о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж



Дело № 2-2990/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28.09.2010 г. Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Миркиной Е.И.,

при секретаре Орловой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леоненко С.П. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочно пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Леоненко С.П. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочно пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, указав, что 28.04.2010 г. она обратилась в ПФ за назначением ей досрочно пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако ей было отказано в назначении данной пенсии, в её специальный стаж не были включены периоды работы: с 03.02.1984 г. по 13.05.1987 г., с 30.05.1987 г. по 30.09.1987 г., с 01.08.1988 г. по 01.09.1994 г. в должности воспитателя в детском комбинате № ............... ОАО «............... завод», поскольку данное учреждение не предусмотрено Списками. Считает, что данный период работы должен быть включен в ее специальный стаж, поскольку она осуществляла педагогическую деятельность, занималась воспитанием детей дошкольного возраста. С учетом последующих уточнений просит суд обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области включить в ее педагогический стаж периоды работы: с 03.02.1984 г. по 06.01.1986 г., с 13.11.1986 г. по 13.05.1987 г., с 30.05.1987 г. по 30.09.1987 г., с 01.08.1988 г. по 01.09.1994 г. в должности воспитателя в детском комбинате № ............... ОАО «............... завод»; с 07.01.1986 г. по 12.11.1986 г. – период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1 года.

В судебном заседании Леоненко С.П. свой иск поддержала в полном объеме, пояснив, что наименование детский комбинат означает, что в этом учреждении имеются как старшие группы, так и ясельные. Она осуществляла педагогическую деятельность, занималась воспитанием детей дошкольного возраста.

Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в г. Томск Томской области Драчева С.Б. иск не признала, поскольку наименование учреждения, в котором истец работала в спорный период, не соответствует Спискам.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Леоненко С.П. подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Статья 80 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01 января 2002 года, закрепляла, что пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

Аналогичная норма содержится и в п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент обращения истца за назначением пенсии и на момент рассмотрения настоящего иска), где устанавливается, что лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста предоставляется право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Пункт 2 ст.27 указанного выше Федерального закона в редакции, действующей на момент обращения истца за назначением пенсии и в настоящее время, устанавливает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

По смыслу указанных выше норм закона право на получение пенсии за выслугу лет педагогических работников законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером работы.

В соответствии с решением Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области № 1866 от 01.06.2010 года Леоненко С.П. в назначении пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Из подсчета льготного стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, исключены в том числе периоды работы: с 03.02.1984 г. по 13.05.1987 г., с 30.05.1987 г. по 30.09.1987 г., с 01.08.1988 г. по 01.09.1994 г. в должности воспитателя в детском комбинате № ............... ОАО «............... завод».

Суд не может согласиться с такими выводами ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Томском районе Томской области по следующим основаниям.

Как разъяснено в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно трудовой книжке Леоненко С.П. от 27.08.1982 г., справке, уточняющей характер и условия труда, от 20.08.2010 г. истец в спорные периоды: с 03.02.1984 г. по 06.01.1986 г., с 13.11.1986 г. по 13.05.1987 г., с 30.05.1987 г. по 30.09.1987 г., с 01.08.1988 г. по 01.09.1994 г. работала в должности воспитателя в детском комбинате № ............... ОАО «............... завод»; в период с 07.01.1986 г. по 12.11.1986 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1 года.

Согласно Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (утв. постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463), действовавших до 22 сентября 1999 года, работа в детских дошкольных учреждениях всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли) давала право работнику на льготную пенсию.

Согласно Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067), действовавших до 29 октября 2002 года, работа в дошкольных образовательных учреждениях (детский сад, детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников); детский сад компенсирующего вида; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка - детский сад (п.8) дает право работнику на льготную пенсию.

Таким образом, указанные списки действительно не указывают в перечне наименований учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу в связи с педагогической деятельностью, детские комбинаты.

Однако, в перечне, утвержденном постановлением от 22 сентября 1999 года, есть такое наименование учреждения как детский сад комбинированного вида, а в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункт 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781), в п.1.8 уже прямо говорится: детские сады всех наименований.

Из штатных расписаний детского комбината № 38 за 1983 г.-1988 г.,1990 г., 1992 г. следует, что в период с 1984 г. по 1988 г. в детском комбинате по смете количество детей было равно 350 человекам, 12 групп, в 1991 г. количество детей по смете уменьшилось до 270 (11 групп). То есть данное учреждение являлось педагогическим. В этих расписаниях в качестве работающих указаны такие должности дошкольных образовательных учреждений, предусмотренные Списками, как воспитатель, логопед, музыкальный руководитель.

Согласно справке Департамента образования Администрации г. Томска от 12.07.2010 г. Типовыми штатными расписаниями дошкольных образовательных учреждений были предусмотрены два типа дошкольных образовательных учреждений: детский сад и ясли-сад. Детские комбинаты не предусмотрены Типовыми штатами. Следовательно, наименование дошкольного образовательного учреждения «Детский комбинат» не является нормативным. Бытовое выражение «Детский комбинат» использовалось в отношении ведомственных дошкольных образовательных учреждений, которые официально назывались «Ясли-сад» и в которых имелись группы детей в возрасте до 3 лет (ясельные группы) и в возрасте от 3 до 7 лет (дошкольные группы). На основании этого наименование дошкольного образовательного учреждения «Детский комбинат» фактически соответствует наименованию «ясли-сад».

В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Применительно к данному гражданскому делу эти положения основного закона суд рассматривает как гарантию равенства пенсионных прав педагогических работников образовательных учреждений независимо от наименования последних.

Таким образом, то обстоятельство, что учреждение, в котором работала истец в указанные периоды, не было поименовано в соответствии с нормативными требованиями, не может ущемлять ее права на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ, по сравнению с другими работниками, выполнявшими трудовые функции, аналогичные трудовым функциям истца, и проработавшим в учреждениях, поименованных в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.

В связи с изложенными выводами периоды работы истца в детском комбинате подлежат включению в ее специальный стаж.

Также является обоснованным и требование истца о включении в специальный стаж в периода ее нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 1 года с 07.01.1986 г. по 12.11.1986 г..

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В результате изменений в ст.167 Кодекса законов о труде РСФСР, внесенных ФЗ № 3543-1 от 25.09.1992 г., который вступил в силу с момента его опубликования, а именно 06.10.1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях. До введения в действия указанного закона период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком включался в специальный стаж работы, учитываемый при назначения пенсии на льготных условиях.

Согласно п.21 Разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996г. №5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации".

Как разъяснено в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 375/24-11 от 29.11.1989г. утверждены Разъяснения № 23/24-11"О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижении им возраста трех лет". В соответствии с абз.2 п.7 указанных Разъяснений время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Таким образом, из указанных нормативных актов следует, что отпуск по уходу за ребенком до 1 года также подлежит включению в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Леоненко С.П. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Томск Томской области включить Леоненко С.П. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды ее работы: с 03.02.1984 г. по 06.01.1986 г., с 13.11.1986 г. по 13.05.1987 г., с 30.05.1987 г. по 30.09.1987 г., с 01.08.1988 г. по 01.09.1994 г. в должности воспитателя в детском комбинате № ............... ОАО «............... завод»; с 07.01.1986 г. по 12.11.1986 г. – период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1 года.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.

Судья Е.И. Миркина

Вступило в в законную силу 15.10.2010г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200