о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2010 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Карелиной Е.Г.,

при секретаре Травковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области к автономной некоммерческой организации «Р.» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области обратилось в суд с иском к автономной некоммерческой организации «Р.» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Истец указал, что ответчик не представил в установленный срок в уполномоченный орган сведения, предусмотренные п.п. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Истец в силу п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» просит суд ликвидировать автономную некоммерческую организацию «Р.» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель автономной некоммерческой организации «Р.» Деркунский А.В., согласно Уставу организации, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица, надлежащим образом извещенный времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.

Исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Первичная профсоюзная организация автономной некоммерческой организации «Р.» зарегистрирована Инспекцией Федеральной налоговой службы по Томской области 28.10.2005 года в Едином государственном реестре юридических лиц, основной государственный регистрационный номер №

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 12.05.2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», Указу Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций.

В соответствии с п.п. 37,39 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 21.05.2009 № 147, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области осуществляет деятельность в сфере государственной регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных организации, иных некоммерческих организации, а также контроля за их деятельностью.

В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе: проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, с периодичностью, установленной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в порядке, установленном уполномоченным органом.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.01.2010 г. автономная некоммерческая организация «Р.» зарегистрировано Управлением Федеральной налоговой службы по Томской области 28.10.2005 года в Едином государственном реестре юридических лиц, основной государственный регистрационный номер №

Из материалов дела следует, что автономная некоммерческая организация «Творческое объединение - РЕПОРТЕР» действует на основе Устава, утвержденного Собранием учредителей от ДД.ММ.ГГГГ, Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому целью организации является развитие и укрепление у населения Томской области чувства патриотизма, как системы важнейших духовно-нравственных и социальный ценностей, формирование профессионально-значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, проявление высокой ответственности и дисциплинированности, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, сохранение верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени и т.д. Высшим руководящим органом организации является общее собрание учредителей организации, автономная некоммерческая организация «Творческое объединение - РЕПОРТЕР» является не имеющей членства автономной некоммерческой организацией, учрежденной учредителями в целях, предусмотренных Уставом.

В результате проведенной с 05.04.2010 г. по 26.04.2010 г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области проверки указанной некоммерческой организации за период ее деятельности с 05.04.2007 г. по 05.04.2010 г. (л.д.17-21) выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации:

- пунктом 1.7 Устава предусмотрено, что организация имеет эмблему, собственную символику, в то время как согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ, что некоммерческая организация вправе иметь только зарегистрированную в установленном порядке эмблему;

- пунктом 3.1 раздела 3 Устава определено, что организация может иметь в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, в то время как согласно ст. 296 ГК РФ имущество на праве оперативного управления может находиться только у казенных предприятий и учреждений;

- пунктом 3.1 раздела 3 Устава определено, что организация может иметь в бессрочном пользовании земельные участки, в то время как согласно ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления;

- пунктом 1.6 Устава установлено, что для осуществления предпринимательской деятельности организация вправе создавать хозяйственные общества, что не соответствует п. 4 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ согласно которому в интересах достижения целей, предусмотренных уставом, некоммерческая организация может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы;

- пунктом 5.2 Устава предусмотрено, что организация вправе преобразовывать вправе преобразоваться в общественную организацию (объединение) либо фонд, в том время как в силу п. 3 ст. 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться только в фонд;

- пункты 5.5, 5.8, 5.10 Устава содержат положения о том, что такие процедуры ликвидации, как назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса, проводятся по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в то время как п. 3 ст. 18, п. 3 ст. 19 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ согласование органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, по процедурам ликвидации не предусмотрено;

- пункт 5.10 Устава противоречит ч. 4 ст. 63 ГК РФ, п. 5 ст. 19 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ в части порядка очередности выплаты денежных сумм кредиторам в случае ликвидации организации;

- Уставом не предусмотрен порядок надзора за деятельностью организации ее учредителями, в том время как в силу п. 3 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ установлено, что надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ некоммерческие организации, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно подп. «а» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных органов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Некоммерческая организация представляет указанные документы в уполномоченный орган (его территориальный орган) непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения.

Как указывает истец и не оспаривает ответчик, в нарушение вышеизложенных требований законодательства, организация несвоевременно представила отчет о деятельности и ведения о персональном составе ее руководящих органов по форме ОН0001 и уведомление о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, по форме ОН0002 за 2007 г. (10.04.2009 г.), а также заявление и информацию в произвольной форме за 2009 г. (22.04.2010 г.).

Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Вместе с тем, ответчик не исполняет требования п.п. 1.6, 4.1, 4.7, 4.8, 4.9 Устава.

Кроме того, такие виды деятельности организации как изготовление, производства и замещение коммерческой и политической рекламы в средствах массовой информации (п. 2.2.8 Устава), деятельность в области строительства объектов связи (п. 2.2.9 Устава ) не соответствуют целям ее создания.

Также в Едином государственном реестре юридических лиц (выписка от ДД.ММ.ГГГГ) указаны виды экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД (29.71, 31.20, 32.20.9, 33.20,33.20.9, 52.45, 52.45, 52.72, 93.02), не соответствующие целям деятельности организации, которые предусмотрены ее уставом.

Руководствуясь пп. 5, п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ Управлением вынесено в адрес организации предупреждение от 04.05.10 г. № 03-0514-1819, в котором предложено в течение одного месяца с момента получения предупреждения устранить допущенные нарушения законодательства РФ(л.д.22-23). Указанное предупреждение было получено ответчиком 08.05.10 г., что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления №(л.д.26). Однако, организацией не были приняты меры по устранению выявленных нарушений.

05.08.2010 г. в Управление поступило заявление от генерального директора автономной некоммерческой организации «Р.» о том, что организация деятельность не осуществляет, в дальнейшем не планирует осуществлять, а также о том, что учредители не возражают против ее ликвидации.

Согласно ч.2 статьи 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Принимая во внимание, что ответчик, являясь некоммерческой организацией, в нарушение закона, неоднократно, не предоставлял в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о его деятельности, сведения о персональном составе его руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, суд приходит к выводу о том, что имеются все основания для его ликвидации и исключения из Единого государственного реестра юридических лиц.

Таким образом, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области удовлетворить.

Ликвидировать автономную некоммерческую организацию «Р.» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.

Председательствующий:

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.