о внеочередном предоставлении жилого помещения



Дело № 2- 2897 / 10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04.10.2010г. Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Миркиной Е.И.

при секретаре Орловой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Ленинского района г.Томска, обратившегося в интересах Шорохова В.В. , к Администрации города Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Томска, действующий в интересах Шорохова В.В., обратился в суд с иском к Администрации г.Томска о внеочередном предоставлении жилого помещении, указывая, что Шорохов В.В., ............... г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы Администрации ............... района г.Томска от 15.04.2009г. № 132 ж Шорохов В.В. включен в список учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Номер в данном списке учета на 2010 год - 32. Также Шорохов В.В. обучался в ............... филиале Областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Томский экономико-промышленный колледж», где находился на полном государственном обеспечении. 16.03.2010г. директор указанного учебного заведения направил письмо в Администрацию ............... района г.Томска с просьбой предоставить Шорохову В.В. по выпуску из учебного заведения 30.06.2010г. соответствующую жилую площадь. Однако, Администрация ............... района г.Томска отказала в предоставлении жилого помещения, указав, что полномочиями по приобретению жилых помещений по норме предоставления за счет средств субвенций предоставляемых в соответствии с Законом Томской области от 11.09.2007г. № 188-ОЗ осуществляет управление социальной политики Администрации г.Томска. В силу п.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания. В соответствии со ст.1 ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без в попечения родителей» и ст.2 Закона Томской области от 19.08.1999г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с абз. 2 ч.1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичная норма содержится в ч.2 ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ. Согласно ст. 39 Устава г.Томска обязанность по предоставлению гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилого фонда возложена на администрацию г.Томска. На основании ч.3 ст. 3 Закона Томской области от 09.102003г. № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилом фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17 кв.м., на одиноко проживающего гражданина. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением на основании обращения к нему гражданина о защите права на обеспечение права на жилище в муниципальном жилищном фонде. На основании изложенного просит обязать Администрацию г.Томска предоставить Шорохову В.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не менее 17 кв.м. общей площади в муниципальном образовании «город Томск».

В судебном заседании представитель прокурора Ленинского района г.Томска Мизгирев А.С. и материальный истец Шорохов В.В. на удовлетворении исковых требований настаивали.

Представитель Администрации г. Томска, Поморцева К.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, согласно отзыву на исковое заявление, указала следующее. По смыслу определения Конституционного суда РФ от 05.02.2009г. № 250-О-П положения законов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями вводятся в действие ежегодно законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий. В развитие указанных положений Бюджетный кодекс РФ определяет, что расходные обязательства возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий исполняются за счет в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Общий объем предоставленной Администрации г.Томска субвенции не основан на объективных исходных данных, предоставленная субвенция уже была потрачена Администрацией г.Томска для сирот. Использовать собственные средства на приобретение жилья истцу Администрация г.Томска не вправе в силу абз.2 п.5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в соответствии с которым органы местного самоуправления имеют право дополнительного использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и в порядке, предусмотренных уставом муниципального образования, а также в силу абз.2 п.4 ст. 9 Устава г.Томска, в соответствии с которым органы местного самоуправления имеют право дополнительного использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и в порядке, определенных решением Думы г.Томска в соответствии с настоящим уставом. Такое решение Думы г.Томска, предусматривающее выделение средств для на осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, отсутствуют. В тоже время абз.1 п.5 ст. 9 ФЗ 06.10.2003г № 131-ФЗ предусматривает, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления осуществляется только за счет средств, предоставляемых бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а в силу п.3 ст. 20 того же закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрации Томской области Плешакова Ж.В., действующая на основании доверенности от 02.04.2010г. № 13, с исковыми требованиями не согласилась.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Ленинского района г.Томска, обращающегося в интересах Шорохова В.В., подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как следует из представленных документов, Шорохов В.В. в ............... году остался без попечения родителей, был направлен в детское государственное учреждение, в июне 2010г. окончил образовательное учреждение, закрепленного за ним жилого помещения не имеет. Указанные обстоятельства подтверждаются следующим.

Согласно постановлению главы Объединенной администрации ............... округов г.Томска от 18.11.1998г. №984 Шорохов В.В., ............... г.р., остался без попечения родителей, т.к. отец Ш.. умер ................, а мать Ш. находится в местах лишения свободы, в связи с чем Шорохов В.В. был определен в детское государственное учреждение, за ним закреплена жилая площадь по адресу: г.Томск, пер.................

В дальнейшем, постановлением главы Объединенной администрации ............... округов г.Томска от 19.08.2002г. № 797-0 п.2 постановления главы Объединенной администрации ............... округов г.Томска от 18.11.1998г. №984 о закреплении за несовершеннолетним жилого помещения отменен.

Шорохов В.В. с ................ по ................ находился на обучении в ОГОУ СПО «Томский экономико-промышленный колледж» в с................ Томской области, с 01.07.2010г. отчислен в связи с окончанием учебного заведения, что подтверждается справкой учебного заведения от 27.09.2010г. № 715.

Сведениями Томского филиала ФГУП «Ростеинвентаризация- Федеральное БТИ» от 08.09.2010г. подтверждается, что до 03.09.1998г. право частной собственности Шорохова В.В. на объекты недвижимости не регистрировалось.

Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений от 04.10.2010г. подтверждается, что права Шорохова В.В. на объекты недвижимости, в том числе жилые помещения, после 03.09.1998г. не регистрировались.

Из письма главы администрации ............... района г.Томска от 16.04.2009г. № 167/77 следует, что Шорохов В.В. на основании постановления главы администрации от 15.04.2009г. № 132ж включен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по состоянию на 2010 год его учетный номер в общем списке граждан 2791, а в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 38.

Согласно ч.2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

В соответствии со ст.1 Закона Томской области от 11.09.2007 года №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (ч.1 ст. 1).

В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Решением Думы города Томска от 25.12.2007 года №740 «Об осуществлении Администрацией города Томска отдельных государственных полномочий» установлено, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются Администрацией города Томска.

Из распоряжения мэра г.Томска от 04.05.2008г.№ р344 «Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «город Томск» следует, что Администрация г.Томска не передает государственные полномочия, которыми была наделена в силу Закона Томской области от 11.09.2007г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», а устанавливает разграничение обязанностей по их осуществлению между органами администрации, являющимися ее структурными подразделениями (департаментом социальной политики и администрациями районов города).

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что на Администрацию г.Томска в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, должна быть возложена обязанность предоставить Шорохову В.В. жилое помещение. В связи с чем исковые требования, предъявленные к Администрации г. Томска являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом, вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу ст.1 и ст. 152 БК РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.

Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года №27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина. В связи с чем Администрацией г.Томска Шорохову В.В. должно быть предоставлено вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее 17 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Ленинского района г. Томска, обратившегося в интересах Шорохова В.В. , удовлетворить.

Обязать Администрацию города Томска предоставить Шорохову В.В. вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее 17,0 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.

Судья: Е.И. Миркина

На момент размещения не вступило в законную силу

-32300: transport error - HTTP status code was not 200