На момент публикации решение не вступило в законную силу



РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2010 года Советский районный суд города Томска в составе:

председательствующего Величко М.Б.

при секретаре Шелковкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Томска в интересах Гизатулина ИХ к Департаменту социальной защиты населения Томской области, Министерству финансов РФ, Министерству здравоохранения и социального развития РФ о признании права на получение единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета, обязании включить в списки инвалидов для выплаты единовременной денежной компенсации,

установил:

Прокурор Советского района г. Томска в интересах Гизатулина ИХ обратился в Советский районный суд г. Томска с иском к Департаменту социальной защиты населения Томской области, Министерству финансов РФ, Министерству здравоохранения и социального развития РФ просит удовлетворить следующие требования:

- признать за Гизатулиным ИХ право на получение единовременной денежной компенсации в размере <данные изъяты> рублей за счет средств федерального бюджета;

- обязать Департамент социальной защиты населения <адрес> включить Гизатулина ИХ в списки инвалидов для выплаты единовременной денежной компенсации в размере <данные изъяты> рублей.

В обоснование требований указал, что Гизатулин ИХ ДД.ММ.ГГГГ заключением Томской областной врачебно-трудовой экспертной комиссией г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ признан инвалидом 3 группы с детства, ему определены медицинские показания на обеспечение мотоколяской.

На основании действующего законодательства, в соответствии с медицинским освидетельствованием от ДД.ММ.ГГГГ и личным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Гизатулин И.Х. был принят на учет для обеспечения транспортным средством в Департаменте социальной защиты населения Томской области, однако транспортным средством до 2005 года обеспечен не был.

С ДД.ММ.ГГГГ Гизатулин И.Х. снят с учета по обеспечению спецтранспортом на основании данных автоматизированной системы «Персональный и семейный учет граждан» о его выбывании, которые ежеквартально использовались для актуализации федерального реестра инвалидов-очередников на обеспечение транспортным средством по медицинским показаниям в связи с тем, что он не проживал в городе Томске.

Гизатулин И.Х. в 2005г. выехал в <адрес>, где проживал до 2009г. С ДД.ММ.ГГГГ Гизатулин И.Х. проживает в городе Томске и зарегистрирован по адресу: <адрес>.

В 2009 году Гизатулин И.Х. обращался в Министерство социального развития <адрес> для поучения денежной компенсации взамен мотоколяски, где ему было разъяснено, что он должен обратиться в тот орган, где он состоял на учете.

В Департамент социальной защиты населения Томской области Гизатулин И.Х. обратился ДД.ММ.ГГГГ Департаментом отказано в предоставлении денежной компенсации взамен автомобиля, так как с ДД.ММ.ГГГГ. выплата денежной компенсации взамен предоставления транспортного средства завершена.

Отказ в производстве компенсационных выплат взамен предоставления транспортного средства ущемляет социальные права Гизатулина И.Х.

В судебном заседании прокурор поддержал требования, по основаниям, изложенным в иске, дополнительно указал, что срок проведения мероприятий, указанных в Указе Президента и Постановлении Правительства по выплате компенсации - 2008-2009 год не означает, что по их истечению утрачивается право на соцподдержку.Истец в судебном заседании заявление поддержал, пояснил, что выехал в <адрес> вынужденно, когда узнал о выплатах взамен предоставления транспортного средства, сразу обратился в орган соцзащиты <адрес>, где в ходе устной консультации ему пояснили, что выплаты производятся по месту постановки на учет в качестве нуждающегося в транспортном средстве. О том, что срок для обращения истекает до 01/01/2010 ему не разъяснили, когда вернулся в г. Томск сразу обратился в Департамент соцзащиты, где ему отказали в выплате, в связи с истечением срока действия данной программы.Представитель Ответчика-Департамента социальной защиты населения Томской области иск не признал, по доводам изложенным в отзыве, в котором указал следующее.

С заявлением о выплате компенсации Гизатулин И.Х. обратился в Департамент социальной защиты населения Томской области 08.02.2010, когда производство данных выплат уже было завершено. Департамент не наделен полномочиями по продлению сроков выплаты компенсации.

Департамент не располагал сведениями о месте жительства Гизатулина И.Х. в 2005-2009 годах, транспортное дело Гизатулина И.Х. не запрашивалось ни им самим, ни органами социальной защиты населения других регионов.

В случае обращения в Департамента социальной защиты населения Томской области до 01/01/2010 г. данная выплата ему была бы произведена, поскольку истец соответствует всем для этого критериям.

Снятие Департаментом в рамках ежеквартальной актуализации федерального реестра инвалидов Гизатулина И.Х. с учета с 01.11.2005 на основании базы данных Пенсионного фонда РФ в связи с выездом его из Томской области, не могло нарушить его право на получение компенсации, так как в соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2008 №685 инвалид должен был стоять на учете только по состоянию на 01.01.2005, а снятие с учета произведено после указанной даты. В случае своевременного обращения Гизатулина И.Х. в Департамент за выплатой компенсации (включая декабрь 2009 года), он был бы включен в список инвалидов для выплаты компенсации и который направлялся в Минздравсоцразвития России.

Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрения дела в свое отсутствие, против удовлетворения требований возражал, представил отзыв, где указал следующее.

Предоставление отдельным категориям инвалидов единовременной денежной компенсацией осуществлялось Минздравсоцразвития России в 2008 и в 2009 годах.

В списках инвалидов на право обеспечения денежной компенсацией, предоставленных органами социальной защиты населения Томской области и Пермского края в 2008-2009 годах, Гизатулин И.Х. указан не был. В связи с этим в доставленных бюджетам Томской области и Пермского края объемах бюджетных трансфертов он учтен не был, поскольку такой объем определялся исходя из численности инвалидов, указанных в списках органов социальной защиты населения (пункт 2 Постановления №).

В 2010 году денежные средства Минздравсоцразвития России на реализацию Указа Президента РФ № и Постановления № в федеральном бюджете не предусматриваются.

Также в настоящее время органами социальной защиты населения списки инвалидов на право получения единовременной денежной компенсации не ведутся, в связи с чем включение Гизатулина И.Х. в такой список не представляется возможным. Гизатулин И.Х., своим бездействием, выразившимся в необращении своевременно в органы социальной защиты населения по новому месту жительства с личным заявлением о постановке на учет с приложением к нему необходимых документов, фактически самостоятельно отказался от реализации права на постановку его на учет для обеспечения транспортным средством и получения компенсации. В соответствии с пунктом 4 Постановления № 670 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за предоставление достоверных сведений об инвалидах, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями.

Таким образом, Минздравсоцразвития России не может нести ответственность за ненадлежащее исполнение органами социальной защиты населения Томской области своих полномочий по формированию и представлению в Минздравсоцразвития России списков инвалидов в установленные сроки.

Представитель ответчика, Министерства Финансов РФ, возражал против удовлетворения требования, по следующим основаниям.

Реализация права на получение компенсации за автотранспортное средство носило заяви тельный характер и зависело, только от волеизъявления инвалида как правообладателя.

На 01.01.2005 Гизатулину И.Х. автотранспортное средство выделено не было. В 2005 г Гизатулин И.Х выехал за пределы г.Томска, о новом месте жительства Департамент социальной защиты населения Томской области не уведомил. В связи с чем был снят с учета на получение автомобиля, как не проживающий в Томской области. С 2005 года по январь 2010 года Гизатулин И.Х проживал и был прописан в г. Перьми, Пермского края. Доказательств того, что Гизатулин И.Х в 2008 - 2009 годах обращался в Министерство социального развития Пермского края с заявлением о получении денежной компенсации на автотранспортное средство суду не представлено. Утверждение Гизатулина И.Х., что он обращался за разъяснением в Министерство социального развития Пермского края о получении компенсации и ему дана консультация, что необходимо обращаться в орган по месту, где он находился на учете на день постановки на учет на получение автомобиля, т.е. в Департамент социальной защите населения Томской области, не подтверждено доказательствами.

В настоящее время произвести выплату компенсации за автомобиль как инвалиду с детства Гизатулину И. X в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и Постановления Правительства от 12 сентября 2008 г. № 670 не представляется возможным.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением легковых автомобилей инвалидам, а также выплатой инвалидам единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, в том числе с оплатой банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) компенсационных выплат осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на текущий финансовый и плановый период.

Объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации, определяется исходя из численности лиц, имеющих право на получение компенсации и размера компенсации, установленной п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 № 685.

Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов» и Федеральному закону от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» федеральные денежные средства на цели обеспечении инвалидов транспортными средствами и денежной компенсации за них выделялись только на 2008 и на 2009 годы.

Федеральным законом Главным распорядителем данных денежных средств было определено Минздравсоцразвития России.

Заявления на получение компенсации должны были быть поданы инвалидами до 01.01.2009. Завершение расчетов на данные цели было установлено до 01.04.2009, предоставление отчетов до 20.12.2009. На 2010 год в Федеральном законе от 02.12.2009№ 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 и на плановый период 2011-2012 годов» расходы на оплату единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета ( Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 685 и Постановления Правительства от 12 сентября 2008 г. № 670) инвалидам не предусмотрены.

В связи с изложенным в иске Прокурора Советского района г. Томска к Министерству финансов Российской Федерации просит отказать.

Министерство социального развития Пермского края, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, своего представителя не направило, представило отзыв, в котором указало, что в связи с тем, что Гизатулин И.Х. не состоял на 01.01.2005 г. и не состоит в настоящее время на учете в органах социальной защиты населения Пермского края, у него не возникло право на предоставление единовременной денежной компенсации.Суд, заслушав участников, изучив материалы дела, считает исковые требования, подлежащими удовлетворению в отношении ответчика Министерства финансов РФ.

Статьей 30 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 24.11.1995г.) предусматривалось, что инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях.

Таким образом, все инвалиды при наличии у них установленных медицинских показаний на обеспечение специальными транспортными средствами и отсутствии противопоказаний, препятствующих допуску к управлению ими, имеют право на поучение мотоколяски бесплатно.

Федеральным законом от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен переход к новой системе социальной поддержки населения.

Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2008г. №685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» предусмотрено обеспечение в 2008-2009 годах инвалидов, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо легковыми автомобилями, либо выплатой им единовременной денежной компенсации в размере <данные изъяты> рублей.

Порядок выплаты единовременной денежной компенсации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №670 и определяет, что в 2009 году выплачивается компенсация инвалидам вследствие общего заболевания, инвалидам с детства и детям-инвалидам. Для получения компенсации инвалид подает в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации по месту жительства соответствующее заявление и документ, удостоверяющий личность.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.09.2008 №495н срок выплаты единовременной денежной компенсации в 2009 году был установлен до 4 апреля 2009 года (если данная компенсация не была получена инвалидами в указанный срок - допускалось до 1 декабря 2009 года).

Для получения компенсации инвалиду необходимо было подать в установленные сроки в орган социальной защиты населения субъекта РФ по месту жительства соответствующее заявление (с указанием почтового адреса инвалида или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации) и документ, удостоверяющий личность. (п.З Порядка выплаты единовременной денежной компенсации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 №670).

Согласно Указу Президента РФ от 06.05.2008 №685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» право на единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей имели инвалиды, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами.

Согласно п.2 Приложения №1 «Инструкция о порядке обеспечения инвалидов мотоколясками» к Постановлению Совета Министров-Правительства РФ от 22.02.1993 №156, ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (в ред. от 23.10.2003) инвалиды обеспечивались средствами реабилитации по месту их жительства. В период с 22.02.1994 по 14.03.2003 Гизатулин И.Х. имел временную регистрацию и фактически проживал по адресу <адрес> В связи с этим и на основании справки ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ № и заявления от ДД.ММ.ГГГГ Гизатулин И.Х. был принят Департаментом социальной защиты населения Томской области на учет для обеспечения транспортным средством.

Данные обстоятельства участниками не оспариваются подтверждаются материалами дела:

- справкой ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ №, заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которыми Гизатулин И.Х. был принят на учет для обеспечения транспортным средством в Департаменте социальной защиты населения Томской области, однако транспортным средством до 2005 г. не обеспечивался.

С 01.11.2005г. Гизатулин И.Х. исключен из списков по обеспечению спецтранспортом на основании данных автоматизированной системы «Персональный и семейный учет граждан», которые ежеквартально использовались для актуализации федерального реестра инвалидов-очередников на обеспечение транспортным средством по медицинским показаниям в связи с тем, что он не проживал в городе Томске.

Факт проживания Гизатулина И.Х. с 2005 по 2009 годы в г. Перми подтверждается им самим в судебном заседании, в заявлениях от 08.02.2010, 29.06.2010, паспортом, где в сведениях о месте жительства имеются штампы о регистрации Гизатулина И.Х. в г. Перми с 07.01.1971 по 05.09.2005 и с 26.0 2.2009 по 23.06.2009, с 23/06/2009 имел временную регистрацию в Перми, в г. Томске зарегистрирован по месту жительства с 22.01.2010.

С 22.01.2010г. Гизатулин И.Х. проживает в городе Томске и зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Таким образом, в период реализации Указа Президента РФ от 06.05.2008 №685 Гизатулин И.Х. не проживал и не имел регистрации в Томской области.

С явлением о выплате компенсации Гизатулин И.Х. обратился в Департамент социальной защиты населения Томской области только 08.02.2010г., когда выплата компенсации в соответствии с порядком, предусмотренным Указом № 685 на территории Томской области уже была завершена.

В судебном заседании не нашел подтверждение факт обращения Гизатулина И.Х. по месту жительства в 2009 году в Министерство социального развития Пермского края для получения денежной компенсации взамен мотоколяски, а также о даче неправомерных разъяснений о том, что за выплатой он должен обратиться только в тот орган, где он состоял на учете, а не по месту жительства.

Статья 153 Федерального закона №122-ФЗ не допускает ухудшения условий предоставления ранее возникших прав на льготы, выплаты и компенсации и предусматривает, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсацию в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный порядок, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Вместе с тем, Указ Президента РФ от 06.05.2008 №685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов», как следует из его преамбулы, принят в связи с празднованием 63-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов и в целях выполнения обязательств государства в отношении отдельных категорий граждан которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, и возлагает обязанность на Правительство Российской Федерации по осуществлению мер по выполнению обязательств государства перед проживающими на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 №670 принято в целях реализации Указа Президента №685. Даными актами, в качестве последствия не обращения гражданина с заявлением по месту жительства о предоставлении денежной компенсации не предусмотрено — прекращение права граждан, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на обеспечение транспортными средствами бесплатно или на компенсацию.

Действительно, в п. 4 Постановления Правительства № 670 указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за предоставление недостоверных сведений об инвалидах, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, а также за нецелевое использование межбюджетных трансфертов.

Данная обязанность Департаментом социальной защиты населения Томской области была исполнена, Гизатулин И.Х. был поставлен на учет, включен в данный список по состоянию на 01/01/2005 г., который направлялся в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, по его запросу(л.д. 106-119)

Из того обстоятельства, что Гизатулин И.Х. не обратился с заявлением в 2008-2009г. о выплате компенсации, не следует прекращения обязательств перед ним Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета составляют государственную казну Российской Федерации,.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и Постановления Правительства от 12 сентября 2008 г. № 670, выплатой инвалидам единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля является расходным обязательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 670 финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением легковых автомобилей инвалидам, а также выплатой инвалидам единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, в том числе с оплатой банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) компенсационных выплат осуществляется за счет средств федерального бюджета. Федеральным законом Главным распорядителем данных денежных средств было определено Минздравсоцразвития России.

Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов» и Федеральному закону от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» федеральные денежные средства на цели обеспечении инвалидов транспортными средствами и денежной компенсации за них выделялись только на 2008 и на 2009 годы,

Объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации, определялся исходя из численности лиц, имеющих право на получение компенсации и размера компенсации, установленной п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 № 685.

Завершение расчетов на данные цели было установлено до 01.04.2009, предоставление отчетов до 20.12.2009, что подтверждается также ответом Департамента социального развития Томской обалсти от 09/09/2009 №.

На 2010 год в Федеральном законе от 02.12.02009№ 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 и на плановый период 2011-2012 годов» расходы на оплату единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета ( Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 685 и Постановления Правительства от 12 сентября 2008 г. № 670) инвалидам не предусмотрены, обязанность на Департамент социальной защиты населения Томской области по включению граждан в списки, для выплаты единовременной денежной компенсации не возложена, следовательно требование о включении Гизатулина ИХ в списки инвалидов для выплаты единовременной денежной компенсации в размере <данные изъяты> рублей удовлетворению не подлежит..

Учитывая, что на настоящее время главный распорядитель бюджетных средств по реализации обязанности РФ не определен, в силу ст. 126,214 ГК РФ, Приказа Минфина РФ от 12.02.1998 N 26 "О порядке организации и ведения Министерством финансов Российской Федерации работы по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также по представлению интересов Правительства Российской Федерации в судах", надлежащим ответчиком являться Министерством финансов Российской Федерации, требования к нему о признании за Гизатулиным ИХ право на получение единовременной денежной компенсации в размере <данные изъяты> рублей за счет средств федерального бюджета подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Советского района г. Томска в интересах Гизатулина ИХ удовлетворить в части требования к Министерству финансов РФ о признании права Гизатулина ИХ на получение единовременной денежной компенсации в размере <данные изъяты> рублей за счет средств федерального бюджета.

Признать право Гизатулина ИХ на получение единовременной денежной компенсации в размере <данные изъяты> рублей за счет средств федерального бюджета.

Иск прокурора Советского района г. Томска в интересах Гизатулина ИХ к Департаменту социальной защиты населения Томской области, Министерству здравоохранения и социального развития РФ - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней.

Председательствующий: