№ 2-3481/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 ноября 2010 года Советский районный суд города Томска в составе:
председательствующего Мацкевич Р.Н..,
при секретаре Оленёвой О.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Пономаренко ЕИ к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда г. Томска Томской области о включении периодов службы в Советской Армии в специальный трудовой стаж, назначении трудовой пенсии по старости досрочно,
установил:
Пономаренко Е.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Томске Томской области о признании незаконным отказ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, обязании зачесть в специальный трудовой стаж период работы, назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 01.07.2010 года обратилась в ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Томске Томской области за назначением досрочно пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, так как к этому времени имела педагогический стаж – 25 лет 1 месяц 10 дней.
Решением от 27.08.2010 г. № истцу было отказано в назначении пенсии в связи с не включением в педагогический стаж периодов службы с 31.03.1983 г по 08.04.1985 г. в Советской Армии поскольку по представленным документам отсутствует специальный стаж в связи с педагогической деятельностью необходимой продолжительности.
В судебном заседании истец Пономаренко Е.И. подала заявление об отказе от заявленных требований в части признания незаконным отказ ответчика в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, представитель ответчика против принятия судом отказа от части исковых требований не возражал.
Отказ был принят судом и в данной части производство по делу прекращено.
Пономаренко Е.И. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Ответчик в лице представителя Мамаева А.Е исковые требования не признал в полном объеме. Указал, что при определении права на досрочную пенсию может применяться Список № 463 от 06.09.1991 г. должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Однако в указанном Списке не предусмотрена служба в Вооруженных силах СССР.
Таким образом, изучив все представленные истцом документы для назначения досрочно пенсии ГУ – Управлением Пенсионного Фонда РФ в г. Томске Томской области было принято решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив письменные доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного заседания установлено, что решением от 27.08.2010 г. № истцу было отказано в назначении пенсии в связи с не включением в льготный стаж период службы в Вооруженных силах СССР с 31.03.1983 г. по 08.04.1985г, поскольку по представленным документам отсутствует специальный стаж в связи с педагогической деятельностью необходимой продолжительности.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно п.п.. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» сохраняется право на досрочное назначение пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (пп. 19 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ).
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии п. 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, согласно п. 9 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
По смыслу данной нормы к спорному периоду должны применяться нормативные правовые акты, регулирующие исчисление льготного педагогического стажа в спорный период.
П.п. «а», «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, предусмотрено, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Данное постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 953.
Согласно записи № 3 трудовой книжки № на имя Пономаренко Е.И. в период с 31.03.1983г. по 08.04.1985г. она проходила службу в Советской Армии, данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается.
Период службы Пономаренко Е.И. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Пунктом 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, установлено, что время работы, указанное в п.1 Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. 2/3 от необходимого стажа составляет 16 лет 8 месяцев, из трудовой книжки Пономаренко Е.И. следует, что истец проработала более срока, предусмотренного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г №1397 – 23 года 1 месяц 3 дня.
Таким образом, вышеназванный период подлежал включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Довод ответчика о том, что данный период не подлежи включению в трудовой стаж истца, поскольку занимаемая истцом должность не указана в списках №463 от 06.09.1991г. суд находит не состоятельным, т.к. он основан на неверном толковании норм материального права.
Согласно ст.19 Закона от 17.12.2001г №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за пенсией, которым в целях данного Закона считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подтверждающими право на указанную пенсию, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на пенсию.
Заявление от Пономаренко Е.И. принято 01.07.2010г., с учетом включения спорного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, на 01 июля 2010 года у истца специальный стаж составлял 25 лет 1 месяц и 10 дней, то есть, на момент обращения с заявлением, у нее возникло право на пенсию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Томске Томской области включить в специальный трудовой стаж в связи с педагогической деятельностью Пономаренко ЕИ службу в Советской Армии с 31.03.1983г. по 08.04.1985г., назначить ей трудовую пенсию по старости досрочно в связи с наличием специального 25-летнего стажа педагогической деятельности на основании п. 19 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01.07.2010 года.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
.
.
Решение не вступило в законную силу
.
.ь