На момент публикации решение не вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 октября 2010 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Величко М.Б.,

с участием старшего помощника

прокурора

Советского района г. Томска Ананьевой ИВ,

при секретаре Шелковкиной Е.В.,

при участии истца Ланкиной С.И., выступающей от своего имени и от имени третьего лица Ланкина В.С. на основании доверенности от 11.09.2010г., сроком на два месяца, третьего лица Щербиной Т.С., представителя ответчиков – Неведомского А.М., действующего на основании доверенностей № 4804 от 30.07.2010г.,сроком на один год, № 02-40/833 от 05.05.2010г., сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Ланкиной СИ к администрации г. Томска, администрации Кировского района города Томска об обязании предоставить жилое помещение, обязании заключить договор найма на предоставляемое жилое помещение, в связи с выселением из аварийного жилого дома,

третьих лиц Щербиной ТС, Ланкина ВС заявивших самостоятельные требования к Администрации г. Томска, администрации Кировского района города Томска об обязании предоставить жилое помещение, обязании заключить договор найма на предоставляемое жилое помещение, в связи с выселением из аварийного жилого дома,

установил:

Истец Ланкина СИ обратилась в суд с иском к Администрации г. Томска, Администрации Кировского района г. Томска, Щербина ТС, Ланкин ВС заявили самостоятельные требования к Администрации г. Томска, Администрации Кировского района г. Томска, просят удовлетворить следующие требования:

- обязать Администрацию города Томска предоставить другое благоустроенное жилое помещение в связи с выселением из аварийного дома признанного подлежащим сносу, общей площадью не менее 21,4 кв.м., состоящее не менее чем из из двух комнат;

- обязать Администрацию Кировского района города Томска заключить с Ланкиной СИ, Щербиной ТС, Ланкиным ВС договор найма жилого помещения, предоставляемого в связи с выселением.

В обоснование требований истцы, третьи лица указали, что проживают в квартире по адресу: <адрес>, площадью 21,4 кв. м по договору социального найма.

Постановлением мэра г. Томска на основании заключения межведомственной комиссии дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Обязанность по расселению органом местного самоуправления не исполнена, проживание в занимаемом жилом помещении угрожает жизни и здоровью, поэтому обратились в суд.

Ланкин ВС в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Истцы Ланкина СИ, Щербина ТС в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика - Администрации г. Томска, Администрации Кировского района города Томска возражал против удовлетворения требований.Полагал, что договор социального найма ничтожен, законные основания для вселения у истца и третьих лиц отсутствовали, истец и третьих лица занимают помещения № 18,19 площадью 10,2 и 11,4 кв.м, а не квартиру № 1.

Суд определил в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав мнение участников процесса, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению в отношении Администрации города Томска, и не подлежащим удовлетворению в отношении Администрации Кировского района города Томска, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в отношении Администрации города Томска по следующим основаниям.

Конституция РФ в ч.1 ст.40 установила, что никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ч.2 ст.40 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В п.1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплено право каждого на уважение его жилища.

Национальное жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п. (ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ).

Конституционный смысл выявлен в определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009г. № 376-О-П, согласно которому цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16.12.1997г. № 20-П, определение от 15.02.2005г. № 17-О). Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно – правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; ст.2, ч.1 ст.21 Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, недопустимости произвольного лишения жилища.

Суд считает установленным то обстоятельство, что истцы имеют право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, подтверждается следующими доказательствами:- договором социального найма от 02/03/2004г. (л.д. 6), согласно которому подтверждается, что он заключается с нанимателями муниципальных квартир, заключен между МП и Ланкиной СИ, в соответствии с указанным договором семье Ланкиной СИ предоставлялось жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 21,4 кв.м. Суд отвергает довод стороны ответчика о том, что данный договор ничтожен, поскольку заключен организацией, не имеющей полномочий действовать от имени муниципального образования.

