о признании пострадавшим от ядерных испытаний



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25.11.2010 г. суд Советского района г.Томска в составе:
председательствующего Карелиной Е.Г.,

при секретаре Травковой Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Табулович Е.В. к Департаменту социальной защиты населения Томской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной дозы радиации свыше 25 сЗв (бэр), включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне для получения удостоверения единого образца, выдачи удостоверение единого образца как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерного испытания на Семипалатинском полигоне,

УСТАНОВИЛ:

Табулович Е.В. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Томской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в котором просит:

- признать ее подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949-1963 годах с получением суммарной дозы радиации свыше 25 сЗв (бэр);

- возложить обязанность на Департамент социальной защиты населения администрации Томской области принять заявление от Табулович Е.В. с приложенными документами для выдачи удостоверения единого образца, внести в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,

- возложить обязанность на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать ей удостоверение единого образца как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерного испытания на Семипалатинском полигоне с указанием полученной суммарной (накопительной) эффективной эквивалентной дозы облучения свыше 25 сзв (бэр).

В обоснование заявленных требований истец указала, что в период с 04.01.1972 г. по 1974 г. проживая в <адрес> и с 1974 г. по 1994 г. в <адрес> Восточно-Казахстанской области КазССР получил суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), вследствие испытаний ядерного оружия, проводившегося на Семипалатинском полигоне в течение 40 лет (1949-1990 г.г.).

В судебное заседание истец Табулович Е.В., её представитель Олесов А.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика- Департамента социальной защиты населения Томской области в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела. Просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В представленном отзыве указывает, что истцу необходимо доказать факт получения соответствующей дозы облучения и связь полученной дозы облучения с проведением ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В соответствии с методическими указаниями МУ 2.6.1.2574-2010, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 г. № 5 определяются суммарные (накопительные) эффективные дозы облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В п. 1.2 МУ сказано, что вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается. В заключении Северского биофизического научного центра от 12.05.2010 г., представленном истцом, отсутствует ссылка на то, что доза радиации Табулович Е.В. определена с использованием указанной методики.

Ответчик – МЧС России, своего представителя в суд не направил, будучи уведомленным о месте и времени судебного заседания.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон на основании ст. 167 ГПК РФ.

Изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Порядок предоставления социальных гарантий гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне регламентирован Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10 января 2002 года № 2-ФЗ.

В соответствии со ст. 1,2 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» № 2-ФЗ от 10.01.2002 г. (в ред. от 25.12.2008 N 281-ФЗ), гражданам РФ, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом и предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а получившим дозу облучения в 25сЗв (бэр) и иные меры социальной поддержки.

Конституция РФ устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), а также право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53). Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.

Как вытекает из правовой позиции, сформулированной Конституционным судом РФ в Постановлениях от 01.12.1997г. № 18-П, от 19.06.2002г. № 11-П, применительно к возмещению вреда лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом является факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией.

Аналогичная позиция высказывается Конституционным судом РФ в постановлении от 04.02.2007года № 960-О-П, Определении от 14 декабря 1999 г. N 197-О, согласно которой, вопрос о возможности признания гражданина пострадавшим от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в случае, если гражданин не проживал в населенном пункте, включенном в Перечень, утвержденным Правительством РФ, либо проживал за пределами установленного законом периода, может быть разрешен судом в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение суммарной(накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5с3в (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции РФ объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний; поэтому само по себе невключение периода с 1972 года, в течение которого гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения данного иска, и требующими доказывания являются: факт получения соответствующей дозы облучения, связь полученной дозы облучения с проведением ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период с 1949 по 1963 год.

Факт проживания истца с 04.01.1972 г. по 1974 г. в <адрес> и с 1974 г. по 1994 г. в <адрес> Восточно-Казахстанской области республики Казахстан ответчиками не оспаривается и подтверждается следующими доказательствами:

- удостоверением от 04.04.1994 г. серии СП №, подтверждающим право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, которое свидетельствует о том, что истец проживала с 04.01.1972 г. по 31.12.1990 г. в г. <адрес> Восточно-Казахстанской области республики Казахстан в зоне повышенного риска, свидетельством о неполном среднем образовании серии А №, выданным средней школой № имени Г. <адрес> 12.06.1987 г., аттестатом о среднем образовании, выданным 24.06.1989 г. средней школой № имени Г. <адрес>, дипломом Семипалатинского педагогического института имени Шакарима серии ЖБ-II №, регистрационный знак №, выданным 24.06.1994 г., в котором указано, что Табулович Е.В. в 1989 г. поступила и в 1994 г. окончила данный институт, комсомольским билетом №, выданным 30.01.1986 г. о вступлении с января 1986 г. в ВЛКСМ Калининский райком ЛКСМ Казахстана <адрес>, свидетельством о рождении Табулович Е.В. в г. <адрес> Восточно-Казахстанской области КазССР серии I-ОИ №, выданным 07.01.1972 г., свидетельством Межшкольного учебно-производственного комбината, выданным 24.05.197. г.(л.д. 8,9).

