о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию, обязании включить в реестр учета и выдать удостоверение



Именем Российской ФедерацииР Е Ш Е Н И Е

16 ноября 2010 года город Томск

Советский районный суд г. Томска в составе председательствующего Черемисина Е.В., при секретаре Скосаревой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камалова Н.М. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Областному государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения Советского района г. Томска» о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию, обязании включить в реестр учета и выдать удостоверение,

У С Т А Н О В И Л:

Камалов Н.М. обратился в суд с иском к ОГУ «Центр социальной поддержки населения Советского района г. Томска» (далее – ОГУ ЦСПН), МЧС России о признании права на выдачу удостоверения единого образца как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; обязании ОГУ ЦСПН включить истца в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; обязании МЧС России выдать истцу удостоверении единого образца как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В обоснование заявленных требований указал, что в период с 27.06.1959 по 12.10.2009, проживая в <адрес>, получил суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, свыше 5, но не более 25 сЗв (бэр), вследствие испытаний ядерного оружия, проводившегося на Семипалатинском полигоне в течение 40 лет.

Истец в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель истца Камалов Р.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме. Полагал, что истец должен быть признан подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр).

Представитель третьего лица - Департамента социальной защиты населения Томской области в судебное заседание не явился, будучи извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что истцу необходимо доказать факт получения соответствующей дозы облучения; связь полученной дозы облучения с проведением ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Представитель ОГУ ЦСПН в судебное заседание не явился, будучи извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что при обращении 21.01.2010 в учреждение Камалов Н.М. не представил документ, подтверждающий факт его проживания в населенных пунктах бывшей Казахской ССР, включенных в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ. А значит, отсутствовали основания для направления документов в Департамент социальной защиты населения в целях включения истца в реестр граждан на выдачу удостоверений установленного образца.

Представитель МЧС РФ Ромашов Е.Н. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что истец не проживал в населенном пункте, население которого получило дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр). Дозы облучения после взрывов 1949 и 1962 годов спустя 6 месяцев после взрыва не превысили 5 сЗв. Другие ядерные испытания на полигоне не оказали значимого радиационного воздействия на жителей. Указанные факты подтверждаются научным отчетом НИИ Региональных медико-экологических проблем. Сведения о дозе облучения истца в 20 сЗв (бэр), полученные Лабораторией геномной медицины Северского биофизического научного центра не свидетельствуют о наличии причинно-следственной связи с испытаниями 1949 и 1962 годов. Из ответа ФМБА России от 11.05.2010г. следует, что методы биодозиметрии не являются универсальными и не обладают достаточными параметрами для достоверной оценки дозы облучения. В деле нет медицинских заключений о наличии у истца заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации.

Выслушав представителей сторон, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1, 2 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» № 2-ФЗ от 10.01.2002 г. (в ред. от 25.12.2008 N 281-ФЗ), гражданам РФ, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр),. .. гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом и предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а получившим дозу облучения в 25сЗв (бэр) и иные меры социальной поддержки.

Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения дела, и требующими доказывания являются: установление факта проживания истца в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; получение в период проживания суммарной дозы облучения; объем полученной дозы облучения; наличие гражданства РФ.

Факт проживания истца на территории <адрес> <адрес> (в дальнейшем - <адрес>) с 27.06.1959 по 12.09.2009 ответчики не оспаривали. Данный факт подтверждается свидетельством о рождении, справкой с места жительства от 28.04.2010г. Гражданство РФ подтверждено паспортом гражданина РФ.

Наличие в организме истца суммарной дозы радиации в размере 20 сЗв (бэр) подтверждено хромосомным анализом Лаборатории геномной медицины Биофизического научного центра г. Северска Федерального медико-биологического агентства от 25.06.2010г.

Суд принимает указанный анализ-заключение в качестве доказательства, подтверждающего факт получения истцом суммарной дозы радиации свыше 5 сЗв (бэр), но не более 25 с3в (бэр), поскольку орган, на который возложены обязанности по выдаче официальных заключений о дозах облучения, до настоящего времени в установленном порядке не определен.

Из объяснений руководителя банка биологического материала Васильевой Е.О., которая выполняла указанное исследование, следует, что она исследовала кровь Камалова Н.М. В качестве специфического биомаркера радиационного воздействия использовала частоту двух категорий аберраций хромосомного типа: нестабильных и стабильных. В крови истца были обнаружены маркеры радиационного воздействия. Такая методика установления дозы облучения официально признана международным сообществом, используется МАГАТЭ, ВОЗ. В обычных обстоятельствах, исключающих нахождение в зонах ядерных испытаний; в условиях обычного, естественного радиационного фона; от бытовых приборов (телевизор, компьютер, микроволновая печь и т.п.) невозможно получить дозу 20 сЗв (бэр). Облучение от медицинских процедур незначительно. Например, рентгеновские аппараты не пройдут лицензирование, если у них будет высокая степень радиационного воздействия. Одна рентгеновская процедура может дать дозу облучения не более 0,1-0,2 бэр, значит для получения дозы 20 сЗв (Бэр) надо пройти порядка 100-200 рентгеновских процедур в течение непродолжительного времени.

Выводы заключения Лаборатории геномной медицины Биофизического научного центра г. Северска Федерального медико-биологического агентства от 25.06.2010г. и доводы специалиста Васильевой Е.О. ответчиками не опровергнуты.

Документы о постоянном проживании истца на территории <адрес> <адрес> (в дальнейшем - <адрес>) с 27.06.1959 по 12.09.2009, т.е. в том числе и на момент ядерного испытания 07.08.1962 года, подтверждают причинную связь между наличием суммарной дозы радиации свыше 25 сЗв (бэр) с испытаниями на Семипалатинском ядерном полигоне.

Аттестат о среднем образовании, табели успеваемости и поведения, трудовая книжка, военный билет истца подтверждают факт постоянного проживания истца в указанном населенном пункте. Представленные документы не дают оснований полагать, что доза облучения была получена истцом не в связи с ядерным испытанием на Семипалатинском полигоне, а по другим причинам. Доказательства, опровергающие причинно-следственную связь между проведением ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получением дозы облучения, ответчиками не представлены.

В силу положений ст. 1,2 ФЗ № 2-ФЗ от 10.01.2002 г. (в ред. от 25.12.2008 N 281-ФЗ), Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

Правительством РФ № 162-р от 10.02.1994 г. и № 356-р от 15.03.1995 г. (в ред. от 08.02.2002 № 156-р) утверждены перечни населенных пунктов бывшей Казахской ССР, куда <адрес> не включено.

Отказ в распространении на истца социальных льгот и гарантий ввиду отсутствия данного населенного пункта в Перечне населенных пунктов, утвержденном Правительством РФ, противоречит позиции Конституционного суда РФ, который неоднократно указывал, что из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом – это конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (данная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П, от 19.06.2002 г. № 11-П).

Таким образом, суд приходит к выводу, что все обстоятельства, требующие доказывания по заявленным истцом требованиям, нашли свое подтверждение. Их удовлетворение повлечет правовые последствия в виде получения истцом мер социальной поддержки, предусмотренных законом «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» № 2-ФЗ от 10.01.2002 г.

Приказом МЧС РФ от 18.09.2009 N 540 утвержден Порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Данный Порядок устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверений единого образца гражданам, указанным в части первой статьи 5 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Согласно п. 3 Порядка, для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы), с соответствующим письменным заявлением, с приложением необходимых документов.

В п. 2 Порядка предусмотрено, что удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) не вправе принимать документы и направлять их в МЧС России у граждан, которые проживали в населенных пунктах, не включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, если данные граждане не установили свое право на получение льгот в судебном порядке.

С учетом изложенного, указанные органы не могут являться надлежащими ответчиками по искам таких граждан.

Таким образом, отказ ОГУ ЦСПН в принятии у истца документов и отправке их в МЧС России является законным и обоснованным, поскольку наличие у истца права на получение удостоверения установлено только при рассмотрении настоящего дела. С учетом изложенного, требования истца к ОГУ ЦСПН не подлежат удовлетворению.

Удовлетворение требований истца к МЧС России о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, будет влечь выдачу ему удостоверения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и Приказом МЧС РФ от 18.09.2009 N 540 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать Камалова Н.М. подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр).

Настоящее решение является основанием для выдачи Камалову Н.М. удостоверения единого образца как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с указанием суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения 20 сЗв (бэр) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и Приказом МЧС РФ от 18.09.2009 N 540 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

В удовлетворении исковых требований Камалова Н.М. к Областному государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения Советского района г. Томска» о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию, обязании включить в реестр учета и выдать удостоверение, отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение не вступило в законную силу.