На момент публикации решение не вступило в законную силу



Дело ...............

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 октября 2010г. Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Величко МБ

при секретаре Шелковкиной ЕВ,

с участием истца, представителя истца – Малащук Т.Б., действующей на основании ордера ............... от ...............г., представителя третьего лица – ............... – Шапаревой М.А., действующей на основании доверенности от ...............г. ...............,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кривошеиной ЕИ к Администрации города Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Кривошеина Е.И. обратилась в суд с иском к Администрации ............... о внеочередном предоставлении жилого помещении, указывая, что она относится к категории детей сирот, так как мать КИВ отказалась забрать ее из роддома, а сведения об отце указанны со слов матери, что подтверждается актом о предоставлении фамилии ребёнку и решением совета народных депутатов от ...............г................. С ...............г. по ...............г. истец находилась на полном государственном обеспечении в ОГУЗ С ...............г. я находилась на полном государственном обеспечении в ОГУЗ, откуда была направлена на обучение в УШ, где находилась с ...............г. по ...............г. С ...............г. по ...............г. она обучалась в ПУ ............... г. Томска и находилась на полном государственном обеспечении. Во время обучения истец проживала в общежитии училища. В настоящее время постоянного места жительства не имеет, жилых помещений в собственности не имела и не имеет, жилое помещение за ней закреплено не было. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации Советского района г. Томска от ...............г. была принята на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и взята на учёт как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее общая очередь ................ На основании изложенного и со ссылками на ФЗ № 159- ФЗ от 21.12.1996г., ст.ст. 50, 57 ЖК, ст.ст. 2,3 Закона Томской области от 11.09.2007г. № 188-ОЗ РФ просит обязать администрацию г. Томска вне очереди предоставить ей по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Томска, общей площадью не менее 17 кв.м. (с учетом уточнения от 29.09.2010г.).

Кривошеина Е.И. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель истца позицию своего доверителя поддержала.

Представитель третьего лица - Администрации Томской области Шапарева М.А., действующая на основании доверенности от ...............г. ..............., в судебном заседании считала иск подлежащим удовлетворению.

Представитель ответчика - Администрации г. Томска Горовцова И.В., действующая на основании доверенности от ...............г. ..............., в судебном заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором просила отказать в иске, дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика. В отзыве на исковое заявление указано, что администрация г. Томска не является надлежащим ответчиком, не нарушала прав истца на основании чего в иске должно быть отказано.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Кривошеиной Е.И., подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как следует из представленных документов, Кривошеина Е.И. с ............... по ............... года осталась без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении в ОУ ДР. В последующем поступила в ОГУЗ и находилась в данном учреждении до ...............г. на полном государственном обеспечении. ...............г. Кривошеина Е.И. направлена на обучение в УШ. После окончания данной школы ...............г. поступила в профессиональное училище ..............., которое окончила ...............г., закрепленного за ней жилого помещения не имеет. Указанные обстоятельства подтверждаются следующими письменными доказательствами:

- свидетельством о рождении от ............... года;

- справкой о рождении ..............., согласно которой, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка;

- решением Исполнительного комитета Советского районного совета народных депутатов от ...............г. ............... «Об определении ЕИ в государственное детское учреждение. Указанное решение принято в связи с тем, что мать ребенка КИВ отказалась забрать ребенка из роддома;

- актом о предоставлении фамилии ребенку л.д. № 21);

- справкой от ...............г. ..............., согласно которой Кривошеина Е.И. действительно находилась в ОГУЗ с ...............г. по ...............г;

- справкой от ...............г. ..............., согласно которой Кривошеина Е.И. поступила в ТОГОУ ОГУЗ ...............г. из ОУ ДР;

- справкой от ...............г. ..............., согласно которой Кривошеина Е.И. действительно обучалась и воспитывалась в УШ с ...............г. по ...............г. Данное обстоятельство также подтверждается свидетельством об окончании школы ...............;

- справкой от ...............г. ............... и свидетельством об уровне квалификации регистрационный ............... серии ..............., из которых следует, что Кривошеина Е.И. действительно обучалась в Профессиональном училище ............... ............... с ...............г. по ...............г.;

- свидетельством ............... от ...............г. подтверждается, что Кривошеина Е.И. зарегистрирована по месту пребывания: ............... ............... на срок с ...............г. по ...............г.

Сведениями Томского филиала ФГУП «Ростеинвентаризация- Федеральное БТИ» от ...............г. подтверждается, что до ...............г. право частной собственности Кривошеиной Е.И. на объекты недвижимости не регистрировалось.

Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений от ...............г. подтверждается, что права Кривошеиной Е.И. на объекты недвижимости, в том числе жилые помещения, после ...............г. не регистрировались.

Из письма администрации Советского района г.Томска от ...............г. ............... следует, что Кривошеина Е.И. на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам от ...............г., протокол ............... поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 2009 год – общая очередь ................

Согласно ч.2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

В соответствии со ст.1 Закона Томской области от 11.09.2007 года №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (ч.1 ст. 1).

В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Решением Думы города Томска от 25.12.2007 года №740 «Об осуществлении Администрацией города Томска отдельных государственных полномочий» установлено, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются Администрацией города Томска.

Из распоряжения мэра г.Томска от 04.05.2008г.№ р344 «Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «город Томск» следует, что Администрация г.Томска не передает государственные полномочия, которыми была наделена в силу Закона Томской области от 11.09.2007г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», а устанавливает разграничение обязанностей по их осуществлению между органами администрации, являющимися ее структурными подразделениями (департаментом социальной политики и администрациями районов города).

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что на Администрацию г.Томска в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, должна быть возложена обязанность предоставить Кривошеиной Е.И. жилое помещение. Вместе с тем, из вышеприведенных норм законодательства не усматривается обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В связи с чем исковые требования, предъявленные к Администрации г. Томска являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В то же время, вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу ст.1 и ст. 152 БК РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств, в связи с чем доводы ответчика суд признает несостоятельными.

Данный вывод суд также основан на том, что на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях Кривошеина ЕИ поставлена, и включена в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — 24/02/2009 г., л.д. 24) обязанность по предоставлению жилого помещения вне очереди не исполнена на протяжении более чем 1 года 4 месяцев. На протяжении этого периода администрация г. Томска осуществляла данные государственные полномочия, доказательств приостановления или отказа от осуществления этих государственных полномочий не представлено, поэтому отсутствие денежных средств не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истца.

Кроме того, структурными подразделениями Администрации города Томска, ранее 24/02/2009 г., а также до передачи государственных полномочий, признавалось право истицы на внеочередное представление жилого помещения, как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается:

- ответом объединённой администрации Кировского и Советского округов г. Томска от 17/06/2003 № ............... л.д. 25), в котором указано, что Кривошеина ЕИ будет обеспечена жилым помещением по окончании пребывания в детском государственном учреждении;

- ответом Администрации Советского района г. Томска от 09/08/2007г. ..............., в котором на ходатайство УШ указано, что право будет реализовано Администрацией Томской области, для чего после обучения необходимо обратиться в администрацию района.

Следовательно Администрация города Томска, в случае невозможности реализации переданных госполномочий, имела возможность отказаться от их осуществления, однако этим правом не воспользовалась, доказательств по принятию необходимых мер для предоставления жилого помещения истице не принимала, в связи с чем, отсутствие денежных средств, в настоящее время, не является основанием для отказа в реализации права истице.

Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года №27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина. В связи с чем Администрацией г.Томска кривошеиной Е.И. должно быть предоставлено вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее 17 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кривошеиной ЕИ к Администрации города Томска удовлетворить.

Обязать Администрацию города Томска предоставить Кривошеиной ЕИ вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее 17 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200