Наличие у истца суммарной дозы радиации свыше 25 сЗв (бэр) подтверждено хромосомным анализом Лаборатории геномной медицины Северского Биофизического научного центра Федерального медико-биологического агентства от ДД.ММ.ГГГГ, которая рассчитана на основе хромосомного анализа наличия в организме истца накопленной дозы облучения.

Согласно п. 1.2 Методических указаний МУ 2.6.1.2574-2010 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010г. № 5) "Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", установленные в результате адресного применения настоящих МУ оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.

Суд принимает указанный анализ-заключение в качестве доказательства, подтверждающего факт получения истцом суммарной дозы радиации свыше 25 с3в(бэр), поскольку орган, на который возложены обязанности по выдаче официальных заключений о дозах облучения, до настоящего времени в установленном порядке не определен.

Данное заключение, представленное истцом, в силу с. 71 ГПК РФ является письменным доказательством, не вызывает у суда сомнений, поскольку не опровергнуто ответчиками, дано медицинским учреждением, имеющим соответствующую лицензию.

Копией трудовой книжки истца, заполненной от 18.08.1994 г. подтверждается, что трудовая деятельность истца не была связана с радиационным излучением.

Из справки отдела кадров ОАО «Т» от 07.10.2010 г. № следует, что по характеру своей деятельности Табулович Е.В. в период работы в ОАО «Т» с 22.09.1997 г. по 18.12.2003 г. в качестве инженера-химика санитарно-промышленной лаборатории контактов с источниками радиации не имела (л.д. 23).

Справкой, выданной ОАО «Н» от 12.10.2010 г. № устанавливается, что по характеру своей деятельности Табулович Е.В. в период работы ОАО «Н» в НПК СВЧ с 04.05.2008 г. по настоящий момент в качестве травильщика прецизионного травления контактов с источниками радиации не имела (л.д.28).

Указанные справки подтверждают доводы истца о том, что накопленная доза радиации не могла быть получена Табулович Е.В. в связи с трудовой деятельностью.

Справки и удостоверения, выданные истцу на территории Казахской республики, входящей на момент выдачи в состав СССР, подтверждают причинную связь между наличием суммарной дозы радиации свыше 25 сЗв (бэр) с испытаниями на Семипалатинском ядерном полигоне.

Доказательств тому, что указанная истцом доза радиации получена Табулович Е.В. при других обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, ответчиками не представлено.

Действительно, в силу положений ст. 1,2 ФЗ № 2-ФЗ от 10.01.2002 г. (в ред. от 25.12.2008 N 281-ФЗ), Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

Правительством РФ № 162-р от 10.02.1994 г. и № 356-р от 15.03.1995 г. (в ред. от 08.02.2002 № 156-р) утверждены перечни населенных пунктов бывшей Казахской ССР, куда <адрес> и <адрес> не включены.

Однако, позиция о нераспространении на истца социальных льгот и гарантий ввиду отсутствия городов <адрес> и <адрес> в Перечне населенных пунктов, утвержденном Правительством РФ, противоречит позиции Конституционного суда РФ, который неоднократно указывал, что из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом –это конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (такая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П, от 19.06.2002 г. № 11-П).

Таким образом, суд приходит к выводу, что все обстоятельства, требующие доказывания по заявленным истцом требованиям, нашли свое подтверждение. Их удовлетворение повлечет правовые последствия: получение мер социальной поддержки, предусмотренных законом «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» № 2-ФЗ от 10.01.2002 г.

В соответствии с Правилами отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года № 634 и Порядком выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденным Приказом МЧС России от 18.09.2009г. № 540, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ вносит сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а удостоверения единого образца выдает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Поскольку согласно письму от 08.04.2010 г. № Департамента социальной защиты населения Томской области сведения об истце не внесены в установленном порядке в Реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, удостоверение Табулович Е.В. не выдано до настоящего времени, суд полагает подлежащим удовлетворению требование истца о возложении обязанности на Департамент социальной защиты населения администрации Томской области внести сведения об истце в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр) и возложении обязанности на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки, однако с соблюдением установленной процедуры, предусмотренной Приказом МЧС России от 18 сентября 2009 г. N 540.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Табулович Е.В. к Департаменту социальной защиты населения Томской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) удовлетворить.

Признать Табулович Е.В. пострадавшей от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949-1963 годах с получением суммарной дозы радиации свыше 25 сЗв (бэр).

Обязать Департамент социальной защиты населения администрации Томской области внести сведения о Табулович Е.В. в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр).

Обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) выдать Табулович Е.В. удостоверение единого образца с указанием суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 25 сЗв (бэр), подтверждающее право на получение льгот и компенсаций социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.

Председательствующий:

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.