об оспаривании решения органа местного самоуправления



2-3808/10

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

02 декабря 2010 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего Кущ Н.Г.,

при секретаре Погребковой Л.С.,

с участием представителя заявителя Маршева В.В. – Лейба В.П., действующей на основании доверенности № от 02.03.2009г сроком на три года,

представителя заинтересованного лица Рябец Е.В., действующей на основании доверенности № от 04.12.2009 сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по заявлению Маршева ВВ, Желтякова ЕС, Терлецкого ИС, Бабкина МП, Уринга АА, Семенова ИВ Мартынова АС, Аменякова СН, Зайцева АП, Голумбевского ЕВ о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка,

установил:

Маршев В.В., Желтяков Е.С., Терлецкий И.С., Бабкин М.П., Уринг А.А., Семенов И.В., Мартынов А.С., Аменяков С.Н., Зайцев А.П., Голумбевский Е.В. обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка.

В обоснование заявленных требований указали, что они являются собственниками долей в праве собственности на объект незавершенного строительства по адресу: г.Томск, <адрес>

02.08.10г. заявители обратились в администрацию г.Томска с заявлением о предоставлении им земельного участка для завершения строительства в соответствии со ст.36 ЗК РФ.

25 августа 2010г. им было отказано в связи с тем, что предоставление земельных участков, на которых расположены объекты незавершенного строительства, в порядке ст.36 ЗК РФ не осуществляется.

Просят признать незаконным решение администрации г.Томска от 25 августа 2010г. №, обязать администрацию г.Томска предоставить земельный участок по <адрес> для завершения строительства объекта недвижимости по <адрес>.

Заявители Маршев В.В., Желтяков Е.С., Терлецкий И.С., Бабкин М.П., Уринг А.А., Семенов И.В., Мартынов А.С., Аменяков С.Н., Зайцев А.П., Голумбевский Е.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителей на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель Маршева В.В.- Лейба В.П. поддержала заявленные требования. Указала, что в 2008г. застройщик – ЗАО «М», обратился в администрацию г.Томска с заявлением о предоставлении ему земельного участка по адресу: г.Томск, <адрес> получил ответ о необходимости зарегистрировать право собственности на объект незавершенного строительства для предоставления земельного участка. Заявители оформили право собственности на доли в праве собственности на объект незавершенного строительства, обратились с заявлением о предоставлении земельного участка в администрацию г.Томска, но им вновь было отказано. Считает, что отказ в предоставлении земельного участка является неправомерным, так как заявители были введены в заблуждение ответом администрации г.Томска от 04.02.2008г.

Представитель заинтересованного лица Рябец Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, так как не усматривала оснований для отмены обжалуемого решения. Указала, что статьей 36 Земельного кодекса РФ не предусмотрено предоставление земельных участков для строительства и завершения строительства для которых установлен специальный порядок предоставления, урегулированный ст. 30 ЗК РФ.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного заседания установлено, что 02 августа 2010 года Маршев В.В., Желтяков Е.С., Терлецкий И.С., Бабкин М.П., Уринг А.А., Семенов И.В., Мартынов А.С., Аменяков С.Н., Зайцев А.П., Голумбевский Е.В. обратились к Мэру г.Томска с заявлением, в котором просили предоставить им в собственность в соответствии с нормами ст.36 ЗК РФ соответствующий земельный участок, расположенный по адресу: г.Томск, <адрес> в целях ввода объекта в эксплуатацию (л.д.8).

Согласно ответа Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска от 25.08.2010г № в соответствии с заключением правового комитета предоставление земельных участков, на которых расположены объект незавершенного строительства в порядке ст. 36 ЗК РФ не осуществляется. Указанная норма регулирует отношения по предоставлению земельных участков для эксплуатации существующих зданий, строений, сооружений (л.д.9). Данный ответ подписан председателем комитета землеустройства и оформления прав на землю Осиповым В.И.

В соответствии с п.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ч.1,2,4 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, и 11 ЗК РФ.

В силу ч.2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 08.11.2007) функция по осуществлению земельного контроля за использованием земель городского округа относится к компетенции городского округа).

Администрация города Томска в соответствии с законодательством управляет и распоряжается земельными участками, расположенными в границах муниципального образования, предоставляет земельные участки гражданам и юридическим лицам, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки, взимает плату за аренду и выкуп земельных участков (ст. 39 Устава города Томска).

Согласно п. 2.2 Положения о процедуре предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков на территории г. Томска для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Томской городской Думы от 22 мая 2002 года № 168, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении либо переоформлении прав на земельный участок, обращаются с заявлением в уполномоченный отраслевой орган администрации г. Томска.

В данном случае таким органом является Департамент архитектуры и градостроительства, что следует из Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства администрации г.Томска, утвержденного решением Думы г.Томска от 30.10.2007г №683 (в ред.от 10.08.2010г).

Комитет землеустройства и оформления прав на землю является структурным подразделением Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска. Полномочия председателя Комитета землеустройства и оформления прав на землю установлены должностной инструкцией, которая предусматривает, в том числе, и подготовку ответов, документов по заявлениям граждан по вопросам оформления прав на землю. Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска № от 11.01.2010г подтверждается, что на момент подготовки ответа на обращение заявителей председателем комитета являлся Осипов В.И.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение принято в рамках полномочий администрации г.Томска.

Согласно ч.1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Наличие у заявителей в собственности объекта незавершенного строительства в г.Томска по <адрес> подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.07.2010г. №, кадастровым паспортом от 28.07.2010г.

Таким образом, у заявителей отсутствует условие, предусмотренное ст.36 ЗК РФ, - владение на праве собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении зданием, строением, сооружением.

Довод о том, что собственник объекта незавершенного строительства подпадает под действие ст.36 ЗК РФ, т.к. статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам отнесено: земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства) суд находит необоснованным.

Суд полагает, что статья 36 ЗК РФ содержит закрытый перечень объектов, а именно: тех, которые требуют своей экс­плуатации, а не строительства и завершения строительства. Порядок представления земельных участков под строительство урегулирован ст.30 ЗК РФ.

Законодателем дано исключительное право на приватизацию земельных уча­стков собственникам зданий, строений и сооружении, расположенных на интересуемых участках. Право на реализацию такого права собственникам объектов незавершенного строительства не преду­смотрено.

Суд находит несостоятельным довод представителя заявителя Маршева В.В. – Лейба В.П. о том, что отказ от 25.08.2010г является неправомерным в связи с тем, что в 2008 году ЗАО «М» было обещано, согласно заключению правового комитета администрации г.Томска № от 04.02.2008, в случае предоставления заявителем свидетельства о государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством объект, для завершения строительства которого испрашивается неотведенный земельный участок, его предоставление в порядке ст.36 ЗК РФ. Указанный ответ должностного лица не свидетельствует о незаконности и необоснованности оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка и не может служить основанием для предоставления заявителям земельного участка с нарушением норм действующего земельного законодательства Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка Маршеву ВВ, Желтякову ЕС, Терлецкому ИС, Бабкину МП, Урингу АА, Семенову ИВ, Мартынову АС, Аменякову СН, Зайцеву АП Голумбевскому ЕВ отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: /подпись/

На момент публикации решение не вступило в законную силу

.

.