№
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
03 ноября 2010 года г. Томск
Советский районный суд г. Томска в составе председательствующего Черемисина Е.В. при секретаре Тарасовой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лейбовича В.О. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области об обязании произвести перерасчет, взыскании сумм ежемесячных денежных выплат,У С Т А Н О В И Л:
Лейбович В.О. обратился в суд с иском к ГУ УПФР в <адрес> об обязании произвести перерасчет сумм ежемесячных выплат, положенных ему как ветерану боевых действий, за период с 01.01.2004 по 01.06.2009; обязании произвести расчет ежемесячных выплат, положенных ему как ветерану боевых действий за период с 01.01.2004 по 01.01.2009 в сумме 110435 рублей; обязании произвести ему выплату денежных средств, которые удерживались из суммы ежемесячных выплат как социальные льготы за период с июня 2009 по июль 2010 в сумме 8461,2 рублей.
В обоснование требований указал, что с декабря 2000 по февраль 2001 проходил военную службу по призыву в <адрес> республике, в течение 90 дней непосредственно участвовал в боевых действиях. 01.01.2004г. он получил удостоверение ветерана боевых действий. После окончания службы в армии в 2002 году ему не разъяснили, на какие льготы он имеет право. Документы для получения ЕДВ он оформил только в июне 2009 года. Несмотря на это, считает, что вправе получить ЕДВ за период с 01.01.2004 по 01.06.2009 в размере 110435 рублей. За период с июня 2009 по июнь 2010 он не пользовался социальными льготами, в связи с чем ему должны быть выплачены удержанные суммы в размере 8461,2 рублей.
В ходе рассмотрения дела, истец изменил заявленные требования. Просил обязать ответчика произвести расчет сумм ежемесячных денежных выплат, включая социальные услуги, положенных ему как ветерану боевых действий за период с 01.01.2005 по 01.06.2009; взыскать с ответчика суммы ежемесячных денежных выплат, включая социальные услуги, положенные ему как ветерану боевых действий за период с 01.01.2005 по 01.06.2009 в размере 70656,2 рублей; взыскать с ответчика суммы денежных выплат, которые входили в ЕДВ как социальные услуги, положенные ветерану боевых действий за период с 01.06.2009 по 01.09.2010 в размере 9615 рублей.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика Мамаев А.Е. иск не признал и пояснил, что истец обратился с заявлением о назначении ЕДВ 27.05.2009г. С указанной даты ему была назначена ЕДВ как ветерану боевых действий, что соответствует требованиям закона. В течение года, в котором имеет место обращение за выплатой ЕДВ, не может быть представлен денежный эквивалент набора социальных услуг. Отказ от набора социальных услуг может быть сделан только на будущий календарный год. Заявление об отказе от набора социальных услуг истец подал 19.04.2010г., соответственно выплата денежного эквивалента взамен НСУ может производиться только с 2011 года.
Представитель третьего лица (Военного комиссариата Томской области) Елынцева Е.В. пояснила, что при выдаче истцу удостоверения ветерана боевых действий в 2004 году ему разъяснялось право обращения в органы социальной защиты населения и в пенсионный фонд; договор об обмене информацией между военным комиссариатом, органами социальной защиты и пенсионным фондом не заключен и информация не предоставляется.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В подп. 2 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение ежемесячной денежной выплаты.
Согласно п. 6 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах», ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В п. 7 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» установлено, что ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Такой Порядок утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 N 294.
Согласно п. 8 Порядка, граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
В п. 14 Порядка установлено, что ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за ежемесячной денежной выплатой считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Лейбович В.О. обратился в ГУ УПФР в г. Томске с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты 27.05.2009г., что сторонами не оспаривалось (л.д. 10).
В связи с этим, ЕДВ была законно назначена ему к выплате с 27.05.2009г.
Законодательство не предусматривает каких-либо исключений в части порядка назначения ЕДВ, т.е. со дня обращения за ее назначением. Поскольку назначение ЕДВ имеет заявительный характер, на пенсионном органе не лежит обязанность по установлению круга лиц, имеющих право на получение ЕДВ и назначению им ЕДВ без их заявления.
В п. 30 Порядка установлено, что ежемесячная денежная выплата, не полученная гражданином своевременно по вине органов, осуществляющих указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Вина пенсионного органа в неполучении истцом ежемесячной денежной выплаты отсутствует, поскольку данное обстоятельство зависело от волеизъявления самого истца, которое он реализовал 27.05.2009г.
Требования истца в части взыскания сумм, удержанных на социальные услуги, также не основаны на законе.
Согласно п. 8 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах», часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления гражданину из числа поименованных в пункте 1 настоящей статьи социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В п. 23 Порядка установлено, что ежемесячная денежная выплата начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги), предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Согласно п. 24 Порядка, заявление об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги) подается гражданином в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации ежегодно в срок до 1 октября текущего года лично или иным способом.
В том случае если гражданин, получающий набор социальных услуг (социальную услугу), до 1 октября текущего года подал заявление об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги), то с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги), сумма ежемесячной денежной выплаты выплачивается без вычета стоимости набора социальных услуг (социальные услуги). В том случае если гражданин до 1 октября текущего года не подал заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или подал заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги), то с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), сумма ежемесячной денежной выплаты выплачивается за вычетом стоимости набора социальных услуг (социальные услуги) (п. 27 Порядка).
Лейбович В.О. обратился в пенсионный орган с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг 19.04.2010г. (л.д. 23).
Таким образом, сумма ежемесячной денежной выплаты должна выплачиваться ему без вычета стоимости набора социальных услуг только с 01.01.2011г.
В п. 2.1 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 N 294 установлено, что решение о назначении ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2005 г. лицу, имеющему право на нее, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, представленных в 2004 г. в рамках Соглашений между Пенсионным фондом Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об информационном взаимодействии. В том случае если сведения о лице, имеющем право на ежемесячную денежную выплату с 1 января 2005 г., не были представлены до указанного срока, то решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимается на основании заявления гражданина с даты вступления в силу Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, если обращение за этой выплатой последовало не позднее 31 декабря 2005 г.
Согласно ответам ОГУ «ЦСПН Кировского района г. Томска» от 20.10.2010 № 03-2144-11, Департамента социальной защиты населения Томской области от 25.10.2010 № 7-5232, Лейбович В.О. зарегистрировался в органах социальной защиты населения как ветеран боевых действий 21.08.2009г. для получения мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. В этой связи, сведения о нем в пенсионный орган не могли быть представлены в 2004 году.
В ответе Военного комиссариата Томской области от 22.10.2010 № 2169 указано, что соглашения между военным комиссариатом и пенсионными органами об информационном взаимодействии не заключались, поэтому сведения об истце в пенсионный фонд не представлялись.
С учетом изложенного, отсутствуют основания полагать, что имело место нарушение уполномоченными органа пункта 2.1 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 N 294.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Лейбовича В.О. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области об обязании произвести перерасчет, взыскании сумм ежемесячных денежных выплат, отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение не вступило в законную силу.