о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском



Дело № 2-2817\2010

13 сентября 2010 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Мацкевич Р.Н.

при секретаре Оленёвой О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Диль НЛ к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий и стихийных бедствий, Департаменту социальной защиты населения Томской области о признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждении к выдаче удостоверения установленного образца,

установил:

Диль Н.Л. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Томской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий и стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949-1963 годах с получением суммарной дозы радиации свыше 25 сЗв (бэр), просит обязать Департамент социальной защиты населения Томской области включить о её в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне для получения удостоверения единого образца; обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выдать удостоверение единого образца, с указанием суммарной (накопленной) дозы облучения больше 25 сЗв (бэр), подтверждающее право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным Законом № 2-ФЗ от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Свои требования мотивировала тем, что с сентября 1962 г. по апрель 1965 г. проживала в г.Семипалатинске Семипалатинской области Республики Казахстан, то есть в зоне риска в связи с испытаниями на Семипалатинском полигоне. Согласно проведенного хромосомного анализа у неё имеется в настоящее время суммарная (накопленная) доза радиации 26 сЗв (бэр), кроме г.Семипалатинска данная доза радиации нигде не могла быть получена.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, истец в судебное заседание не явилась.

Представитель Департамента социальной защиты населения Томской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание не сообщил.

Представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на исковое заявление указал, что исковые требования не признает, поскольку г.Семипалатинск, где проживала истец, не входит в Перечень населенных пунктов, утвержденных распоряжениями Правительства РФ № 356-р от 15.03.1995 г. Согласно данным Перечня населенных пунктов Республики Казахстан с указанием доз внешнего, внутреннего облучения и их суммы, полученных населением в период времени с 1949 г. по 1992 г. в результате деятельности Семипалатинского ядерного полигона, подписанного радиологом Минздрава Республики Казахстан, значение суммарной накопленной дозы облучения, полученной жителями г.Семипалатинска за весь указанный период составляет 1,05 сЗв (бэр), истец не мог получить дозу облучения не только свыше 25 сЗв (бэр), но и свыше 5 сЗв (бэр). Представленные документы Республики Казахстан не имеют юридической силы и не подтверждаются архивными данными. Результаты хромосомного анализа ФГУП Северский биофизический центр не могут быть приняты, поскольку последний не является органом, уполномоченным на выдачу заключений о полученной дозе радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, предусмотренным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 г. № 5 о Методических указаниях 2.6.1.2574-2010. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 25 сЗв (бэр) гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.

Указанная норма права не связывает нахождение гражданина в определенных населенных пунктах с датами производства ядерных взрывов, а связывает их проживание в этих населенных пунктах с указанным в законе периодом времени с 1949 года по 1963 год.

Меры социальной поддержки предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ.

Согласно п.1 «Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 г. № 634 отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке. Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

Правительством Российской Федерации на основании расчетов доз облучения утверждены перечни населенных пунктов Алтайского края и бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. № 162-р и от 15 марта 1995 г. № 356-р (в редакции распоряжения Правительства от 8 февраля 2002 г. № 156-р). Перечни составлены с учетом времени радиационного воздействия на население (даты взрывов, которые оказали это воздействие) и величины возможной полученной дозы.

Город Семипалатинск отсутствует в Перечне от 15.03.1995 г. № 356-р.

Вместе с тем, как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ № 11-П от 19.06.2002 г., в силу статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (такая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года). В рамках правового регулирования этих отношений гражданам гарантируется предоставление денежных и иных материальных компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью радиационным воздействием, за риск радиационного вреда вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни. Приведенная правовая позиция сохраняет свою силу и имеет общее значение для характеристики отношений, возникающих в связи с причинением радиационного вреда вследствие деятельности государства. Вместе с тем условия и порядок реализации государством названной обязанности, включая процедуры назначения и определения размера компенсационных выплат, формы социальной поддержки пострадавших лиц и их дифференциацию, в частности в зависимости от объема вреда, определяются федеральным законодателем, который при реализации своих дискреционных полномочий во всяком случае не должен ставить под сомнение право пострадавших на получение возмещения вреда и призван стремиться к обеспечению такого возмещения в полном объеме.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" установленные данным Федеральным законом меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

Как следует из названного законоположения - с учетом целевого предназначения данного Федерального закона от 10.01.202 г. № 2-ФЗ, выраженного в его преамбуле, - меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов.

Таким образом, субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний; поэтому само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

Из этого исходит и Федеральный закон от 9 января 1996 года "О радиационной безопасности населения", который предусматривает, что граждане имеют право на радиационную безопасность, а в случае нарушения указанного права гражданам гарантируется предоставление мер социальной поддержки, т.е. возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и причиненных им убытков (статьи 22, 25 и 26). С учетом указанных законоположений в системном истолковании со статьей 2 действовавшего на тот момент Федерального закона от 19 августа 1995 года "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", определявшей льготы и компенсации гражданам, получившим в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14 декабря 1999 года N 197-О пришел к выводу, что суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными. Данный вывод был сформулирован Конституционным Судом Российской Федерации в связи с обращением заявителя, который получил суммарную дозу облучения свыше 100 бэр в одном из населенных пунктов, включенных в соответствующий перечень Правительством Российской Федерации, но проживал в этом населенном пункте в 1968 - 1973 годах, т.е. не в тот установленный федеральным законодателем период, с которым связывалось предоставление льгот и компенсаций.

Из паспорта Диль Н.Л., свидетельства о рождении II-БЮ № 050776, свидетельства о заключении брака I-ДА № 492047 следует, что она родилась 02.11.1960 г. в пос.Северный Первомайского района Алтайского края. Согласно справки с места жительства Диль Н.Л. проживала в г.Семипалатинск с 20.08.1962 г. по 29.05.1979 г. и с 29.05.1979 г. по 12.05.1995 г.

Таким образом, судом установлено, что Диль Н.Л. в 1962-1995 годах постоянно проживал на территории Семипалатинской области Республики Казахстан. Согласно аттестата о среднем образовании Диль Н.Л. в 1978 г. окончила полный курс средней школы в г.Семипалатинске.

Действительно, согласно перечня населенных пунктов с указанием доз внешнего, внутреннего облучения и их суммы, полученных населением за период с 1949 г. по 1992 г. в результате деятельности Семипалатинского ядерного полигона, утвержденного Главным радиологом Минздрава Республики Казахстан, жители г.Семипалатинска получили суммарную дозу 1,05 сЗв (бэр), вместе с тем, указанный документ подтверждает факт распространения на территорию г.Семипалатинска Республики Казахстан радиационного воздействия вследствие деятельности Семипалатинского полигона.

Из хромосомного анализа, проведенного 26.05.2010 г. Северским биофизическим научным центром лаборатории геномной медицины (лицензия № 99-01-002888 от 13.10.2005 г.) следует, что при анализе 1 000 клеток, хромосомные аберрации встречены следующих типов: дицентрические и кольцевые хромосомы (маркеры радиационного воздействия); одиночные, парные фрагменты, точечные фрагменты, кресты (маркеры химического воздействия), расчет эквивалентной дозы показал, что значение цитогенетической индикации облучения соответствует дозе 26 сЗв.

Действительно, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 г. № 5 о Методических указаниях 2.6.1.2574-2010 установлен порядок определения суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» установлен порядок Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вместе с тем, согласно письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.04.2010 г. № 01\6008-10-32 для определения доз облучения граждан по указанным МУ требуются исходные данные, которыми Роспотребнадзор не владеет. Также, не определен перечень учреждений, которые определяют в соответствии с Методическими указаниями суммарные (накопленные) эффективные дозы облучения.

Согласно записей в трудовой книжке, Диль Н.Л. работала после переезда из г.Семипалатинска – с 10.07.1995 г. по 09.04.1996 г. в АООТ «Ролтом» г.Томска, с 25.04.1996 г. оператором-кондитером АОЗТ «ЗПРМ и Х», с 11.06.1997 г. продавцом ЗАО «Томские лаки и краски», с 13.04.1999 г. продавцом-консультантом хозяйственного отдела ООО «Септима», с 21.01.2002 г. продавцом смешанных товаров ОДО «ТЛКЗ», с 23.06.2003 г. – испытателем электрических машин и аппаратов в ФГУП «НПЦ «Полюс», с 20.09.2004 г. – мастером по благоустройству ООО «Профжилсервис», с 05.02.2007 г. уборщиком помещений в ЗАО «ЭлеСи», с 01.10.2007 г. контролёром измерительной аппаратуры в ОАО «Сибэлектромотор». Из справки ОАО «Сибэлектромотор» следует, что в период работы Диль Н.Л. в источниками ионизирующего излучения связана не была.

Удостоверением серии СП № 656256 от 06.09.1994 г. Республики Казахстан подтверждается факт проживания Диль (Коломиной) Н.Л. с сентября 1962 г. по декабрь 1990 г. в г.Семипалатинске, расположенном в зоне повышенного радиационного риска.

Согласно ч.4 ст.71 Гражданского процессуального кодекса РФ документ, полученный в иностранном государстве, признается письменным доказательством в суде, если не опровергается его подлинность и он легализован в установленном порядке. Без легализации в качестве письменных доказательств в суде в силу ч.5 ст.71 Гражданского процессуального кодекса РФ признаются официальные документы в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Легализация документов не требуется в отношениях между странами – участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаагская Конвенция, заключенная 05.10.1961 г.), Республика Казахстан (с 30.01.2001 г.) и Российская Федерация (с 31.05.1992 г.) являются сторонами, подписавшими данный международный договор.

Таким образом, совокупность вышеуказанных доказательств дает основания полагать, что (накопленная) суммарная доза радиации 26 сЗв была получена именно по месту его проживания в районе действия Семипалатинского полигоне - г. Семипалатинске в период проживания, ввиду отсутствия иных источников радиационного воздействия.

Поскольку в соответствии с Федеральным Законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ предоставляются социальные гарантии для лиц, получивших суммарную (накопленную) дозу радиации свыше 25 сЗв, и для лиц, для реализации положений названного Федерального Закона достаточно установления факта получения Диль Н.Л. суммарной (накопленной) дозы радиации свыше 25 сЗв.

В соответствии с Правилами отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года № 634 и Правилами выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 181.09.2009 г. № 540, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ вносит сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а удостоверения единого образца выдает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Признать Диль НЛ, родившуюся 02.11.1960 г. в п.Северный Алтайского края, подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) дозы облучения свыше 25 сЗв (бэр).

Обязать Департамент социальной защиты населения Томской области включить Диль НЛ в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семиплатинском полигоне для получения удостоверения единого образца.

Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать Диль НЛ, родившейся 02.11.1960 г. в п.Северный Алтайского края, удостоверение единого образца, с указанием суммарной (накопленной) дозы облучения больше 25 сЗв (бэр)., подтверждающее право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным Законом № 2-ФЗ от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись

КОПИЯ ВЕРНА: судья Р.Н.Мацкевич

Секретарь О.И.Оленёва

-32300: transport error - HTTP status code was not 200