Дело №2-3047/2010
15 сентября 2010 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Мацкевич Р.Н.
при секретаре Оленёвой О.И.
рассмотрев в судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению прокурора Кировского района г.Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.Томска о принятии мер по организации вывоза и утилизации свалки бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г.Томска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации г.Томска о возложении обязанности принять меры по организации ликвидации (вывоза и утилизации) несанкционированного места размещения отходов (свалки), локализованной по адресу: город Томск, ............... (напротив оптовой базы «...............»), площадью ............... кв.м., объемом свалки ............... куб.м.
Исковое требование истец мотивирует тем, что проведенной проверкой соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления обнаружено несанкционированное размещение отходов (свалка) по адресу: по адресу: город Томск, ..............., ............... (напротив оптовой базы «............... В соответствии с ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства. Согласно ст. 34 указанного Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и мусора.
Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003г. «О принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст.8 и ст.39 Устава города Томска к вопросам местного значения и компетенции администрации г.Томска отнесены организации мероприятий по охране окружающей среда в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.
Несанкционированное размещение отходов свидетельствует о том, что орган местного самоуправления не выполняет обязанности, установленные законодательством РФ, чем нарушает интересы Российской Федерации.
Представитель Администрации г.Томска в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав письменные доказательства, суд полагает исковое требование прокурора подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно акта № 1-13 Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды от 17 мая 2010 г. установлено, что по адресу: город Томск, ............... ............... (напротив оптовой базы «...............»), локализовано не санкционированное размещение отходов – свалка площадью 500 кв.м., объемом свалки 120 куб.м., состав свалки – отходы древесные, полимерных материалов, упаковочных материалов, бой стекла, резины, строительный мусор.
У суда отсутствуют основания сомневаться в достоверности обстоятельств, установленных актом, так как он составлен лицом, не принимающим участие в качестве стороны по данному делу, а кроме того, в соответствии с Законом Томской области от 07.02.2006г. №17-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти и структуре Администрации Томской области, Положением «О Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области», утвержденным Постановлением губернатора Томской области от 23.11.2007г. №153 Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды; целями его деятельности являются: повышение уровня экологической безопасности условий жизни населения; обеспеченность органов власти, организаций и населения информацией, знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования. Задачами деятельности Департамента являются обеспечение комплексного государственного контроля за выполнением требований природоохранного законодательства; повышение качества окружающей среды; информирование органов власти и населения о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов. Анализ целей и задач деятельности Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области дает основание полагать об объективности и незаинтересованности государственного инспектора в объективном отражении фактически имеющих место обстоятельств на месте обнаружения свалки.
Понятие санкционированной свалки дано в п.2.22 Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды РФ от 26.01.1993г. и во Временных методических рекомендациях по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в РФ, утвержденных Письмом Минприроды РФ от 11.07.1995г. Под санкционированной свалкой понимается разрешенная органами исполнительной власти территория для размещения промышленных и бытовых отходов. В соответствии с п.2.22 «Правил благоустройства, санитарного содержания территорий, организации уборки, обеспечения чистоты и порядка в г.Томске», утвержденных решением Томской городской Думы от 20.05.2003 г. № 380 несанкционированная свалка мусора - самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование ТБО, КГМ, отходов производства и строительства, другого мусора, образованного в процессе деятельности юридических или физических лиц, объемом более 30 куб.м, площадью свыше 50 кв.м. В соответствии с п.2.21 данных указаний скопление твердых бытовых отходов, КГМ, возникшее в результате самовольного сброса по объему до 30 куб. м на территории площадью до 50 кв. м. - очаговая свалка мусора. То есть, размещение отходов в любом случае является свалкой, различается свалка лишь по площади и объему.
Доказательств того, что земельный участок по вышеуказанному адресу отведен администрацией города под размещение свалки и не является местом временного складирования отходов производства и потребления, а также того, что данный участок не является землей, находящейся в муниципальной собственности, стороной ответчика в порядке ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено.
Земельный участок не отведен администрацией города под размещение свалки и не является местом временного складирования отходов производства и потребления.
Согласно п.2.1. СанПин 2.1.7. 13-22-03 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы» целью настоящего документа является снижение неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения и среду обитания человека. Согласно п.5.1 СП 3.1/3.2.1379-03 «Профилактика инфекционных и паразитных болезней» планировка, застройка и комплексное благоустройство населенных пунктов должны быть направлены на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней и соответствовать санитарным нормам и правилам. Планирование территории, ее застройка и благоустройство – это все обязанности органов местного самоуправления, в частности администрации города как исполнительного органа. Вышеназванная свалка является несанкционированной в силу Письма Минприроды РФ от 11.07.1995г. «Временные методические рекомендации по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в РФ, утв. Письмом Минприроды РФ от 11.07.1995 как неразрешенные органами исполнительной власти территории для хранения промышленных и бытовых отходов, не обустроенные в соответствии со СНиП.
