На момент публикации решение не вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2010 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Величко М.Б.,

при секретаре Шелковкиной Е.В.,

с участием истца, представителя истца Дозморова Я.И. – теущаковой О.А., действующей на основании доверенности от 23.08.2010г., сроком на три года, представителя ответчика – Рудовского Д.А., действующего по ордеру № 183 от 11.11.2010г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дозморова ЯИ к Дозморову ИВ о признании утратившим право пользования жилым помещением,

установил:

Дозморов Я.И. обратился в суд с иском к Дозморову И.В., просит удовлетворить следующие требования: признать Дозморова И.В. утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

В обосновании требований истец указал, что Дозморов И.В. (отец истца) является ответственным квартиросъемщиком жилого помещения по адресу: <адрес> и проживал совместно с истцом и его матерью по указанному адресу до середины 1997 года. После развода родителей (Дозморова И.В, и Дозмровой О.В), ответчик из указанной квартиры выехал, и в дальнейшем совместное хозяйство с ними не вел, никогда в квартире больше не появлялся, каких-либо-расходов по содержания жилого помещения не нес.Никаких связей с истцом, его матерью, и иными родственниками ответчик не поддерживает. Т.к. брак Дозморовой ОВ и Дозморова ИВ расторгнут, считает, что ИВ перестал быть членом семьи моей Дозморовой ОВ, т.к. с 1997 года он никогда не вселялся в указанную квартиру, никогда не вел с Дозморовыми ОВ и ЯИ совместного хозяйства и своих вещей в указанную квартиру не приносил. Жилым помещением ответчик не пользуется, с 1997 года в квартиру не вселялся и не проживал, своих вещей в квартиру не приносил, не вел с ними совместного хозяйства, не нес расходов по квартирной плате и содержанию квартиры, за квартиру платила Дозморова ОВ. В связи с тем, что Дозморов И.В. обладает правами нанимателя жилого помещения, в котором проживает истец с самого детства, и в настоящее время Дозморов И.В. продолжает числиться нанимателем данного жилого помещения, Дозморов ЯИ как член его семьи, и лицо добросовестно выполняющее все обязанности квартиросъемщика (нанимателя) не может оформить свои права, в том числе перевести лицевой счет и реализовать свои какие-либо иные права предусмотренные Жилищным кодексом РФ. Ссылаясь на ст. 31 ЖК РФ, ст. 54 ЖК РСФСР просит удовлетворить заявленные требования.

Истец Дозморов Я.И. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В связи с тем, что на настоящее время место жительства Дозморова И.В. неизвестно, в силу ст. 50 ГПК РФ ему был назначен адвокат Рудовский Д.А. в качестве представителя.

Представитель ответчика Дозморова И.В. - Рудовский Д.А. пояснил, что исковые требования не признает.

Третье лицо – администрация Советского района г. Томска своего представителя не направило, извещено о времени и месте судебного заседания. Из отзыва представленного ранее следует, что администрация Советского района г. Томска не возражает против удовлетворения требований истца.

Третье лицо – Дозморова ОВ, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не явилась, причин неявки не сообщила, просила рассмотреть в свое отсутствие..

В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, третьих лиц.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и представленные сторонами письменные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Суд полагает, что требования о признании ответчика Дозморова И.В. утратившим право пользования жилым помещением в связи с выездом из жилого помещения в 1997 году подлежат рассмотрению по нормам Жилищного кодекса РСФСР.

Так, статьей 1 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что Жилищный кодекс РФ вводится в действие с 01 марта 2005 года.

По общему правилу вновь принятый правовой акт регулирует только те правоотношения, которые возникают после вступления его в законную силу, если иное не предусмотрено в самом акте.

Согласно ст.5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Учитывая, что к спорным правоотношениям применяются нормы материального права, которые действовали на момент их возникновения, в качестве оснований заявленного иска истец указывают на не проживание ответчика в квартире с 1997 года по настоящее время, суд полагает, что вопрос об утрате ответчиком права пользования жилым помещением по адресу: <адрес> до 01.03.2005 года подлежит разрешению по нормам Жилищного кодекса РСФСР, а после указанной даты – по нормам Жилищного кодекса РФ.

В силу ст.47 Жилищного кодекса РСФСР ордер является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В соответствии со ст.50 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент возникновения отношений найма жилого помещения по адресу: <адрес>, пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

В силу ст.51 Жилищного кодекса РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем – жилищно – эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии – соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер. В договоре найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилым помещением.

Аналогичные нормы установлены в Жилищном кодексе РФ.

В соответствии с ч.1 ст.49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ст.60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Сторонами не оспаривается и подтверждается письменными доказательствами факт возникновения отношений социального найма у ответчика в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>

В соответствии со ст.53 Жилищного кодекса РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора.

Карточкой квартиросъемщика УМП от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что на имя Дозморова И.В. открыт лицевой счет на квартиру по адресу <адрес>

Согласно справке с места жительства от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении по адресу: <адрес> жилой площадью 32 кв.м. зарегистрированы ответчик с ДД.ММ.ГГГГ в качестве ответственного нанимателя, истец - с ДД.ММ.ГГГГ в качестве сына ответственного нанимателя, и жена Дозморова ОВ с ДД.ММ.ГГГГ Указанное жилое помещение не приватизировано.

Свидетельством о рождении I-ОМ № от ДД.ММ.ГГГГ Дозморова ЯИ подтверждается, что его отцом является Дозморов ИВ, матерью Дозморова ОВ.

Таким образом, регистрация является одним из доказательств того, что у ответчика и членов его семьи с ДД.ММ.ГГГГ возникло право пользования данным помещением.

Факт вселения и проживания Дозморова ЯИ в качестве члена семьи нанимателя – Дозморова ИВ также подтверждается истцом, так как в исковом заявлении указывается, что на момент вселения истца, Дозморов ИВ проживал с матерью Ддозморовой ОВ, которые на тот момент состояли в браке, Дозморовы до 1997 года вели общее совместное хозяйство. Следовательно, у Дозморова ЯИ и Дозморова ИВ возникло право пользования спорным жилым помещением.

Согласно ч.3 ст.53 Жилищного кодекса РСФСР если граждане, в том числе супруг, перестали быть членами семьи нанимателя, то они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи при условии, что они продолжают проживать в данном жилом помещении.

Истец считает, что ответчик выехал из спорного жилого помещения на другое место жительства с 1997 года, следовательно, при решении вопроса об утрате истцом права пользования жилым помещением по вышеназванному адресу подлежит применению Жилищный кодекс РСФСР.

Согласно ч.3 ст.89 Жилищного кодекса РСФСР наниматель жилого помещения вправе с согласия членов семьи в любое время расторгнуть договор найма. В случае выезда нанимателя и членов его семьи на постоянное жительство в другое место договор найма считается расторгнутым со дня выезда.

Аналогичные нормы содержатся в Жилищном кодексе РФ.

В соответствии со ст.83 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства со дня выезда.

Согласно разъяснениям, данным в п.32 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» от 02.07.2009г. № 14, при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 Жилищного кодекса РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании ч.3 ст.83 Жилищного кодекса РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.

Данная правовая позиция применима к отношениям, возникшим до 01.03.2005г. и, следовательно, к аналогичным нормам Жилищного кодекса РСФСР (ч.3 ст.89 Жилищного кодекса РСФСР).

При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании ч.3 ст.83 Жилищного кодекса РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.

Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.

В ч.1 ст.40 Конституции РФ содержится запрет на произвольное лишение гражданина права на жилище.Конституция РФ и жилищное законодательство констатируют возможность ограничения при определенных обстоятельствах права гражданина пользоваться жилым помещением. Такими обстоятельствами могут являться, в том числе, злоупотребление гражданина своими правами или невыполнение возложенных на него обязанностей, непосредственно нарушающее права и законные интересы других лиц.

Вместе с тем гражданин, занимающий конкретное жилое помещение, может потерять право на него в силу разных обстоятельств, в том числе, в виду невозможности совместного с ним проживания, выезда на другое постоянное место жительства и т.п. Важным для защиты конституционного права граждан на жилище является лишь соблюдение двух условий: основания признания гражданина утратившим право на жилую площадь должны быть сформулированы в законе и должна быть обеспечена возможность в случае наличия спора передать рассмотрение этого вопроса в судебные органы.