В соответствии с ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РСФСР, договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

Ответчиками не оспаривалось, что данный дом обслуживался МП, следовательно договор заключен уполномоченной жилищно-эксплуатационной организацией. Данный договор имеет отметку о том, что заверен специалистом администрации Тимирязевского сельского округа Томского района, имеет печать Тимирязевского сельского округа Томского района. Справкой о гражданах, зарегистрированных по месту жительства, по данному адресу является наниматель Ланкина СИ на основании договора социального найма, состав семьи сын и дочь. Справка заверена печатью Тимирязевского сельского округа Томского района (л.д 103-104).

Поскольку законность вселения нанимателя с членами его семьи, основание вселения — для постоянного проживания, наймодателем не оспаривалась, юридическое оформление правоотношения договором соцнайма, не противоречит закону.

- В паспортах истца и третьих лиц имеются отметки о постоянной регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, что является подтверждением вселения в установленном порядке, с согласия наймодателя, для постоянного проживания;

- справкой о составе зарегистрированных от ДД.ММ.ГГГГ паспортного стола ООО, согласно которой по адресу: <адрес> проживает Ланкина СИ, совместно с членами семьи: сыном - Ланкиным ВС и дочерью - Ланкиной (Щербиной) ТС (л.д 41, 52);

- справкой о размере жилищной субсидии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой по адресу: <адрес> проживает Ланкина СИ, совместно с членами семьи, всего проживающих 3 человека, квартира имеет площадь 21,4 кв. м, относится к муниципальному жилищному фонду (л.д 80);

- ответом Администрации Кировского района от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д 97), жильцам <адрес> согласно которому данный жилой дом (на момент подготовки ответа) находится в собственности Томского района, Администрацией города Томска ведется работа по оформлению необходимой документации для передачи жилищного фонда в муниципальную собственность города Томска;

- квитанцией за ЖЭУ за август 2010 также подтверждается, что по вышеназванному адресу проживают три человека, нанимателем является Ланкина СИ, которая оплачивает за найм жилья.

Вышеизложенные доказательства согласуются с пояснениями истца и третьих лиц, а также со следующими доказательствами:

- трудовая книжка истца (л.д 81-83), выписка из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д 93) согласуются с пояснениями истца о том, что жилое помещении по адресу по адресу: <адрес>, было предоставлено в связи с принятием воспитателем в д\с № СМУ. ДД.ММ.ГГГГ СМУ было реорганизовано, в связи с чем, д\с № был передан в Тимирязевский п/совет;

- показаниями свидетеля Рогожкина ЮИ, согласно которым истцу, в связи с принятием на работу воспитателем в д\с № СМУ для проживания с детьми, по решению профсоюзного комитета представлялась комната в общежитии по адресу: <адрес>, впоследствии помещение состоящее их двух комнат — квартира № 1. У суда нет оснований недоверять показаниям данного свидетеля, поскольку согласно трудовой книжки свидетеля он в момент предоставления жилья истцу являлся руководителем СМУ. В связи с приватизацией СМУ данный жилой дом был передан в муниципальную собственность Томского района.

Предметом возникших правоотношений социального найма согласно договору социального найма от 02/03/2004 г. является отдельная двухкомнатная квартира общей площадью 21,4 кв.м., по по адресу: <адрес>, данные технические характеристики жилого помещения, подтверждается также:- техническим паспортом на жилой дом (л.д 59-63), согласно которому на первом этаже имеются жилые помещения №,19 площадью 10 и 11,4 кв. м. В данном техпаспорте, заверенным ООО, имеется отметка, что данные помещения занимает семья Ланкиных. Данное обстоятельство согласуется с пояснениями истца, третьих лиц, о том, что им для совместного проживания предоставлено жилое помещение состоящее из двух комнат, площадью 21, 4 кв.

Согласно ст.85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу или жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно постановлению Правительства РФ от 28 января 2006года№47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии с указанным положением Межведомственной комиссией, было принято заключение о том, что дом по адресу : <адрес>. находится в неудовлетворительном техническом состоянии, в связи с чем дом является аварийным и подлежащим сносу (заключение Межведомственной комиссии № от 20/08/2009г.) (л.д. 33-34).

Согласно постановлению мэра <адрес> № от 22/09/2009 г. органом местного самоуправления Администрацией г. Томска признан аварийным и подлежащим сносу жилой дом по адресу: <адрес>. меры к расселению жильцов предписано принять в срок до 31/12/2010 года.

Согласно постановлению мэра <адрес> № от 23/09/2009 г. (л.д. 35-38) органом местного самоуправления Администрацией г. Томска жилой дом по по адресу: <адрес>, отнесен к аварийному жилищному фонду города Томска, переселение граждан из которого планируется в 2010/2012 годах.

Таким образом, на основании представленных доказательств судом установлено, что жилой дом по по адресу по адресу: <адрес>. признан аварийным и подлежащим сносу, помещения находящиеся в нем соответственно непригодны для проживания.

Поскольку дом по по адресу по адресу: <адрес>. признан аварийным и подлежащим сносу в 2009 году в период действия Жилищного кодекса РФ, при рассмотрении спора подлежит применению Жилищный кодекс РФ.

Обязанность по предоставлению иного жилого помещения в связи с нахождением жилого помещения в доме, подлежащим сносу, должна быть возложена на Администрацию г. Томска.

Данная обязанность Администрацией г. Томска не исполнена, что подтверждается также:

- ответом государственной жилищной инспекции Томской области от 11/11/2009 Ланкиной СИ,

- ответом на судебный запрос от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому в качестве мер, предпринятых в целях предотвращения опасности для жизни и здоровья граждан, проживающих в доме по <адрес>, администрацией была подана заявка в адрес комиссии о рассмотрении вопроса по данному строению и определения его дальнейшей судьбы, следовательно жильцы не переселены.

По мнению суда, то обстоятельство, что оформление передачи дома в связи с изменением границ муниципальных образований из муниципальной собственности Томского района в муниципальную собственность города Томска не завершено, не должно влиять на права граждан, вынужденных проживать в данном доме, в связи с отсутствием иного жилья.

В соответствии с п.п.8, 9 ст.14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относиться осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии со ст.ст.6, 29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к числу которых относятся содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений.

Согласно ст.ст.8, 39 Устава г. Томска к компетенции Администрации г. Томска отнесено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, содержание жилищного фонда, управление и распоряжение муниципальной собственностью.

При решении вопроса о предоставлении жилого помещения в связи с выселением из дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, необходимо учитывать требования ст.89 Жилищного кодекса РФ, согласно которым предоставляемое гражданам в связи с выселением другое благоустроенное жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Согласно ч.2 ст.89 Жилищного кодекса РФ если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат.

В соответствии с ч.1 ст.89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86-88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям, соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади и находиться в черте данного населенного пункта.

Аналогичные разъяснения содержатся в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» от 02 июля 2009 года № 14, согласно которому по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Таким образом, поскольку наниматель и члены его семьи занимали отдельную квартиру, им должна быть предоставлена квартира общей площадью не менее ранее занимаемой, состоящего из того же числа комнат.

Как следует из материалов дела дом, в котором проживает наниматель и члены его семьи, подлежит сносу, в настоящее время истцы занимают жилое помещение, непригодное для проживания, состоящее из двух комнат, общей площадью 21,4 кв.м., поэтому, им должно быть предоставлено с учетом принципа равнозначности другое благоустроенное жилое помещение для проживания втроем, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в соответствии со ст.89 Жилищного кодекса РФ, общей площадью не менее 21,4 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат.

Суд считает не подлежащим принятию во внимание то обстоятельство, что срок, указанный в постановлении мэра г. Томска № от 22.09.2009г. о принятии мер к расселению до 31.12.2010 года, не наступил, по следующим основаниям.

Согласно постановлению Президиума Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 года «Об утверждении обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года» (ответ на вопрос № 3) если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Проживание в данной квартире представляет опасность для жизни людей, что подтверждается следующими доказательствами:

- заключением ООО1 (л.д. 7-32), согласно которому здание находится в недопустимом техническом состоянии, дальнейшая эксплуатация здания не является безопасной для проживающих в здании людей, выявлены участки с аварийным состоянием строительных конструкций, свидетельствующие об опасности обрушения, которое местами началось;

- заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ;

- письмом главы администрации Кировского района г. Томска председателю межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д 116), согласно которому данный дом заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ был признан подлежащим капитальному ремонту, однако капитальный ремонт не был произведен по причине продолжающейся передачи дома из Томского района в г. Томск.

Учитывая, что нахождение дома в недопустимом техническом состоянии, не безопасным для проживающих в здании людей, установлен в 2005 году заключением ООО1, решение об утверждении решения межведомственной комиссии принято постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. №, после чего до момента рассмотрения дела прошло более года следовательно, незамедлительные меры в соответствии с п. 4 данного поставления по отселению жильцов, демонтажу дома не приняты.(л.д 113)..

Отсутствие иных жилых помещений у истца и третьих лиц подтверждается следующими доказательствами:

- сведениями из Ростехинвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым Ланкина СИ, Ланкин ВС, Ланкина ТС не имеют в частной собственности объектов недвижимости (л.д 94-96).

Доказательств, опровергающих довод истца и третьих лиц об отсутствии у них иных жилых помещений в пользовании, ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ — не представлены.

Согласно п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат жилые помещения по договорам социального найма гражданам, предоставляются вне очереди.

Право на жилище и охрану здоровья относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст.ст.40, 41 Конституции РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Проживание в указанном доме нарушает установленные ст.ст. 40, 41 Конституции РФ права истцов.

Поэтому, учитывая, что проживание в данной квартире представляет опасность для жизни людей, суд считает, что другое благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма в связи с выселением из аварийного дома признанного подлежащим сносу долждно быть предоставлено вне очереди.

Освобождение помещения в интересах истца, и принятие решения в этой части не требуется. Вместе с тем, основанием к предоставлению иного жилья является выселение из занимаемого жилого помещения. Согласно ст.89 ЖК РФ предоставляемое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям г.Томска, равнозначным по общей площади ранее занимаемому, отвечать установленным требованиям и находиться в черте г.Томска.

Таким образом требование истца и третьих лиц к Администрации города Томска о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма в связи с выселением из аварийного дома признанного подлежащим сносу, отвечающее санитарным и техническим требованиям в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса РФ, и находящее в черте г. Томска общей площадью не менее 21,4 кв.м., состоящее не менее чем из из двух комнат подлежит удовлетворению.

Учитывая что обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на Администрацию города Томска, возложение обязаности на Администрацию Кировского района города Томска о заключении с Ланкиной СИ, Щербиной ТС, Ланкиным ВС договора найма жилого помещения, предоставляемого в связи с выселением преждевременно, поэтому не подлежит удовлетворению.

В силу ст. 98 ГПК РФ суд стороне, в пользу которой состоялось решение суда, присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально удовлетворенным требованиям.

При подаче искового заявления истцом Ланкиной СИ, третьими лицами, заявившими самостоятельные требования - Щербиной ТС, Ланкиным ВС оплачена госпошлина в размере <данные изъяты> рублей каждым, данные расходы подлежат возмещению Администрацией г. Томска.

Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Администрацию г. Томска предоставить Ланкиной СИ, Щербиной ТС, Ланкину ВС другое благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма в связи с выселением из аварийного дома признанного подлежащим сносу, отвечающее санитарным и техническим требованиям в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса РФ, и находящее в черте г. Томска общей площадью не менее 21,4 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат.

В удовлетворении исковых требований Ланкиной СИ, Щербиной ТС, Ланкину ВС к администрации Кировского района города Томска — отказать.

Взыскать с Администрации г. Томска в пользу Ланкиной СИ, Щербиной ТС, Ланкина ВС госпошлину в размере по <данные изъяты> рублей каждому.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: