о ликвидации свалки



2-3370/10

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

18 октября 2010 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего Кущ Н.Г.,

при секретаре Думлер Ю.Г.,

с участием старшего помощника прокурора Кировского района г.Томска Игловской Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Прокурора Кировского района г.Томска к администрации г.Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки),

у с т а н о в и л:

Прокурор Кировского района г. Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации г. Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) по адресу: г.Томск, ул. Мокрушина, д.9, стр. 44 (с правой стороны от ООО «Инвестпродукт).

Заявленные требования прокурор мотивирует тем, что по адресу: г.Томск, ул. Мокрушина, 9, стр. 44 располагается свалка, а именно: отходы полимерных и упаковочных материалов, древесные отходы, площадью 100 кв.м., примерным объемом 70 куб.м. Обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора возложена на администрацию г. Томска. Непринятие органом муниципального образования мер по ликвидации свалки по указанному адресу является прямым нарушением действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, что, в свою очередь, нарушает права жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.

Прокурор просит возложить на администрацию г. Томска обязанность принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), расположенного по адресу: г.Томск, ул. Мокрушина, д.9, стр. 44.

Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании старший помощник прокурора Игловская Е.А. на заявленных требованиях настаивала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Суд, заслушав представителя истца, изучив письменные доказательства по делу, полагает, что исковое требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Актом № 1-46 от 17.06.2010 года Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области установлено, что по адресу: г.Томск, ул. Мокрушина, д.9, стр. 44 (с правой стороны от ООО «Инвестпродукт) располагается свалка примерной площадью 100 кв.м., примерным объемом 70 куб.м. Состав: отходы древесные, отходы полимерных материалов (пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты), отходы упаковочных материалов из бумаги и картона. Причина- отсутствие регулярной уборки территории.

Свалка расположена в Кировском районе г.Томска, то есть в пределах границ муниципального образования «город Томск».

Ст. 42 Конституции РФ закрепляет принцип, согласно которому каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 11 федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. (в ред. Федеральных закона от 14.03.2009 N 32-ФЗ) «Об охране окружающей среды», а именно, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В силу положений, закрепленных в ч. 1 ст. 13 федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

При этом, согласно требованиям ч. 3 ст. 7 федерального закона «Об охране окружающей среды» и ч. 3 ст. 8 федерального закона «Об отходах производства и потребления», к вопросам местного значения городского округа относятся, помимо прочего, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Кроме того, положения ст. 3 федерального закона «Об охране окружающей среды» в числе принципов охраны окружающей среды называет ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.

В соответствии с положениями п. 24 ч. 1 ст. 16 федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п. 1.35 ч. 1 ст. 39 Устава г. Томска, принятого решением Томской городской Думы № 841 от 22.03.2003 года, к вопросам местного значения отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.

Перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере благоустройства, предусмотренный ст. 4 Закона Томской области № 61-ОЗ от 15.08.2002 года «Об основах благоустройства территории городов и других населенных пунктов Томской области» является закрытым, перечень не содержит полномочий по ликвидации несанкционированных свалок, однако анализ всех вышеназванных правовых норм в совокупности позволяет сделать вывод о том, что именно на администрацию города Томска возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок мусора.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией.

Как следует из ст. 25 Устава г. Томска принятого решением Томской городской думы от 22.03.2005г. № 841, структуру (перечень) органов местного самоуправления составляют: Дума городского округа город Томск - представительный орган муниципального образования "Город Томск", Мэр городского округа город Томск - глава муниципального образования "Город Томск", Администрация городского округа город Томск - местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Томск". Вышеперечисленные органы местного самоуправления обладают в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 8, 39 Устава г. Томска к компетенции администрации г. Томска относится, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения.

Проанализировав законодательные акты, суд приходит к выводу, что обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора, т.е. по организации сбора, вывоза и утилизации несанкционированного размещения отходов (свалки), возложена на администрацию г. Томска. Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно.

Несанкционированное размещение отходов (свалка) объемом 70 куб.м. по адресу: г.Томск, ул. Мокрушина, д.9, стр. 44, свидетельствует о том, что орган местного самоуправления не выполняет обязанности, установленные законодательством Российской Федерации и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределённого круга граждан - жителей близлежащих домов (микрорайона) на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.

Таким образом, Администрация г. Томска обязана принять меры по организации вывоза, утилизации несанкционированного размещения отходов (свалки), примерным объемом 70 куб. метров по адресу: г.Томск, ул. Мокрушина, 9, стр. 44.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.

Суд в свою очередь создает необходимые условия для предоставления сторонам возможности доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются.

Такая возможность обеспечивается, в том числе, надлежащим и своевременным уведомлением лиц, участвующих в деле, о необходимости явки в суд (ч.3 ст. 114 ГПК РФ).

По настоящему делу ответчику направлялась копия иска с приложениями, уведомления о необходимости явки в суд. В назначенную дату ответчик в суд не явился, сведений о причинах неявки не представил.

При таких обстоятельствах суд считает, что право ответчика на предоставление доказательств нарушено не было. Ответчик знал о предъявленных исковых требованиях, однако не реализовал возможность представления доказательств в опровержение позиции противоположной стороны, не представлено доказательств отсутствия по указанному адресу несанкционированного размещения отходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Прокурора Кировского района города Томска удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Томска принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) площадью 100 кв.м., объемом 70 куб.м., расположенной по адресу: г.Томск, ул. Мокрушина, д.9, стр. 44 (с правой стороны от ООО «Инвестпродукт).

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней через Советский районный суд г. Томска.

Председательствующий: /подпись/

К Копия верна:

Судья Кущ Н.Г.

Решение не вступило в законную силу