Для достижения данной цели пунктом 3.2. установлен исчерпывающий перечень мест временного складирования отходов производства и потребления: на производственной территории, на приемных пунктах сбора вторичного сырья, на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов, на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Иных мест временного хранения законодательством не предусмотрено, а свалки по указанным адресам в нарушение изложенных норм являются объектами постоянного хранения отходов.
Согласно п.п. 2,16, 2.17 Правил благоустройства, санитарного содержания территорий, организации уборки, обеспечения чистоты и порядка в г. Томске, утв. решением Томской городской Думы № 380 от 20.05.03г. сбор твердых бытовых отходов (крупногабаритного мусора) — комплекс мероприятий, связанных с очисткой дворниками, рабочими мусорокамер, заполнение контейнеров и очисткой контейнерных площадок; вывоз твердых бытовых отходов (крупногабаритного мусора) представляет собой выгрузку твердых бытовых отходов из контейнеров (загрузка бункеров-накопителей с КГМ) в спецтранспорт, очистка контейнерных площадок и подъездов к ним от просыпавшегося мусора и транспортировка с мест сбора мусора на лицензированный объект утилизации (полигоны захоронения).
Согласно «Концепции обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации», утвержденной Постановлением коллегии Госстроя России от 22.12.1999 г. № 17 сточные воды (фильтрат), вытекающие из тела свалки в результате воздействия природных осадков и процессов в твердых бытовых отходах (далее ТБО), содержат в большом объеме крайне токсичные органические и неорганические загрязнения. Неконтролируемые процессы в теле свалки приводят к формированию болезнетворной микрофлоры, также усугубляющей опасность фильтрата. При отсутствии необходимой гидроизоляции фильтрат попадает в почву, проникает в подземные воды и по водостокам - в открытые водоемы, отравляя источники водоснабжения. Токсичность фильтрата приводит к уничтожению окружающей свалку растительности. Также из тела свалки в атмосферу постоянно поступают газообразные продукты распада ТБО - метан, аммиак и пр. Они являются источником систематических пожаров на свалках, которые, в свою очередь, загрязняют атмосферу. Кроме того, метан является газом, способствующим разрушению озонного слоя. В результате распространения загрязнений по воде и воздуху у жителей, проживающих вблизи со свалками, отмечается повышенная заболеваемость и смертность, рождение детей с уродствами.
В соответствии с п. 5.38 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» утилизация отходов - это деятельность, связанная с использованием отходов на этапах технологического цикла и\или обеспечение повторного (вторичного) использования и переработки. Данный ГОСТ распространяет свои нормы и стандарты на технологический процесс в сфере производства и поэтому не может регулировать вопросы в сфере организации местного самоуправления, охраны окружающей среды, в сфере мероприятий, не связанных с промышленной деятельностью.
Согласно ст.1 ФЗ «Об охране окружающей природной среды» охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение, восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Статьей 3 указанного закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.
Статьей 7 ФЗ «Об охране окружающей природной среды», ст. 8 и ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды относятся, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с нормами системы действующего законодательства.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к органам местного самоуправления относятся, выборные органы, образуемые в соответствии с названным законом, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
В соответствии со ст.25 Устава города Томска, принятого решением Томской городской думы от 22.03.2005 г. № 841, структуру органов местного самоуправления составляют: Дума городского округа г.Томск - представительный орган муниципального образования «город Томск», Мэр городского округа - глава муниципального образования «город Томск», Администрация городского округа «город Томск» - местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Данные органы местного самоуправления обладают в соответствии с действующим законодательством и Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст.8, ст.9 Устава города, к компетенции Администрации г.Томска относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, то есть в том числе и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения.
В соответствии с п. 1.35 ст. 35 Устава города Томска администрация города Томска осуществляет полномочия, среди которых организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, именно Администрация города Томска уполномочена организовывать мероприятия, то есть принимать меры по организации вывоза и утилизации свалок, на которые указано в исковом заявлении, то есть, является надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае оспаривания ответчиком факта принадлежности земельного участка муниципальному образованию «город Томск» именно Администрация г.Томска обязана доказать это обстоятельство.
Администрация города уполномочена принимать меры по организации, то Администрация имеет право самостоятельно в рамках, установленных системой правовых актов, организовывать конкретные мероприятия, в том числе и путем привлечения к указанным мероприятиям граждан и юридических лиц. Несанкционированная свалка - отходы бытовые, это то, от чего отказался собственник, то есть, в силу ст. 225 ГК РФ при возложении на Администрацию обязанности по организации мероприятий по вывозу и утилизации этих свалок, гражданские права лиц, организовавших свалку, не могут быть нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию г.Томска принять меры по организации вывоза и утилизации (ликвидации) несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованной по адресу: город Томск, ............... ............... (напротив оптовой базы «............... площадью 500 кв.м., объемом свалки 120 куб.м.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.
Председательствующий: (подпись)
Решение не вступило в законную силу.
Разрешить публикацию: «____» _____________________ 2010г.
Судья Р.Н.Мацкевич