Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
28 декабря 2010 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.
при секретаре Щепиловой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Букатовой ИВ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области о назначении трудовой пенсии по старости досрочно в связи с лечебной деятельностью,
установил:
Букатова И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области (далее по тексту ГУ-УПФ РФ в г. Томске) о назначении трудовой пенсии по старости досрочно в связи с лечебной деятельностью.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства.
При обращении 13.07.2010 г. в орган Пенсионного фонда РФ за назначением трудовой пенсии по старости досрочно в связи с лечебной деятельностью, истец получила отказ ввиду отсутствия специального стажа, в который ответчик не включил периоды работы общей продолжительностью более 17 лет в должности заведующей здравпункта -фельдшера ОАО «<данные изъяты>». Не согласившись с решением, истец обратилась в суд, просит назначить с 13.07.2010 г. досрочно трудовую пенсию по старости, включив в специальный стаж следующие периоды работы в должности заведующей - фельдшера в здравпункте ОАО «<данные изъяты>»:
- с 01.06.1993 г. по 09.03.2005 г.;
- с 10.03.2005 г. по 10.01.2009 г.;
- с 17.01.2009 г. по 11.05.2009 г.
- с 12.05.2009 г. по 05.06.2009 г.;
- с 06.06.2009 г. по 31.12.2009 г.;
- с 01.01. 2010 г. по 10.01.2010 г.;
- с 16.01.2010 г. по 13.07.2010 г.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Мамаев А.Е., действующий на основании доверенности № 5 от 11 января 2010 года, исковые требования не признал.
Представил письменный отзыв, согласно которому пенсионный орган не наделен полномочиями, по установлению соответствия характера осуществления трудовой деятельности и должности, указанной в льготном списке, если в трудовой книжке и иных приказах в отношении работника, указано иное наименование должности, а также структурного подразделения.
Суд, заслушав стороны, изучив письменные доказательства по делу, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция РФ в ч. 1 и 2 ст. 39 закрепляет принцип, согласно которому каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, а также в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии устанавливаются законом.
Для реализации названного права принят и введен в действие федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ст. 7 названного закона право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет, имеющие не менее пяти лет страхового стажа.
При этом законом установлено право на досрочное назначение пенсии по старости независимо от возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах (п. 20 ч. 1 ст. 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
При решении вопроса о назначении пенсий в льготном порядке необходимо руководствоваться Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (ч. 2 ст. 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в российской Федерации»).
П. 6 постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотрено, что в специальный стаж засчитывается работа во фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями государственных или муниципальных организаций.
Из материалов дела, в частности записей в трудовой книжке, уточняющей справки о стаже № 45 от 30.03.2010 г., следует, что в спорные периоды времени Букатова И.В. работала заведующей здравпунктом -фельдшер в ОАО «<данные изъяты>».
Квалификация истца подтверждается дипломом ГТ № 256480, выданным 01.03.1980 г.
Характер труда ответчиком не оспаривается.
Таким образом, основной причиной отказа в назначении пенсии досрочно явилось несоответствие организационно-правовой формы учреждения, где протекала трудовая деятельность истца, названным Правилам.
Данный отказ суд считает неправомерным по следующим основаниям.
Согласно лицензии, выданной за № 70-01-000145 от 09.03.2006 г. ОАО «<данные изъяты>» имеет право на осуществление медицинской деятельности.
Срок лицензии установлен до 09.03.2011 г.
При этом лицензией определена номенклатура услуг и работ: лечебное дело, сестринское дело, физиотерапия, амбулаторно-поликлиническая помощь, прочие работы и услуги, в том числе предрейсовые осмотры водителей транспортных средств, профилактическая медицина.
Из положений о здравпункте ОАО «<данные изъяты>» следует, что его основной задачей является оказание медицинской помощи работникам компании. Положения утверждены 12.01.2005 г. и 18.05.2009 г., прошли процедуру согласования с главным врачом Томской больницы ФГУ «СОМЦ Росздрава».
Представленные штатные расписания ОАО «<данные изъяты> » за 1994 - 2010 г. подтверждают наличие в структуре организации такой должности как заведующий здравпунктом - фельдшер.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, при исчислении продолжительности специального стажа могут применятся нормы и правила, действующие до введения нового правового регулирования.
Так согласно Правилам, утвержденным 22.09.1999 г., право на назначение досрочно трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью было предусмотрено для заведующий фельдшерским здравпунктом (узловым, линейным, областным, районным, участковым).
Списком от 06.09.1991 г. засчитывалась трудовая деятельность работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от их ведомственной подчиненности.
Данную позицию суд считает правильной, так как определяющим фактором при назначении пенсии в связи с лечебной деятельностью является именно характер и условия работы (лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения), повышенные нагрузки, влияющие на утрату трудоспособности.
Таким образом, определяющим фактором для назначения пенсии досрочно является специфика самого труда, функции, которые выполняет работник, а не организационно-правовая форма учреждения, где протекала его трудовая деятельность.
При решении данного вопроса необходимо учитывать и разъяснения Пленума Верховного Суда РВ от 20.12.2005 г. № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", согласно которым в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
То обстоятельство, что весь спорный период истец осуществляла деятельность, направленную на охрану здоровья конкретной группы населения - работников ОАО «<данные изъяты>», ответчик не оспорил, доказательств иного суду не представил.
Иное толкование нормативно-правовых актов не будет способствовать достижению целей обеспечения гражданина, приведет к ущемлению конституционных прав.
Исходя из учтенного ответчиком специального стажа продолжительностью 12 лет 11 месяцев 19 дней и спорного периода, который подлежит включению, в количестве 17 лет 3 месяца и 3 дня, продолжительность специального трудового стажа составляет 30 лет 3 месяца и 2 дня, что более чем достаточно для назначении пенсии досрочно.
Принимая во внимание положения ч. 1 ст. 19 федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, учитывая, что обращение согласно решения ответчика последовало 12.10.2010 г., пенсия Букатовой И.В. должна быть назначена именно с этого дня.
При этом правомерным суд считает и требование Букатовой И.В. о включении в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации с 12.05.2009 г. по 05.06.2009 г.
Обязательным условием для занятия медицинской деятельностью для среднего медицинского персонала является получение сертификата специалиста (ст. 54 Основ законодательства российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5481-1)
В силу ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, принимая во внимание, что в указанный период за Букатовой И.В. сохранялась заработная плата и производились отчисления в Пенсионный фонд РФ, требования истца в данной части также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Букатовой ИВ удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области зачесть Букатовой Ирине Владимировне в специальный трудовой стаж периоды работы в качестве заведующей - фельдшера в здравпункте открытого акционерного общества «<данные изъяты>» с 02.06.1993 г. по 09.03.2005 г.; с 10.03.2005 г. по 10.01.2009 г.; с 17.01.2009 г. по 11.05.2009 г.; с 06.06.2009 г. по 31.12.2009 г.; с 01.01.2010 г. по 10.01.2010 г.; с 16.01.2010 г. по 13.07.2010 г., а также время прохождения курса повышения квалификации с 12.05.2009 г. по 05.06.2009 г.
Назначить Букатовой ИВ с учетом зачтенного специального стажа трудовую пенсию по старости досрочно в соответствии п.п. 20 п. 1 ст. 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области назначить Букатовой ИВ пенсию по старости с 13.07.2010 г.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления полного текста решения путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г. Томска.