о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначении пенсии



Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

09 ноября 2010 г. г. Томск

Советский районный суд г. Томска в составе председательствующего Черемисина Е.В. при секретаре Тарасовой О.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петросян Т.А. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Петросян Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочно пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, назначении пенсии, указав, что 15.03.2010 г. она обратилась к ответчику за назначением ей досрочно пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако ей было отказано в назначении данной пенсии, в её специальный стаж не были включены следующие периоды: с 15.08.1983 г. по 18.07.1986 г. в должности музыкального работника в яслях-саду № 18 Томской швейной фабрики, т.к. документально не подтверждено, что работа выполнялась в объеме рабочего времени, установленного за ставку заработной платы; с 01.12.1986 г. по 30.09.1991 г. в должности музыкального работника в детском комбинате № 91 Завода при научно-исследовательском институте полупроводниковых приборов, с 01.10.1991 г. по 13.05.1992 г., с 29.05.1992 г. по 31.10.1994 г. в должности музыкального руководителя в детском комбинате № 91 Завода при научно-исследовательском институте полупроводниковых приборов, т.к. не подтверждается работа в учреждении, поименованном в разделе «Наименование учреждений» Списков; с 06.10.1997 г. по 17.10.1997 г. - курсы усовершенствования в институте учителей в период работы в муниципальном учреждении дошкольного воспитания и образования ясли-сад № 13 г. Томска в соответствии с п.4,5 Правил от 11.07.2002 г.. С решением ГУ – УПФ РФ в г. Томск Томской области не согласна, считает, что представленными документами подтверждается ее работа на полную ставку в период с 15.08.1983 г. по 18.07.1986 г.. Детский комбинат, в котором она работала в периоды с 01.12.1986 г. по 30.09.1991 г., с 01.10.1991 г. по 13.05.1992 г., с 29.05.1992 г. по 31.10.1994г., являлся детским дошкольным учреждением, деятельность ее в указанные периоды была педагогической. Период нахождения ее на курсах повышения квалификации также должен быть зачтен в ее педагогический стаж, поскольку на данные курсы она была направлена приказом работодателя, за ней в этот период сохранялась средняя заработная плата и производились отчисления в ПФ. На основании изложенного, просит суд обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области включить в ее педагогический стаж периоды: с 15.08.1983 г. по 18.07.1986 г. в должности музыкального работника в яслях-саду № 18 Томской швейной фабрики; с 01.12.1986 г. по 30.09.1991 г. в должности музыкального работника в детском комбинате № 91 Завода при научно-исследовательском институте полупроводниковых приборов; с 01.10.1991 г. по 13.05.1992 г., с 29.05.1992 г. по 31.10.1994 г. в должности музыкального руководителя в детском комбинате № 91 Завода при научно-исследовательском институте полупроводниковых приборов; с 06.10.1997 г. по 17.10.1997 г. курсы усовершенствования в институте учителей в период работы в муниципальном учреждении дошкольного воспитания и образования ясли-сад № 13 г. Томска, назначить пенсию с даты обращения, т.е. с 15.03.2010 г.

В судебном заседании Петросян Т.А. иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше.

Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в г. Томск Томской области Мамаев А.В. иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, где указал, что по периоду работы с 15.08.1983 г. по 18.07.1986 г. в должности музыкального работника в яслях-саду № 18 Томской швейной фабрики истцу необходимо было представить документы, подтверждающие занятость на полную ставку, однако этого сделано не было. В периоды работы с 01.12.1986 г. по 30.09.1991 г. в должности музыкального работника в детском комбинате № 91 Завода при научно-исследовательском институте полупроводниковых приборов и с 01.10.1991 г. по 13.05.1992 г., с 29.05.1992 г. по 31.10.1994 г. в должности музыкального руководителя в детском комбинате № 91 Завода при научно-исследовательском институте полупроводниковых приборов истец работала в учреждении, не предусмотренном Списками. В период с 06.10.1997 г. по 17.10.1997 г. - курсы усовершенствования в институте учителей в период работы в муниципальном учреждении дошкольного воспитания и образования ясли-сад № 13 г. Томска истец свои непосредственные должностные обязанности не выполняла, педагогическую деятельность не осуществляла, поскольку обучение проходило с отрывом от производства, доказательств выплаты заработной платы и уплаты страховых взносов в указанный период не представлено.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 80 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2002 года, закрепляла, что пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

Аналогичная норма содержится и в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент обращения истца за назначением пенсии и на момент рассмотрения настоящего иска), где устанавливается, что лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста предоставляется право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Пункт 2 ст.27 указанного выше Федерального закона в редакции, действующей на момент обращения истца за назначением пенсии и в настоящее время, устанавливает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

По смыслу указанных выше норм закона право на получение пенсии за выслугу лет педагогических работников законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером работы.

В соответствии с решением Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области № 2025 от 11.06.2010 года Петросян Т.А. в назначении пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Из подсчета льготного стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, исключены периоды: с 15.08.1983 г. по 18.07.1986 г. в должности музыкального работника в яслях-саду № 18 Томской швейной фабрики, т.к. документально не подтверждено, что работа выполнялась в объеме рабочего времени, установленного за ставку заработной платы; с 01.12.1986 г. по 30.09.1991 г. в должности музыкального работника в детском комбинате № 91 Завода при научно-исследовательском институте полупроводниковых приборов, с 01.10.1991 г. по 13.05.1992 г., с 29.05.1992 г. по 31.10.1994 г. в должности музыкального руководителя в детском комбинате № 91 завода при научно-исследовательском институте полупроводниковых приборов, т.к. не подтверждается работа в учреждении, поименованном в разделе «Наименование учреждений» Списков; с 06.10.1997 г. по 17.10.1997 г. курсы усовершенствования в институте учителей в период работы в муниципальном учреждении дошкольного воспитания и образования ясли-сад № 13 г. Томска в соответствии с п.4,5 Правил от 11.07.2002 г..

Суд не может согласиться с указанными выводами ответчика по следующим основаниям.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункт 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781) работа в должности музыкального руководителя в яслях-саду засчитывается в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочно пенсии по старости.

Тождественность наименования должности "музыкальный работник" наименованию должности "музыкальный руководитель" установлено Постановлением Министерства труда и социального развития от 23.06.2003 г. № 39.

Ответчик не оспаривает тот факт, что в данный период истец работала в должности и учреждении, предусмотренных Списками.

Согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Согласно трудовой книжке Петросян Т.А. (ранее Казаковой), архивной справке от 08.04.2008 г. в период с 15.08.1983 г. по 18.07.1986 г. истец работала в должности музыкального работника в яслях-саду № 18 Томской швейной фабрики.

Из архивной справки от 30.06.2008 г. следует, что в лицевых счетах за 1983-1986 года истца имеется запись в графе «Оклад, разряд» 85 рублей, надбавка 0,25-21-25 рублей. В личной карточке формы Т-2 истца при приеме на работу с 15.08.1983 г. указан оклад 90 рублей. Других сведений о размере ставки в документах 1983-1986 годов нет.

Из представленных документов не усматривается, что истец была принята на работу не на полную ставку.

Кроме того, действующим в период работы истца пенсионным законодательством, в частности Постановлением Совета Министров СССР "О пенсиях за выслугу лет работника просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" от 17.12.1959 года, право музыкального руководителя (работника) на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности предусмотрено не было. Такой должности педагогического работника в учреждениях просвещения действующее в то время законодательство не предусматривало. Право музыкальных руководителей (работников) на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности возникло на основании нормативных актов, принятых после указанного периода работы истца. И только пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, было установлено, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы независимо от времени, когда выполнялась эта работа, при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

В то же время, Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 24.12.1976 N 1057 "О повышении минимальной заработной платы рабочих и служащих с одновременным увеличением ставок и окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в непроизводственных отраслях народного хозяйства" были установлены оклады за ставку работы концертмейстеров и аккомпаниаторов учреждений просвещения, в соответствии с которым месячная ставка заработной платы по такой должности при стаже работы по специальности до 5 лет составляла 85 рублей.

В последующем Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 12.04.1984 N 318 "О повышении заработной платы учителей и других работников народного образования" оклады за месячную ставку работы концертмейстеров и аккомпаниаторов учреждений просвещения при стаже работы по специальности до 5 лет были установлены в размере 110 рублей.

В соответствии с личной карточкой формы Т-2, копией трудовой книжки истца, она имела среднее специальное педагогическое образование на период работы с 15.08.1983 г. по 18.07.1986 г., и специальный стаж ее работы составлял менее 5 лет.

Из справки от 30.06.2008 г. следует, что в спорный период истец не получала заработную плату ниже установленной за ставку заработной платы.

Оценив указанные доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд находит их убедительными и с очевидностью свидетельствующими о том, что в период работы с 15.08.1983 г. по 18.07.1986 г. в должности музыкального работника в яслях-саду № 18 Томской швейной фабрики истец выполняла норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы. В связи с этим указанный период подлежит включению в ее специальный стаж.

Как указано выше, также в специальный стаж истца не были включены периоды работы в детском комбинате № 91 Завода при научно-исследовательском институте полупроводниковых приборов с 01.12.1986 г. по 30.09.1991 г. в должности музыкального работника; с 01.10.1991 г. по 13.05.1992 г., с 29.05.1992 г. по 31.10.1994 г. в должности музыкального руководителя на том основании, что наименование учреждения, в котором работала истец, не соответствует наименованиям учреждений, указанных в Списках.

Факт работа истца в указанном учреждении подтверждается ее трудовой книжкой.

Согласно Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (утв. постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463), действовавших до 22 сентября 1999 года, работа в детских дошкольных учреждениях всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли) давала право работнику на льготную пенсию.

Согласно Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067), действовавших до 29 октября 2002 года, работа в дошкольных образовательных учреждениях (детский сад, детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников); детский сад компенсирующего вида; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка - детский сад (п.8) дает право работнику на льготную пенсию.

Таким образом, приведенные списки действительно не указывают в перечне наименований учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу в связи с педагогической деятельностью, детские комбинаты.

Однако, в перечне, утвержденном постановлением от 22 сентября 1999 года, есть такое наименование учреждения как детский сад комбинированного вида, а в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункт 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781), в п.1.8 уже прямо говорится: детские сады всех наименований.

Из штатных расписаний детского комбината № 91 за 1987 г., 1990 г.,1991 г., 1992 г., отчетов постоянного дошкольного учреждения за 1986 г. - 1994 г. следует, что в указанный детский комбинат занимался воспитанием детей дошкольного возраста, при этом в нем были группы как детей ясельного возраста, так и группы детей садовского возраста. То есть данное учреждение являлось педагогическим. В штатных расписаниях в качестве работающих указаны также такие должности дошкольных образовательных учреждений, предусмотренные Списками, как воспитатель, логопед.

Согласно справке Департамента образования Администрации г. Томска от 14.04.2010 г. Типовыми штатными расписаниями дошкольных образовательных учреждений были предусмотрены два типа дошкольных образовательных учреждений: детский сад и ясли-сад. Детские комбинаты не предусмотрены Типовыми штатами. Следовательно, наименование дошкольного образовательного учреждения «Детский комбинат» не является нормативным. Бытовое выражение «Детский комбинат» использовалось в отношении ведомственных дошкольных образовательных учреждений, которые официально назывались «Ясли-сад» и в которых имелись группы детей в возрасте до 3 лет (ясельные группы) и в возрасте от 3 до 7 лет (дошкольные группы). На основании этого, наименование дошкольного образовательного учреждения «Детский комбинат» фактически соответствует наименованию «ясли-сад».

Как разъяснено в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Применительно к данному гражданскому делу эти положения основного закона суд рассматривает как гарантию равенства пенсионных прав педагогических работников образовательных учреждений независимо от наименования последних.

Таким образом, то обстоятельство, что учреждение, в котором работала истец в указанные периоды, не было поименовано в соответствии с нормативными требованиями, не может ущемлять ее права на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ, по сравнению с другими работниками, выполнявшими трудовые функции, аналогичные трудовым функциям истца, и проработавшим в учреждениях, поименованных в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.

В связи с изложенными выводами периоды работы истца в детском комбинате подлежат включению в ее специальный стаж.

Также ответчиком не были включены в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды нахождения Петросян Т.А. на курсах повышения квалификации с 06.10.1997 г. по 17.10.1997 г. на основании п.п.4,5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г.

Согласно Архивной справке от 24.09.2008 г. в указанный период истец приказом работодателя от 22.10.1997 г. была направлена на курсы усовершенствования в институте учителей.

Из трудовой книжки истца следует, что в этот период она работала в Муниципальном учреждении дошкольного воспитания и образования ясли-сад № 13 г. Томска в должности музыкального руководителя.

Работа в данной должности и в данном учреждении согласно Спискам включается в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается, этот период работы включен в специальный стаж истца при решении вопроса о назначении ей досрочной пенсии согласно решению от 11.06.2010 г.

Согласно п.п.4,5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590 и действовавшим в указанный период, (п.п. «з», абз.3 п.п. «л» п.109) период обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования, в том числе в профессионально-технических училищах, по повышению квалификации и по переквалификации, включается в стаж работы по специальности.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Статья 112 ранее действовавшего КЗоТ РФ также предусматривала, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление соответствующих взносов в фонд социального страхования и в Пенсионный фонд Российской Федерации

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит зачету в специальный стаж истца.

В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Поскольку на момент обращения в пенсионный орган, истец имела необходимый для досрочного назначения пенсии по старости стаж, с учетом включения спорных периодов, ее требования об обязании ответчика назначить пенсию со дня обращения также подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Томск Томской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы Петросян Т.А.: с 15.08.1983 г. по 18.07.1986 г. в должности музыкального работника в яслях-саду № 18 Томской швейной фабрики; с 01.12.1986 г. по 30.09.1991 г. в должности музыкального работника в детском комбинате № 91 Завода при научно-исследовательском институте полупроводниковых приборов; с 01.10.1991 г. по 13.05.1992 г., с 29.05.1992 г. по 31.10.1994 г. в должности музыкального руководителя в детском комбинате № 91 Завода при научно-исследовательском институте полупроводниковых приборов; с 06.10.1997 г. по 17.10.1997 г. на курсах усовершенствования в институте учителей в период работы в Муниципальном учреждении дошкольного воспитания и образования ясли-сад № 13 г. Томска

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Томск Томской области назначить Петросян Т.А. пенсию с 15.03.2010 г.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение не вступило в законную силу.