Истцом в качестве основания утраты ответчиком права пользования спорным жилым помещением указан выезд на другое постоянное место жительства.

Пояснения истца о добровольности выезда ответчика, длительном не проживании в спорном жилом помещении подтверждаются также следующими доказательствами.

- Так, согласно свидетельству о расторжении брака I-ОМ № подтверждается, что брак между Дозморовым ИВ и Дозморовой ОВ расторгнут ДД.ММ.ГГГГ;

- согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленному Дозморовой О.В., и подписанного соседями ШВГ, ШВВ ЖЛА, а также главным инженером УМП ЖАС, вещей Дозморова ИВ в квартире по адресу <адрес> нет.

Указанные обстоятельства подтверждаются и свидетельскими показаниями НВВ, которая показала, что ответчик приходится ей братом. Он проживал на <адрес> примерно до 1995г. со своей женой и сыном. После развода с женой проживал на съемной квартире, а после этого уехал в <адрес>.

Свидетель ШВВ также показал, что Дозморов ИВ проживал до середины 90-х годов, после чего съехал из квартиры по <адрес> и больше тв ней не появлялся.

В силу ст.54 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент заключения договора соцнайма на имя ответчика в спорной квартире, наниматель вправе вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.

Наличие или отсутствие регистрации ответчика само по себе не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, в том числе права на жилище.

Следовательно, право пользования жилым помещением у гражданина возникает при вселении и фактическом проживании в жилом помещении. Сам факт наличия регистрации в жилом помещении не порождает права на жилое помещение.

Таким образом, ответчик в последующем не приобрел право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Судом установлено, что ответчик выехал из спорного жилого помещения в 1997 году и в последующем не вселялся, следовательно, право на проживание утратил и в последующем не приобрел.

Представленные доказательства в своей совокупности свидетельствуют о том, что Дозморов ИВ с 1997 года перестал являться членом семьи Дозморовой ОВ и Дозморова ЯИ в силу закона, прекратил в добровольном порядке осуществление обязанностей, предусмотренных ст.ст.55, 57 Жилищного кодекса РСФСР и ч.3 ст.67 Жилищного кодекса РФ, добровольно выехал из жилого помещения по адресу: <адрес> на другое место жительства, жилым помещением с указанного времени по назначению не пользовался, в нем не проживал длительное время (более 6 лет), бремени по его содержанию не нес. Целью выезда явилось намерение проживать отдельно от бывших членов семьи.

Согласно ч.4 ст.69 Жилищного кодекса РФ бывший член семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма сохраняет право на жилое помещение, если продолжает проживать в данном жилом помещении.

Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом РФ в п.32 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» от 02.07.2009г. № 14, разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.

При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 83 Жилищного кодекса РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.

Данная позиция подлежит применению и к отношениям, возникшим до 01.03.2005г. и, соответственно, предусмотренным ч.3 ст.89 Жилищного кодекса РСФСР.

В связи с изложенным подлежит удовлетворению требование о признании Дозморова ИВ утратившим право пользования спорным жилым помещением.

В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Исходя из приведенной нормы закона, обязанность представления доказательств выезда ответчика на другое постоянное место жительства, добровольность выезда возложена на истца, на ответчика возложена обязанность по предоставлению доказательств, свидетельствующих о чинении препятствий для проживания, вынужденный и временный характер выезда.

Таких доказательств ответчиком не представлено.

В силу ст.98 ГПК РФ, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, с Дозморова ИВ подлежат взысканию в пользу Дозморова ЯИ в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, подтвержденных квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ,- <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Дозморова ЯИ удовлетворить.

Признать Дозморова ИВ утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>

Настоящее решение является основанием для снятия Дозморова ИВ с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>

Взыскать с Дозморова ИВ в пользу Дозморова ЯИ в возмещение расходов по оплате государственной пошлины <данные изъяты>).

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий: