ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
03 декабря 2010 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Карелиной Е.Г.,
при секретаре Травковой Е.Ю.,
с участием истца Геращенко А.И.,
представителя ответчика Областного государственного учреждения «Ц.» - Петровой Н.Г., выступающей на основании доверенности № 03-10дв от 15.11.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Геращенко А.А. к Областному государственному учреждению «Ц.» о признании права на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, возложении обязанности назначить ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС,
установил:
Геращенко А.И. обратилась в суд с иском к Областному государственному учреждению «Ц.» о признании за ней права на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, возложении обязанности назначить ей ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указала, что является супругой умершего П., который являлся инвалидом 2 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, получал ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы(далее-компенсация). До смерти супруга проживала совместно с ним, вела общее хозяйство и находилась на его иждивении, имея в 2-3 раза меньше доход, чем муж. Она с 19.05.2007года получает пенсию по старости в размере 5424 рубля 93 копейки, назначенную досрочно в связи с работой в тяжелых условиях. Полагая, что на основании ч.2 ст.14 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как нетрудоспособный член семьи П., находящийся на его иждивении, она имеет право на получение компенсации, истец обратилась к ответчику за её назначением.
Решением от 11.10.2010 г. № ответчик отказал истцу в назначении компенсации, указав, что она не достигла общеустановленного пенсионного возраста 55 лет, а потому не является нетрудоспособной и права на получение компенсации не имеет. Указанное решение истец считает необоснованным, поскольку Закон РФ № 1244-1 не содержит в качестве условия выплаты указанной компенсации достижение женщиной 55-летнего возраста, она же является нетрудоспособной, поскольку получает пенсию по старости, и не работает.
Геращенко А.И. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила требования удовлетворить.
Представитель Областного государственного учреждения «Ц.» - Петрова Н.Г. исковые требования не признала. Признавая, что на момент смерти П. истица являлась членом его семьи и находилась на его иждивении, получаемая ею пенсия в сумме 5424 рублей 93 копеек была существенно ниже пенсии мужа в размере 19078 рублей 22 копеек, вместе с тем, представитель ответчика пояснила, что нетрудоспособной Геращенко А.И. не является, так как не является инвалидом и не достигла 55-летнего возраста. Получение истцом досрочной пенсии по старости не является подтверждением факта ее нетрудоспособности.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.15 ч.1, ч.2 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.
Из материалов дела следует, что Геращенко А.И. являлась супругой П., что подтверждается свидетельством о заключении брака 29.07.2010 г. серии I-ОМ № от 29.07.2010 г. (л.д. 19).
Согласно свидетельству о смерти серии I-ОМ № от 23.09.2010 г. П. умер 22.09.2010 г. (л.д. 20).
В судебном заседании установлено, что П. являлся инвалидом 2 группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы с 02.03.2006 г. по 30.09.2010 г., что подтверждается удостоверением серии Б № от 22.03.1999года, справкой серии МСЭ-2006 № от 13.06.2006 г., справкой ОГУ «Ц.» № от 15.10.2010 г. (л.д. 8, 9,10).
Кроме того, П. получал пенсию по старости, назначенную 02.10.2006 г. и как ветеран военной службы, что подтверждается удостоверением серии Ч №, справками от 14.10.2010 г. отдела ПФР в Советском районе (л.д. 13,14).
Из информации о выплате за 2010 г. следует, что за сентябрь 2010 г. размер выплат, получаемых П., составил 19078 рублей 22 копеек (л.д. 12).
С 19.05.2007 г. Геращенко А.И. назначена пенсия по старости за работу в тяжелых условиях труда в размере 5424 рублей 93 копеек и с 01.10.2010 г. пенсия по случаю потери кормильца как член семьи умершего вследствие катастрофы на ЧАЭС в размере 4684 рублей 08 копеек (л.д. 17,18).
Трудовой книжкой Геращенко А.И. АТ-VIII № также подтверждается, что Геращенко А.И. с 19.05.2007 г. назначена пенсия и в настоящее время она не работает(л.д. 18).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент смерти супруга истица являлась членом его семьи, находилась на его иждивении, не работала, получала пенсию по старости за работу в тяжелых условиях труда, назначенную досрочно.
Ответчик оспаривает право истца на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указывая, что Геращенко А.И не является нетрудоспособной, так как не достигла 55 летнего возраста.
В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Как следует из пункта 6.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда г. Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев», базовый Закон не содержит определения понятия "нетрудоспособный член семьи". Они раскрываются в других федеральных законах, использование которых для уяснения смысла этих понятий является общим правилом. В данном случае подлежат применению соответствующие положения статьи 7 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Следовательно, нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении инвалидов - чернобыльцев, поставлены в равное положение с нетрудоспособными членами семьи граждан других категорий.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного имеют нетрудоспособные лица, к которым отнесены инвалиды, несовершеннолетние до 18 лет, старше 18 лет-до23 лет, если обучаются по очной форме, женщины, достигшие возраста 55 лет.
Применяя на основании ч.1 ст.6 ГК РФ, статью 7 ФЗ № 125- ФЗ по аналогии закона в целях определения права истца на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд приходит к выводу, что истец не относится к категории нетрудоспособных лиц и права на получение компенсации не имеет, поскольку оно возникает не вследствие приобретения права на пенсию, а вследствие достижения женщиной 55-летнего возраста. Истец же 55-летнего возраста не достигла, к числу иных категорий нетрудоспособных лиц, не относится.
В связи с чем, на данный момент Геращенко А.И.,19.05.1957г.р., не имеет право на назначение и получение ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС как член семьи, находившийся на иждивении умершего супруга П., ставшего инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Геращенко А.А. к Областному государственному учреждению «Ц.» о признании права на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, возложении обязанности назначить ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
На моомент опубликования решение не вступило в законную силу.