о признании незаконным решения об отказе предоставлении разрещения на использование земельного участка



Дело № 2-3422/2010

03 ноября 2010 г. Советский районный суд города Томска в составе

председательствующего Мацкевич Р.Н.

при секретаре Оленевой О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске дело по заявлению Чайка МЕ о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и возложении обязанности принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка,

установил:

Чайка М.Е. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа мэра города Томска в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: город Томск, <адрес> и возложении обязанности принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «для строительства многоквартирного жилого дома в 2-4 этажа».

Обосновывает свое заявление Чайка М.Е. тем, что он является собственником вышеуказанного земельного участка, с разрешенным видом использования для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в зоне «Ж3», для которой условно разрешенным является вид использования «для строительства многоквартирного жилого дома в 2-4 этажа». Собственником принято решение о строительстве на принадлежащем ему земельном участке дома малой этажности, в связи с чем им было подано соответствующее заявление в орган местного самоуправления с целью изменения разрешенного вида использования на условно разрешенный вид использования, однако, письмом от 13.08.2010 г. ему было сообщено мэром г.Томска об отказе в предоставлении условно разрешенного вида использования в связи с решением и рекомендациями членов комиссии по землепользованию и застройке.

Заявитель считает отказ незаконным, поскольку им выполнены все необходимые действия и предоставлены все необходимые и предусмотренные законом документы для предоставления условно разрешенного вида использования, земельного участка, доводы комиссии являются неосновательными. Строительные нормы и правила о соблюдении регламентов по размещению площадок для игр детей, отдыха взрослого населения, выгула собак, стоянки автомобилей не могут применяться, поскольку предусмотрены лишь для случаев проектирования жилой застройки, то есть микрорайона или жилого района, а не отдельно стоящего здания, а план детальной планировки микрорайона отсутствует. Правила пожарной безопасности соблюдены, о чем свидетельствует пожарная декларация.

Представитель мэра г.Томска с доводами заявителя не согласилась, указывая на то, что изменение разрешенного вида использования земельного участка на запрашиваемый условно разрешенный нарушает права и законные интересы иного населения, поскольку со всех сторон земельный участок заявителя окружен домами индивидуальной жилой застройки, проезд на земельный участок Чайка М.Е. осуществляется через земельные участки иных, принадлежащие третьим лицам. Представленный Чайка М.Е. план не соответствует требованиям ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в части требований пожарной безопасности. На земельном участке при представленном плане невозможно разместить ни одного элемента благоустройства. На земельном участке истца расположена самовольная постройка в виде сооружения, представленная заявителем пожарная декларация оценивает данный объект, а не возводимый.

Заслушав доводы заявителя, его представителя, представителя мэра г.Томска и администрации г.Томска, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Решением Думы г. Томска N 687 от 27.11.2007 г. "О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск"" были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск".

В соответствии с пп. 3 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя Градостроительные регламенты. Ч 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Ч. 3 этой же статьи установлено, что действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Ч. 1 ст. 3 Правил землепользования и застройки в г. Томске определено, что решения по землепользования и застройке принимаются в соответствии с установленными настоящими Правилами градостроительными регламентами.

В соответствии с п. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Частью 1 статьи 2 Правил землепользования и застройки предусмотрено, что Правила землепользования и застройки в городе Томске в соответствии с законодательством Российской Федерации (Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ) вводят в городе Томске систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования на зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента. Ст. 1 Правил установлено, что градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков.

Согласно ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков выбираются их правообладателями самостоятельно, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса РФ.

Ст. 28 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" установлено, что на публичные слушания должны выноситься вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Из свидетельства о государственной регистрации права Серии № следует, что Чайка М.Е. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: город Томск, <адрес>, с категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.

Статья 34 Градостроительного регламента Генерального плана, утвержденного Решением Думы г. Томска от 27.11.2007 N 687 "О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" зону Ж-3 определяет как зону застройки индивидуальными жилыми домами.

Зона Ж-3 (сторонами не оспаривается факт нахождения земельного участка по адресу: г.Томск, <адрес> в зоне застройки индивидуальными жилыми домами) относится к зоне застройки индивидуальными жилыми домам.

Зона предназначена для низкоплотной застройки индивидуальными жилыми домами, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам.

К условно разрешенному виду использования в зоне Ж-3 относится вид - многоквартирные жилые дома в 2 - 4 этажа.

Согласно ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии со ст.39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

На основании рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

В силу п.1.1, 3.1 Положения о комиссии по землепользованию и застройке и ее состава, утвержденного Постановлением мэра города Томска от 29.02.2008 г. № 125 комиссия по землепользованию и застройке (далее также - Комиссия) является постоянно действующим совещательным органом при Мэре города Томска и формируется в целях обеспечения реализации Правил землепользования и застройки в городе Томске (Правила), к компетенции комиссии относится подготовка рекомендаций Мэру города Томска по результатам публичных слушаний, в том числе рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, рекомендации по досудебному урегулированию споров в связи с обращениями физических и юридических лиц по поводу решений органов местного самоуправления города Томска, касающихся вопросов землепользования и застройки.

Таким образом, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является не обязанностью, а правом главы органа местного самоуправления, основанием для принятия главой органа местного самоуправления решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка принимает на основании заключения комиссии, принятие решения является правом данного лица и должно быть основано на соблюдении баланса интересов субъектов земельного законодательства и градостроительства. Заявитель заключение комиссии не оспаривает, хотя и высказывает несогласие с ним.

Письмом от 13.08.2010 г. мэром г.Томска отказано заявителю в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по <адрес> г.Томска на основании именно решения и рекомендаций комиссии по землепользованию и застройке.

Как следует из материалов дела 14.08.2008 г. Чайка М.Е. обратился в комиссию по землепользованию и застройке администрации города Томска о предоставлении разрешения на получение условно разрешенного вида использования принадлежащего ему земельного участка «многоквартирный жилой дом 2-4 этажа».

Постановлением администрации города Томска от ДД.ММ.ГГГГ г. <адрес> организовано проведение публичных слушаний. Согласно протокола публичных слушаний о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: г.Томск, <адрес>, они были проведены ДД.ММ.ГГГГ г., в них принимали участие 13 человек, приняли решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка.

Вместе с тем, из протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке от ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что учитывая единообразие среды территорий в целом, создание удобной и комфортной среды обитания для всех субъектов права на территории, а не по каждому субъекту в отдельности и в разных функциональных направлениях, влекущих ущемление и ухудшение условий функционирования других субъектов права, указанный совещательный орган не одобрил предоставление условно разрешенного вида использования земельного участка по <адрес> в г.Томске, поскольку собственником представлено проектное обоснование строительства, согласно которому земельный участок находится в глубине застройки и подъезд осуществляется через дворовую застройку индивидуальными жилыми домами владельцев смежных участков.

В соответствии со ст.263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, однако, эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Действительно, из Генерального плана территории следует, и что подтверждается заключением комитета градостроительства Департамента строительства и архитектуры администрации города Томска от 19.05.2009 г., что земельный участок, условно разрешенный вид использования которого изыскивает заявитель, находится в глубине жилой застройки, осуществление строительства жилого дома малой этажности не обеспечивает доступ к объекту установленными Генеральным планом дорогами общего пользования.

В соответствии со ст.12 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

П.2.6 Строительных норм и правил СНиП 2.07.01.-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 г. № 78, предусматривает требования при проектировании жилой застройки, при этом, виды жилой застройки определены как микрорайон и жилой район, однако, при этом из содержания данной нормы следует, что этот перечень не исчерпывающий, поскольку указано, что данные виды выделяются как правило как основные, то есть, имеют право на существование и иные виды уровня структурной организации селитебной территории (селитебная территория - территория, предназначенная для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, отдельных коммунальных и промышленных объектов (не требующих устройства санитарно-защитных зон) с планированием и устройством путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования). Следовательно, при отсутствии Плана детальной планировки, при осуществлении нового строительства допустимо применение требований по соблюдению нормативов по размещению площадок, предусмотренных п.2.13 указанных выше Строительных норм и правил. Указанной нормой, в частности, предусмотрено расположение площадки для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста, отдыха взрослого населения, для хозяйственных целей и выгула собак с расстоянием до окон жилых домов от 10 до 40 метров. Из кадастрового плана земельного участка и представленного плана-схемы дома усматривается, что строительство по данному плану-схеме не обеспечивает соблюдение предусмотренных строительными нормами и правилами нормативов по отдаленности площадок от строения (не более 3 метров).

П.6 и 13 ст.67 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров; тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров.

Представленная зона возможного размещения объекта с планом-схемой размещения объекта свидетельствует о несоответствии проектируемого строительства указанным нормативам.

Действительно, Чайка М.Е. представлена пожарная декларация, однако, декларация не свидетельствует о безусловном соответствии проекта строительства требованиям пожарной безопасности, поскольку декларация – это заявление самого лица, предполагающего ведение строительства о соблюдении им требований пожарной безопасности.

Также, Чайка М.Е. представлено определение расчетных величин пожарного риска в жилом доме по <адрес> г.Томска. Вместе с тем, к данному определению следует отнестись критически.

Так, указанный документ составлен в отношении объекта – жилого дома <адрес>, в то время как истребуется условно разрешенный вид использования в <адрес>. В расчете осуществляется оценка лишь времени эвакуации людей, в то время как следует предусматривать и возможность подъезда пожарной техники, нормативы для которой установлены ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008 г.

Таким образом, исходя из принципа создания благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, соблюдению правил пожарной безопасности при строительстве жилого дома малой этажности (а не эксплуатации), суд приходит к выводу о том, что мэром г.Томска обоснованно и пределах своей компетенции и объема полномочий принято решение об отказе Чайка М.Е. в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка.

Расходы на оплату услуг представителя подлежат возмещению стороне, в пользу которой состоялось решение суда, в связи с отказом в удовлетворении заявлению, расходы по оплате услуг представителя в пользу Чайка М.Е. возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Чайка МЕ о признании незаконным отказа мэра города Томска в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: город Томск, <адрес> и возложении обязанности принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «для строительства многоквартирного жилого дома в 2-4 этажа» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: подпись

.

.

Решение не вступило в законную силу

.