О предоставлении жилого помещения



Дело № 2- 3172/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2010 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего Черных О.Г.,

старшего помощника прокурора Кировского района г. Томска Игловской Е.И.,

истца Южаковой М.Г.,

представителя ответчика Плешаковой Ж.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 1 год,

при секретаре Цыгановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Кировского района г. Томска в интересах Южаковой М.Г. к администрации г. Томска об обязании обеспечить вне очереди жилым помещением по договору социального найма, администрации Томской области об обязании обеспечить финансирование за счет средств бюджета Томской области расходов администрации г. Томска,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г.Томска, действующий в интересах Южаковой М.Г., обратился в суд с иском к администрации г. Томска об обязании обеспечить вне очереди жилым помещением по договору социального найма, администрации Томской области об обязании обеспечить финансирование за счет средств бюджета Томской области расходов администрации г. Томска.

В обоснование заявленных требований указал, что Южакова М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 2 закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-03 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением исполнительного комитета Советского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ года опекуном Южаковой М.Г. назначена ФИО17 в связи с тем, что мать несовершеннолетней ФИО18 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, а отец впоследствии был лишен родительских прав решением Чаинского районного народного суда от ДД.ММ.ГГГГ года. С момента назначения опекуна и по настоящее время Южакова М.Г. проживает в жилом помещении, принадлежащем ФИО19., расположенном по адресу: г. Томск, ул. <адрес>. При этом какое-либо жилое помещение за несовершеннолетней не закреплено. В ДД.ММ.ГГГГ году Южакова М.Г. окончила школу-интернат №, после которой ДД.ММ.ГГГГ года поступила в ОГУ СПО «<данные изъяты>» и окончила его ДД.ММ.ГГГГ года. Решением жилищной комиссии Администрации Кировского района от ДД.ММ.ГГГГ года Южакова М.Г. поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и включена в списки детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Однако с указанной даты и по настоящее время, в том числе - после окончания образовательного учреждения, Администрация Кировского района г. Томска не предприняла мер, направленных на обеспечение Южаковой М.Г. жилым помещением. ДД.ММ.ГГГГ Южакова М.Г. обратилась в прокуратуру Кировского района г. Томска с заявлением о защите своих жилищных прав, что явилось основанием для обращения прокурора в суд с настоящим исковым заявлением. Просит обязать администрацию г. Томска обеспечить Южакову М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17,0 квадратных метра общей площади за счет средств областного бюджета, обязать администрацию Томской области обеспечить финансирование за счет средств бюджета Томской области расходов администрации г. Томска по обеспечению Южаковой М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17,0 квадратных метра общей площади.

Старший помощник прокурора Кировского района г. Томска Игловская Е.И. поддержала исковые требования к администрации г. Томска, представила заявление и.о. прокурора Кировского района г. Томска ФИО20 об отказе от исковых требований в части обязания администрации Томской области обеспечить финансирование за счет средств бюджета Томской области расходов администрации г. Томска по обеспечению Южакову М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17,0 квадратных метра общей площади.

Определением Советского районного суда города Томска от ДД.ММ.ГГГГ. в прекращении производства по делу в данной части отказано.

Истец Южакова М.Г. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований к администрации г. Томска и администрации Томской области.

Представитель Администрации Томской области Плешакова Ж.В. в судебном заседании требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. Дума г. Томска Решением от ДД.ММ.ГГГГ № «Об осуществлении Администрацией г. Томска отдельных государственных полномочий» установила, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания осуществляются администрацией г. Томска. Считает, что надлежащим ответчиком является Администрация г. Томска, в удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области просит отказать.

Представитель Администрации г. Томска, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Ее представитель Горовцова И.В. предоставила отзыв на исковое заявление, где просила рассмотреть дело в свое отсутствие. По существу исковых требований указала следующее. Администрация г.Томска раз в год предоставляет списочно администрации Томской области сведения о количестве лиц из числа детей сирот поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящий момент размеры финансирования местного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не соответствуют необходимым, т.к. в 2010 году на исполнение данных полномочий выделена субвенция в размере <данные изъяты> тысяч рублей, в то время как на учете в районных администрациях состоит более 70 лиц из числа детей-сирот имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Таким образом, полагаем необоснованным привлечение органа местного самоуправления в качестве ответчика по заявленному иску. Просит отказать в иске к Администрации Города Томска в полном объеме.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Кировского района г.Томска, обращающегося в интересах Южаковой М.Г. к Администрацию города Томска подлежащими удовлетворению, в удовлетворении требований к Администрации Томской области необходимо отказать.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд определением от ДД.ММ.ГГГГ. отказал в прекращении производства по делу в части и продолжает рассмотрение дела по иску в полном объеме.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как следует из представленных документов, Южакова М.Г. воспитывалась опекуном - тетей ФИО21., что подтверждается удостоверением, выданным на основании решения Советского районного Совета народных депутатов г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ года №.

Согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ года родителями Южаковой М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО22 и ФИО23

Отец ФИО24 решением Чаинского районного народного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ года лишен родительских прав в отношении двух несовершеннолетних детей ФИО30 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Южаковой М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Мать ФИО27 ДД.ММ.ГГГГ года умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ года.

В связи со смертью матери и согласием отца на установление опеки на основании заявления тети ФИО28 последняя была назначена опекуном над несовершеннолетней племянницей Южаковой М.Г. решением исполнительного комитета Советского районного Совета народных депутатов г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ года №.

Южакова М.Г. обучалась в <данные изъяты> г. Томска с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года по профессии <данные изъяты>, с получением полного среднего образования, согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно свидетельства об уровне квалификации №, регистрационный № Южакова М.Г. присвоена квалификация <данные изъяты>

Постановлением Главы администрации Советского района г. Омска № № от ДД.ММ.ГГГГ года назначено пособие опекаемым несовершеннолетним ФИО29, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Южаковой М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере 4-х кратной минимальной заработной платы, пособие выплачивать ФИО32

Согласно копии паспорта Южаковой М.Г. она зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ года по адресу: г. Томск, ул. <адрес>

Согласно справки администрации Кировского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ года Южакова М.Г. зарегистрирована по адресу: г. Томск, <адрес>, решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Письмом администрации Кировского района г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ года подтверждено, что с ДД.ММ.ГГГГ года Южакова М.Г. до ее совершеннолетия состояла на учете в отделе опеки и попечительства Кировского района г. Томска, так как совместно с опекуном проживала по адресу: г. Томск, <адрес>, закрепленного жилого помещения Южакова М.Г. не имеет.

Согласно сообщения администрации Кировского района г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ года решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года Южакова М.Г. поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях за № и включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения №.

Из справки паспортного стола УК «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что Южакова М.Г. проживает совместно с ФИО33., ФИО34 и ФИО35 в квартире по адресу: г.Томск, <адрес>, данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО36., ФИО37. и ФИО38

Согласно сообщению Министерства экономического развития РФ Управления Федеральной Регистрационной службы по Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ года право собственности Южаковой М.Г. на объекты недвижимости не регистрировалось.

Сведениями Томского филиала ФГУП «Ростеинвентаризация- Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ года подтверждается, что до ДД.ММ.ГГГГ года право частной собственности Южаковой М.Г. на объекты недвижимости не регистрировалось.

Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ года подтверждается, что права Южакова М.Г. на объекты недвижимости, в том числе жилые помещения, после ДД.ММ.ГГГГ года не регистрировались.

Из письма главы администрации Подгорнского сельского поселения Чаинского района Томской области Южакова М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в Администрации Подгорнского сельского поселения не стоит, жилые помещения по договору социального найма ей не предоставлялись.

Согласно ч.2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

В соответствии со ст.1 Закона Томской области от 11.09.2007 года №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (ч.1 ст. 1).

В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Решением Думы города Томска от 25.12.2007 года №740 «Об осуществлении Администрацией города Томска отдельных государственных полномочий» установлено, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются Администрацией города Томска.

Из распоряжения мэра г.Томска от 04.05.2008 года № р344 «Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «город Томск» следует, что Администрация г.Томска не передает государственные полномочия, которыми была наделена в силу Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», а устанавливает разграничение обязанностей по их осуществлению между органами администрации, являющимися ее структурными подразделениями (департаментом социальной политики и администрациями районов города).

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что на Администрацию г.Томска в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, должна быть возложена обязанность предоставить Южаковой М.Г. жилое помещение. Вместе с тем, из вышеприведенных норм законодательства не усматривается обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В связи с чем исковые требования, предъявленные к Администрации г. Томска являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В то же время, вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу ст.1 и ст. 152 БК РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств. В связи с этим суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, предъявленных к Администрации Томской области.

Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина. В связи с чем Администрацией г.Томска Южаковой М.Г. должно быть предоставлено вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее 17 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Кировского района г. Томска к Администрацию города Томска удовлетворить.

Обязать Администрацию города Томска предоставить Южаковой М.Г. вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее 17 квадратных метров.

В удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области об обязании обеспечить финансирование за счет средств бюджета Томской области расходов администрации г. Томска отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.

Судья:

Решение не вступило в законную силу

Опубликовать на сайте О.Г. Черных

Дата: