РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 ноября 2010 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Величко М.Б.,
при секретаре Шелковкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцевой ГН к Администрации Советского района г. Томска о признании членом семьи умершего нанимателя, признании право пользования жилым помещением, признании нанимателем вместо первоначального нанимателя,
установил:
Зайцева ГН обратилась в суд с иском к Администрации Советского района г. Томска, просит удовлетворить следующие требования:- признать Зайцеву ГН членом семьи умершего нанимателя жилого помещения по адресу: <адрес>,
- признать за Зайцевой ГН право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> <адрес>;
- признать Зайцеву ГН нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> вместо первоначального нанимателя в связи со смертью нанимателя УГП.
В обоснование заявленных требований указала, что с 1998года проживает совместно с двумя детьми Зайцевой АВ (1990г.р.) и ЗУВ (2003г.р.) в квартире по адресу: <адрес>. В указанную квартиру она и ее дочь АВ вселились как члены семьи нанимателя, с согласия нанимателя квартиры - дальней одинокой родственницы УГП.С момента вселения она и ее дочь Зайцева АВ зарегистрированы в этой квартире по месту жительства. В 2003г в этой квартире истец родила дочь ЗУВ, которая также проживает и зарегистрирована в этой квартире по месту жительства с момента рождения. С момента вселения она с УГП проживали в квартире по адресу: <адрес> одной семьей. При этом никакого соглашения о порядке пользования жильем между ними не заключалось. Дочь истицы АВ окончила среднюю школу №, расположенную в <адрес> в которой по территориальной принадлежности обучаются дети дома по <адрес>.
После вселения в квартиру она с УГП проживали одной семьей, совместно питались, вели общее хозяйство, заботились друг о друге, решали вопросы о целесообразности использовании денежных средств из общего бюджета, исходя из общих интересов. Приобретали продукты, лекарства, хозяйственные товары, одежду, мебель, игрушки, белье, коляску для родившейся в 2003г. дочери ЗУВ. Совместно с УГП были приобретены: центрифуга,чайник (2003г.)телевизор (2004г), телефонный аппарат (2006г.), стиральная машина (2007г.), была проведена смена смесителя, замена счетчиков с горячей и холодной воды. В акте приемки работ по установке водосчетчиков от 2006г. стоит подпись истца.
За время совместного проживания неоднократно делали косметический ремонт квартиры. В 2009 году произвели смену счетчиков для горячей и холодной воды.
В 1999г. УГП тяжело заболела, была госпитализирована в железнодорожную больницу, где находилась на излечении более Зх месяцев. При госпитализации первое время, пока она не могла самостоятельно передвигаться, истец дежурила в больнице по ночам, а затем ухаживала за ней в больнице, мыла ее, меняла и стирала белье, доставала необходимые ей лекарства, готовила и приносила ей пищу, рекомендованную врачом. Дочь АВ также навещала ее в больнице, старалась в силу своего возраста и восприятия ситуации поднять ей настроение, настроить ее мысли на выздоровление. После выписки из больницы УГП в силу состояния здоровья и возраста не могла ходить на длительные расстояния, в том числе в магазин, аптеку, органы социальной помощи, в обслуживающие дом коммунальные организации. Ей постоянно нужна была помощь как в физическом плане, так и моральная поддержка. Истица и ее дочь постоянно старались оказывать ей всяческую моральную помощь, старались не оставлять ее одну. Постоянно вызывали врачей для своевременного оказания ей медицинской помощи, незамедлительно по назначению медиков обеспечивали лекарствами. Все заботы по содержанию квартиры, оказанию помощи и моральной поддержки по отношению к УГП истец с детьми выполняла добровольно. Дети истицы любили УГП и считали ее родной бабушкой. УГП неоднократно говорила, что не представляет, как бы она жила без них.
УГП умерла ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 88 лет.
При обращении в Советскую администрацию г.Томска по вопросу признания истицы нанимателем указанной квартире она получила отказ в связи с тем, что не является членом семьи нанимателя. С данным отказом не согласна, что обусловило обращение в суд.
В судебное заседание истица не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.Суд, учитывая заявление истца о рассмотрении дела в свое отсутствие, надлежащее извещение истца, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца Алексеенко Н.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, требования истца поддержала по доводам, изложенным в иске.
Третье лицо на стороне истца - Зайцева АВ считала требования подлежащими удовлетворению пояснила, что вселилась в 1998 г., проживали совместно бабушка УГП, Зайцева ГН, готовили вместе, тяжелые сумки с продуктами всегда приносила Зайцева ГН, когда бабушка УГП лежала в больнице, ухаживали за ней, помогали ей, гуляли с ней, поскольку самостоятельно она выходить на улицу не могла, покупали ей одежду. Вели общий бюджет который складывался из пенсии УГП и зарплаты Зайцевой ГН. УГП умерла в мае 2010 г.Отец Зайцевой АВ - ЗВА совместно с 1998 года не проживал, проживал отдельно.
Представитель Администрации Советского района г. Томска не возражал против удовлетворения требований.
Выслушав доводы участников, пояснения свидетелей, изучив представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.Суд полагает, что требования о признании истца членом семьи нанимателя, признание за истцом права пользования жилым помещением, на условиях социального найма, подлежат рассмотрению по нормам Жилищного кодекса РСФСР.
Так, статьей 1 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что Жилищный кодекс РФ вводится в действие с 01 марта 2005 года.
По общему правилу вновь принятый правовой акт регулирует только те правоотношения, которые возникают после вступления его в законную силу, если иное не предусмотрено в самом акте.
Согласно ст.5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Учитывая, что к спорным правоотношениям применяются нормы материального права, которые действовали на момент их возникновения, в качестве оснований заявленного иска истец указывает на вселение в качестве члена семьи нанимателя в квартире с момента вселения в 1998 году по настоящее время, суд полагает, что спор о признании истца членом семьи нанимателя, признании за истцом права пользования жилым помещением по адресу: <адрес> до 01.03.2005г. подлежит разрешению по нормам Жилищного кодекса РСФСР, а после 01.03.2005г. по нормам Жилищного кодекса РФ.
Согласно ст.53 Жилищного кодекса РСФСР к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Если граждане, указанные в части второй настоящей статьи, перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжают проживать в занимаемом жилом помещении, они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи.
При этом суд учитывает, что под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания других родственников, иных лиц, не являющихся родственниками нанимателя, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, иных лиц, не являющихся родственниками нанимателя, членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами.
Возникновение правоотношение социального найма, участниками которого являлись наймодатель и наниматель УГП ответчиком не оспаривается, принимается судом в соответствии со ст. 68 ГПК РФ, поскольку согласуется с иными доказательствами:- справки из единого расчетно-кассового центра г. Томска, согласно которой УГП является ответственным нанимателем жилого помещения по адресу <адрес>.
В соответствии со ст.54 Жилищного кодекса РСФСР наниматель вправе в установленном законом порядке вселить в занимаемое жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи.
Согласно свидетельствам о смерти УГП умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство I-ОМ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, УГП вправе была вселить в жилое помещение иных лиц в 1998 году.
Поскольку Истец, доказательств наличия родственных отношений не представил, по смыслу ст.53 Жилищного кодекса РСФСР относится к категории «иных лиц», вселенных в качестве членов семьи, что подтверждается следующими доказательствами:
- поздравительные открытки, адресованные УГП и подписанные истцом и третьим лицом в 1992,1993,1994 г.г., фотографии 1997г., 2003 года, согласно которым АВ считала УГП родной бабушкой;
Вселение истца в установленном порядке подтверждается следующими доказательствами:
- справкой с места жительства от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> являлся УГП, которая была зарегистрирована по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, снят с регистрации с ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ Согласно данной справке Зайцева ГН является внучкой нанимателя, Зайцева А.В., ЗУВ – правнучками нанимателя, зарегистрированы по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно) по настоящее время;
- паспортом истца №, выданным Советским РОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому местом жительства Зайцевой ГН является жилое помещение по адресу: <адрес>.
Факт вселения истца в вышеуказанное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя и ведения совместного хозяйства подтверждается пояснениями истца, свидетельскими показаниями и пояснениями третьего лица.
Свидетель САА пояснила, что Зайцева ГН проживала с УГП. До этого УГП проживала со своей мамой. Жила одна, потом рассказывала, что есть внучка, которая приезжала к ней. Потом внучка замуж вышла. Зайцева ГН – внучка, приезжала к бабушке, потом вселилась и проживала постоянно с 1997г. Они проживали совместно: ГН с Зайцевой ГН и ее дочкой, АВ Со слов УГП знает, что у Зайцевой ГН с мужем не по ладилось, потом вторая дочь появилась, жили вчетвером ГН Зайцева жила у бабушки с детьми, со старшей и младшей дочерьми. У них было совместное хозяйство. УГП рассказывала, что ничего не делает, что все делает внучка. Бабушка говорила, что ГН готовила еду сама. Однажды бабушка сильно заболела, почти при смерти, внучка ее долго не могла уговорить в больницу лечь. Потом рассказывала, что внучка ее на ноги подняла, это было года 4-5 лет назад. После больницы она выходила, но очень тяжело. Посидит на улице и домой. Сама не смогла бы себя обслуживать. С отцом АВ свидетель знакома, они вместе не проживали. До сих пор живут вместе, никогда не переезжали.
У суда нет оснований не доверять показаниям свидетеля, поскольку они последовательны, непротиворечивы, согласуются с иными письменными доказательствами:
- справкой из школы № от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой Зайцева А.В. обучалась в школе № в 1997-2005годах;
- свидетельством о рождении ЗУВ;
- паспортом серии № на имя Зайцевой А.В., согласно которому владелец зарегистрирован по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ
- страховыми полисами серии 09999 № и 01111 № согласно которым Зайцевы ГН и АВ проживают по адресу <адрес>.
- титульным листом медицинской карты ЗУВ, согласно которого адрес места жительства ЗУВ значится <адрес>.
В силу абз.2 ст.54 Жилищного кодекса РСФСР граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если эти граждане являются членами его семьи.
Аналогичные положения содержатся в ныне действующей редакции ч.2 ст.69 Жилищного кодекса РФ.
Характер отношений: основан на личных доверительных отношениях, взаимной поддержке и взаимовыручке.
Учитывая приведенные нормы жилищного законодательства, истец в силу ст.54 Жилищного кодекса РСФСР приобрела право пользования жилым помещением, по адресу: <адрес>, поскольку истец проживает в нем с момента вселения в 1998 году с согласия нанимателя, не имевшего на момент вселения истца других членов семьи, и до настоящего времени, в квартире находятся личные вещи истца, совместно с ним проживает его семья – дочери.
Частью 1 ст.60 Жилищного кодекса РФ установлено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.3 ст.67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; 2) обеспечивать сохранность жилого помещения; 3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; 4) проводить текущий ремонт жилого помещения; 5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; 6) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.
Установленный в судебном заседании факт законности владения и пользования истцом спорным жилым помещением в совокупности с иными представленными стороной истца доказательствами, подтверждают сложившиеся между Зайцевой ГН и собственником жилого помещения по адресу: <адрес> отношения социального найма указанного жилого помещения.
Так, согласно свидетельским показаниям истец в полном объеме выполняет обязанности нанимателя жилого помещения, предусмотренные ч.3 ст.67 Жилищного кодекса РФ, использует его по назначению по смыслу ст.17 Жилищного кодекса РФ для постоянного проживания и несет расходы по оплате содержания жилья и коммунальных услуг, которые подтверждаются также представленными в качестве доказательств:- квитанциями за ЖКУ;
- актом прием - сдачи выполненных работ, соглашения о порядке расчета с квартиросъемщиком от 2006г.
Доводы истца об отсутствии у него или членов его семьи другого жилого помещения для проживания подтверждаются сообщением УФРС по Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ, 01/158/2010-132 от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которым в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Зайцевых ГН, АВ, ЗУВ на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.
При системном толковании ч.4 ст.69 Жилищного кодекса РФ, ч.4 ст.3 Жилищного кодекса РФ, закрепляющей принцип недопустимости произвольного ограничения жилищных прав, в силу ч.2 ст.82 Жилищного кодекса РФ член семьи нанимателя может быть признан нанимателем жилого помещения, следовательно, с ним может быть заключен договор социального найма.
Представленные доказательства в своей совокупности свидетельствуют о наличии оснований для признания Зайцевой ГН нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>.
Учитывая изложенное, суд находит исковые требования Зайцевй ГН о признании ее членом семьи умершего нанимателя жилого помещения по адресу: <адрес>, признания права пользования на условиях социального найма, признании нанимателем данного жилого помещения вместо первоначального нанимателя УГП в связи со смертью последней обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Зайцевой ГН удовлетворить.
Признать Зайцеву ГН членом семьи умершего нанимателя жилого помещения по адресу: <адрес>.
Признать за Зайцевой ГН право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма.
Признать Зайцеву ГН нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> вместо первоначального нанимателя в связи со смертью нанимателя УГП.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий: