Дело № 2-2958/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29.10.2010г. Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Миркиной Е.И.
при секретаре Орловой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Кировского района г.Томска, обратившегося в интересах Бонапартовой Е.А., к Администрации города Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г.Томска обратился в суд с иском в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Бонапартовой Е.А., к Администрации г.Томска о возложении обязанности обеспечить вне очереди жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления за счет средств областного бюджета, к Администрации Томской области о возложении обязанности обеспечить финансирование за счет средств бюджета Томской области расходов администрации г.Томска по обеспечению Бонапартовой Е.А. вне очереди жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, указывая, что Бонапартова Е.А., <данные изъяты> г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 1997г. на основании постановления главы администрации Кировского района г.Томска от 30.10.1997г. № 601, а также путевки № 135 от 20.11.1997г., выданной Управлением образования Томской области, Бонапартова Е.А. была определена в детский дом №<данные изъяты> г.Томска, который в настоящее время расформирован. Решением Кировского районного суда г.Томска от 05.05.1997г. ее мать Б. лишена в отношении нее родительских прав. 29.08.2001г. Б. умерла. Решением Октябрьского районного суда г.Томска от 15.05.2000г. ее отец Б. лишен родительских прав в отношении дочери. В детском доме №<данные изъяты> Бонапартова Е.А находилась на полном государственном обеспечении до получения ею неполного среднего образования. По окончании школы она поступила в <данные изъяты>. В момент ее помещения в детский дом № <данные изъяты> постановлением главы администрации Кировского района г.Томска от 30.10.1997г. за ней была закреплена квартира по адресу: г.Томск, пер.<адрес>. 12.04.1999г. указанная квартира полностью сгорела, что подтверждается справкой ПЧ-2 ГПС УВД Томской области от 12.02.2002г. Решением жилищной комиссии объединенной администрации Кировского и Советского округов от 09.04.2002г. Бонапартова Е.А. была включена в списки очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и взята на учет как воспитанница детского дома. Однако, с указанной даты и по настоящее время Администрации Кировского района г.Томска не предприняла никаких мер, направленных на обеспечение Бонапартовой Е.А. жилыми помещениями. В соответствии с абз.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичная норма содержится в п.п.2, 3 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области». В силу п.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания. В соответствии с Законом Томской области от 11.09.2007г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены органы местного самоуправления поселений и городских округов. На основании решения Думы г.Томска от 13.12.2005г. № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма составляет 17 кв.м. общей площади на одиноко проживающего гражданина. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением на основании обращения к нему гражданина о защите права на обеспечение права на жилище в муниципальном жилищном фонде. Определением Советского районного суда г.Томска от 06.10.2010г. принят отказ прокурора Кировского района г.Томска и Бонапартовой Е.А. от исковых требований к Администрации Томской области о возложении обязанности обеспечить финансирование за счет средств бюджета Томской области расходов администрации г.Томска по обеспечению Бонапартовой Е.А. вне очереди жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, производство по делу по иску прокурора Кировского района г.Томска в защиту интересов Бонапартовой Е.А. в указанной части прекращено.С учетом этого Прокурор Кировского района г.Томска просит обязать Администрацию г.Томска предоставить Бонапартовой Е.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не менее 17 кв.м. общей площади в муниципальном образовании «город Томск».В судебном заседании представитель прокурора Кировского района г.Томска Пустяк А.А. и материальный истец Бонапартова Е.А. на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представитель Администрации г. Томска, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Ранее представитель Рябец Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования согласно отзыву на иск не признала, указала следующее. По смыслу определения Конституционного суда РФ от 05.02.2009г. № 250-О-П положения законов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями вводятся в действие ежегодно законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий. В развитие указанных положений Бюджетный кодекс РФ определяет, что расходные обязательства возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий исполняются за счет в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Использовать собственные средства на приобретение жилья истцу Администрация г.Томска не вправе в силу абз.2 п.5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в соответствии с которым органы местного самоуправления имеют право дополнительного использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и в порядке, предусмотренных уставом муниципального образования, а также в силу абз.2 п.4 ст. 9 Устава г.Томска, в соответствии с которым органы местного самоуправления имеют право дополнительного использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и в порядке, определенных решением Думы г.Томска в соответствии с настоящим уставом. Такое решение Думы г.Томска, предусматривающее выделение средств для на осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, отсутствуют.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрации Томской области Шапарева М.А., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Кировского района г.Томска, обращающегося в интересах Бонапартовой Е.А., подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из представленных документов, Бонапартова Е.А. в 1997 году осталась без попечения родителей, была направлена в детское государственное учреждение, в июне 2001г. окончила образовательное учреждение, закрепленного за ней жилого помещения не имеет. Указанные обстоятельства подтверждаются следующим.
В соответствии со свидетельством о рождении от 23.01.1987г. матерью Бонапартовой Е.А., <данные изъяты> г.р., является Б., а отцом- Б.
Решением Кировского районного суда г.Томска от 05.05.1997г. Б. лишена родительских прав в отношении дочери Бонапартовой Е.А.
Согласно постановлению главы администрации Кировского района г.Томска от 30.10.1997г. № 601 Бонапартова Е.А., <данные изъяты> г.р., определена в детский дом, т.к. отец находится в местах лишения свободы, а мать решением Советского районного суда г.Томска от 05.05.1997г. лишена родительских прав.
С 1997г. Бонапартова Е.А. являлась воспитанницей детского дома № <данные изъяты>, находилась на полном государственном учреждении, что подтверждается путевкой от 20.11.1997г. № 137, справкой детского дома № <данные изъяты> от 31.08.2000г.
Решением Октябрьского районного суда г.Томска от 15.05.2000г. Б.. лишен родительских прав в отношении дочери Бонапартовой Е.А.
Бонапартова Е.А. в июне 2000г. окончила курс <данные изъяты> школы-интерната №<данные изъяты> г.Томска, что подтверждается свидетельством от 05.06.2000г.
С 01.09.2000г. по 22.06.2001г. Бонапартова Е.А. обучалась в <данные изъяты> по профессии штукатура, что подтверждается свидетельством от 22.06.2001г. серии <данные изъяты>.
Постановлением главы администрации Кировского района г.Томска от 30.10.1997г. № 601 за несовершеннолетней была закреплена жилая площадь по адресу: г.Томск, пер<адрес>.
Согласно справке ПЧ №2 УГПС УВД ТО от 12.02.2002г. 12.04.1999г. произошел пожар в жилом помещении по адресу: г.Томск, пер.<адрес>, в результате пожара сгорела кровля, стены.
Из ответа Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от 05.10.2010г. № Ф-70/3731 на запрос суда следует, что объект капитального строительства по адресу: г.Томск, пер.<адрес> в реестре объектов капитального строительства по состоянию на 04.10.2010г. значится.
Однако, в соответствии с актом от 07.10.2010г. № 14 было произведено обследование объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Томск, пер.<адрес> на предмет наличия данного объекта как объекта недвижимости. Комиссия установила, что по указанному адресу расположен объект незавершенного строительства (фундамент), жилой дом отсутствует. Данное обстоятельство подтверждается также ответом Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от 11.10.2010г. № Ф-70/3790 на запрос прокурора Кировского района г.Томска.
Согласно акту визуального осмотра от 21.10.2010г. № 227, произведенного Государственным жилищным инспектором Томской области, произведен осмотр строения, расположенного на земельном участке сгоревшего жилого дома по адресу: г.Томск, пер.<адрес>. Согласно техническому паспорту от 13.02.1992г. осматриваемое строение обозначено как летняя кухня. Строение летней кухни - неблагоустроенное, теплотехнические и теплофизические свойства ограждающих конструкций не отвечают требованиям, предъявляемым нормативными документами к ограждающим конструкциям, а также указанное строение не соответствует санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв.постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, СНиП 23-02-2003, ГОСТ 30494-96 и др.
Сведениями Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от 06.08.2010г. и от 24.09.2010г. подтверждается, что до 03.09.1998г. право частной собственности Бонапартовой Е.А. на объекты недвижимости не регистрировалось.
Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений от 04.10.2010г. подтверждается, что права Бонапартовой Е.А. на объекты недвижимости, в том числе жилые помещения, после 03.09.1998г. не регистрировались.
Из письма и.о начальника отдела по учету и распределению жилой площади администрации Кировского района г.Томска от 04.08.2010г. № 04-23/335 следует, что Бонапартова Е.А. на основании решения жилищной комиссии от 09.04.2002г № 8 поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Данное обстоятельство также подтверждается ответом заместителя главы администрации Кировского района г.Томска от 05.10.2010г. № 02-40/2013 на запрос суда.
Согласно ч.2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.
В соответствии со ст.1 Закона Томской области от 11.09.2007 года №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (ч.1 ст. 1).
В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Из распоряжения мэра г.Томска от 04.05.2008г.№ р344 «Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «город Томск» следует, что Администрация г.Томска не передает государственные полномочия, которыми была наделена в силу Закона Томской области от 11.09.2007г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», а устанавливает разграничение обязанностей по их осуществлению между органами администрации, являющимися ее структурными подразделениями (управлением социальной политики и администрациями районов города).
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что на Администрацию г.Томска в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, должна быть возложена обязанность предоставить Бонапартовой Е.А. жилое помещение. В связи с чем исковые требования, предъявленные к Администрации г. Томска являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом, вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу ст.1 и ст. 152 БК РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.
Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года №27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина. В связи с чем Администрацией г.Томска Бонапартовой Е.А. должно быть предоставлено вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее 17 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Кировского района г. Томска, обратившегося в интересах Бонапартовой Е.А., удовлетворить.
Обязать Администрацию города Томска предоставить Бонапартовой Е.А. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее 17,0 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.
Судья: Е.И. Миркина
На момент размещения не вступило в законную силу