О признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Черных О. Г.

с участием:

заявителя Гуляевой Т.А.

при секретаре Шапошниковой И.А.

рассмотрев 06 декабря 2010года в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Гуляевой Т.А. о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании поставить на учет,

УСТАНОВИЛ:

Гуляева Т.А. обратилась с заявление в суд о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании поставить на учет.

Указала, что не имеет жилого помещения, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении решением общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации Советского района города Томска. Однако письмом № от ДД.ММ.ГГГГ уведомлена о необходимости представления дополнительных документов, а именно договора социального найма либо иного документа, на основании которого может быть установлен факт проживания в жилом помещении на условиях социального найма. Данный документ предоставить не смогла по причине отсутствия жилого помещения на условиях соцнайма. Но протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ была снята с учета по п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ.

Считает, что данным решением создано препятствие в осуществлении права заявителя в обеспечении жильем.

В судебное заседание заявитель свои требования поддержала, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель администрации Советского района города Томска в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица, поскольку в соответствии с ч.2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание участников процесса надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Суд, выслушав заявителя, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим частичному удовлетворению.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно ч.1. ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как установлено в судебном заседании, Гуляева Т.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в администрацию Советского района города Томска с просьбой внести ее в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В заявлении основанием для признания ее нуждающейся указано «отсутствие жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности»

ДД.ММ.ГГГГ заявителю было направлено письмо из администрации Советского района города Томска о том, что ей необходимо представить документ, на основании которого может быть установлен факт проживания в жилом помещении на условиях социального найма. (ордер, копию финансового лицевого счета и др).

При этом исходя из писем Администрации Советского района г. Томска в адрес Гуляевой Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Гуляева Т.А. проживает в доме по адресу г<адрес>, вселившись в него самовольно, без правоустанавливающих документов, дом признан аварийным, ей рекомендовано в судебном порядке признать за собой право на кв. № в указанном доме. Таким образом, изначально поставив Гуляеву Т.А. на учет как лицо, не обладающее жилым помещением на условиях социального найма, зная, что она проживает в доме без правовых оснований, тем не менее просили предоставить документ о том, что она проживает на условиях социального найма.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № утвержден распоряжением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ.) Гуляева Т.А. снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по п. 6 ч.1. ст. 56 ЖК РФ., о чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес Гуляевой Т.А.. направлено уведомление №.

Данное решение нарушает право заявителя на улучшение жилищных условий.

В соответствии со ст.34 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

Согласно п. 3.1.3 Положения об администрации Советского района города Томска, утв. Решением Думы г. Томска от 15.09.2005 N 1000 (ред. от 01.12.2009), она ведет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением №4 от 16.01.2006г. администрацией Советского района города Томска создана общественная комиссия по жилищным вопросам и утверждено Положение о ней.

Согласно главы 2 данного Положения общественная комиссия по жилищным вопросам принимает решение о снятии с учета очередников.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами, решение о снятии с учета Гуляевой Т.А. в качестве нуждающейся в жилом помещении принято компетентным органом.

Согласно п. 6 ч.1. ст. 56 ЖК РФ Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Согласно положениям ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений органов местного самоуправления, должностных лиц, возлагаются на орган, который приняли оспариваемые решения.

В нарушение данных положений закона Администрацией Советского района города Томска не доказана законность принятого решения.

Администрация Советского района города Томска не представила суду обоснование, и в принятом решении в нарушении ч.2. ст. 56 ЖК РФ не содержится ссылок на обстоятельства, какие именно выявлены в документах Гуляевой Т.А. сведения, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также какие обнаружены неправомерные действия какого конкретно должностного лица органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, и в чем они выражены.

Соответственно, решение о снятии Гуляевой Т.А. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вынесено без проверки всех обстоятельств, без обоснования причин такого решения.

В соответствие с п.24. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Учитывая, что уведомление об отказе в постановке на учет направлено заявителю ДД.ММ.ГГГГ, срок на подачу заявления в суд не пропущен.

Согласно п.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.

Правовым последствием принятого решения является восстановление Гуляевой Т.А. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, с соблюдением очередности, которая имелась до принятия обжалуемого решения.

Учитывая данные обстоятельства, Гуляевой Т.А. должно быть отказано в обязании Администрации Советского района г.Томска поставить Гуляеву Т.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку гражданин, состоящий на учете, не может быть поставлен на него еще раз.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Гуляевой Т.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Советского района города Томска от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Гуляевой Т.А..

Правовым последствием принятого решения является восстановление Гуляевой Т.А. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В обязании Администрации Советского района г.Томска поставить Гуляеву Т.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней через Советский районный суд г.Томска.

Судья:

Решение не вступило в законную силу

Опубликовать на сайте О.Г. Черных

Дата: