Н.Г.,

при секретаре Мелентьевой Т.А.,

с участием истца Головина П.А.,

представителя истца Шибановой А.Ю., действующей на основании устного ходатайства,

представителя ответчика Редькиной К.В., действующей на основании доверенности №14 от 07.04.2010г сроком на один год,

представителя ответчика Матюканцева А.О., действующего на основании доверенности №5150 от 25.12.2009г сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Головина ПА к администрации Томской области, администрации города Томска о возложении обязанности по обеспечению финансирования расходов по предоставлению жилого помещения, предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Головин П.А. обратился в суд с иском к администрации г.Томска, администрации Томской области о внеочередном предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что его отец, Головин А.Д. умер, а мать, Головина О.П., была лишена родительских прав решением Советского районного суда г.Томска от 15.07.1998г, в связи с чем он осталась без попечения родителей. Закрепленного жилого помещения не имеется.

Указал, что стоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, представляемом по договору социального найма.

До настоящего времени жилье администрацией не предоставлено.

Просит возложить обязанность на администрацию Томской области обеспечить передачу администрации г.Томска финансовых средств, необходимых для обеспечения его жилым помещением, на администрацию г.Томска возложить обязанность за счет средств, предоставленных администрацией Томской области приобрести и предоставить ему вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение общей площадью не менее 17 квадратных метра.

В судебном заседании истец, представитель истца заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель администрации Томской области Редькина К.В. исковые требования не признала. Пояснила, что администрация г.Томска наделена в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Кроме того, ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта РФ не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку- сироте, либо лицу, оставшемуся без попечения родителей.

Представитель администрации г.Томска Матюканцев А.О. пояснил, что не оспаривает право истца на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, однако считал, что требования подлежат удовлетворения в том виде, как они заявлены истцом – обязать администрацию г.Томска предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет средств, предоставленных администрацией Томской области.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Головина П.А. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно свидетельству о рождении серии II-ОМ №393221 от 03.07.1989г родителями Головина ПА, 11.06.1989 года рождения, являются : Головин АД и Головина ОП.

Головин А.Д. умер 13 мая 1998 года, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-ОМ №325933.

Решением Советского районного суда г.Томска от 15.07.1998 года Головина О.П. лишена родительских прав в отношении детей: Головина Д, 01.06.1986 года рождения, Головиной А, 01.04.1988 года рождения, Головина П, 11.06.1989 года рождения.

Таким образом, Головин П.А. остался без попечения родителей, воспитывался в детском доме, находясь на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой ТОГОУ «Детский дом №4» от 19.06.2007г №42.

Согласно Диплому о начальном профессиональном образовании 70 НН 0006514 регистрационный номер 377 от 25.06.2010г., приложению к диплому Головин П.А. обучался с 01.09.2007 года по 18.06.2010 год в Областном государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище №27», присвоена квалификация «штукатур 4 разряда», «маляр строительный» 4 разряд, «облицовщик-плиточник» 4 разряд.

В ходе судебного заседания установлено, что Головин П.А. не имеет закрепленного жилого помещения.

Данное обстоятельство подтверждается представленными в суд документами: уведомлением от 08.07.10г. № 01/142/2010-782, сведениями Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- федеральное БТИ» от 15.07.10г.

Согласно ответа Главы администрации Советского района г.Томска от 20.10.2008г №2556 решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 31.07.2007г Головин П.А. включен в общие списки очередности, и кроме того, принят на учет как воспитанник детского дома.

Письмом главы объединенной администрации Кировского и Советского округов л.д.8) подтверждается, что администрация г.Томска приняла на себя обязанность по обеспечению Головина П.А. жилым помещением по окончании пребывания в детском государственном учреждении в соответствии с Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии с п.3 ст.8.

Таким образом, Головин П.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончил обучение в образовательном учреждении, в связи с чем на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Согласно абз.2 ч.1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-03 (в ред. от 12.03.2008г) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-03 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст.1).

В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.2 ст.З Закона).

Дума г.Томска решением от 25.12.2007 № 740 "Об осуществлении Администрацией г.Томска отдельных государственных полномочий" установила, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания …. осуществляются Администрацией г.Томска.

Из распоряжения мэра города Томска от 04.05.2008 № р344 "Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования "Город Томск" следует, что администрация города Томска не передает государственные полномочия, которыми была наделена в силу Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-03 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения", а устанавливает разграничение обязанностей по их осуществлению между органами администрации, являющимися ее структурными подразделениями (департаментом социальной политики и администрациями районов города).

Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года №27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина.

Таким образом, подлежит обязать администрацию г.Томска в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, предоставить Головину П.А. жилое помещение вне очереди по договору социального найма площадью не менее 17,0 кв.м.

Между тем, суд считает необходимым отказать Головину П.А. в удовлетворении требований, заявленных к администрации Томской области.

Анализ приведенных правовых норм федерального и областного законодательства не предусматривает обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. При этом вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным Кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу статей 1 и 152 Бюджетного Кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем, субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.

Кроме того, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений. При этом, в случае недостаточности финансовых средств, орган местного самоуправления вправе обратиться за соответствующей финансовой поддержкой к субъекту Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Головина ПА к администрации Томской области, администрации города Томска о возложении обязанности по обеспечению финансирования расходов по предоставлению жилого помещения, предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Томска приобрести и предоставить Головину ПА вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение общей площадью не менее 17,0 кв.м.

В удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области Головину ПА отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: /подпись/

-32300: transport error - HTTP status code was not 200