об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма



Дело №

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

20 декабря 2010 года город Томск

Советский районный суд г. Томска в составе председательствующего Черемисина Е.В. при секретаре Скосаревой М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колчевой О.В. к администрации г. Томска об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л :

Колчева О.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Томска об обязании предоставить ей вне очереди жилое помещение на территории города Томска общей площадью не менее 17 кв.м.

В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 2 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-03 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее отец - Колчев В.Л. ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ, мать - Колчева Е.А. ДД.ММ.ГГГГг.р. лишена родительских прав решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ На основании Постановления главы администрации Октябрьского района г. Томска №130 от 12.07.1993г. она была определена в Томское областное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №4», где находилась на полном государственном обеспечении с 29.08.1993г. по 03.09.2002г. С 2002г. по 2005г. она проходила обучение и находилась на полном государственном обеспечении в ОГОУ НПО «Профессиональное училище №12». Распоряжением главы администрации Октябрьского района г. Томска от 03.08.2010г. она поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включена в списки детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Истец Колчева О.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, поддержала доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель Администрации г. Томска Литвина Е.С. в судебном заседании пояснила, что Администрация г.Томска раз в год предоставляет списочно администрации Томской области сведения о количестве лиц из числа детей сирот поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящий момент размеры финансирования местного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не соответствуют необходимым, т.к. в 2010 году на исполнение данных полномочий выделена субвенция в размере 996,2 тысяч рублей, в то время как на учете в районных администрациях состоит более 70 лиц из числа детей-сирот имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Таким образом, полагает необоснованным привлечение органа местного самоуправления в качестве ответчика по заявленному иску. Просит отказать в иске к Администрации Города Томска в полном объеме.

Представитель Администрации Томской области в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В письменном отзыве указала, что Администрация Томской области в рамках действующего законодательства исполнила свои обязательства путем перечисления предусмотренных в областном бюджете денежным средств на счет Управления социальной политики администрации г. Томска. Органы местного самоуправления муниципального образования «город Томск» наделены в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. Считает, что исковые требования основаны на законе, подлежат удовлетворению, надлежащим ответчиком по делу является администрация г. Томска.

На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1, подпункта 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как следует из представленных документов, Колчева О.В. согласно путевке № 122 от 23.08.1993г. направлена в Детский дом №4 на основании постановления Главы администрации Октябрьского района г. Томска №130 от 12.07.1993г.

Согласно свидетельству о рождении от 07.10.2010 года родителями Колчевой О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются Колчева Е.А. и Колчев В.Л.

Колчева Е.А. решением Октябрьского районного суда г. Томска Томской области от 25.09.1997 года лишена родительских прав в отношении двух несовершеннолетних детей Колчевой О.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения и Колчева В.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Колчев В.Л. ДД.ММ.ГГГГ умер, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ I- ОМ №.

Колчева О.В. обучалась в областном государственном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище №12»; согласно копии диплома <данные изъяты> получила начальное профессиональное образование по профессии портной, присвоена квалификация второго разряда.

Согласно копии паспорта Колчевой О.В., она зарегистрирована с 24.05.2002 года по адресу: <адрес> (адрес Детского дома № 4).

Согласно справке администрации Октябрьского района г. Томска от 04.08.2010 года №189 Колчева О.В. распоряжением главы администрации Октябрьского района от 03.08.2010г. №977 поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Справкой директора Томского областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №4» №88 от 12.10.2010г. подтверждено, что Колчева О.В. являлась воспитанницей Томского областного государственного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №4» с 29.08.1993г. по 03.09.2002г. Также указано, что она зарегистрирована по адресу: <адрес>, поскольку не имеет закрепленного жилого помещения.

Из справки управления образования администрации Октябрьского района г. Томска следует, что жилая площадь по адресу: <адрес>, <адрес> продана и деньги переведены на лицевой счет, который находится в детском доме.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

В соответствии со ст.1 Закона Томской области от 11.09.2007 года №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1).

В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Решением Думы города Томска от 25.12.2007 года №740 «Об осуществлении Администрацией города Томска отдельных государственных полномочий» установлено, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются Администрацией города Томска.

Из распоряжения мэра г. Томска от 04.05.2008 года № р344 «Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «город Томск» следует, что Администрация г.Томска не передает государственные полномочия, которыми была наделена в силу Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», а устанавливает разграничение обязанностей по их осуществлению между органами администрации, являющимися ее структурными подразделениями (департаментом социальной политики и администрациями районов города).

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что на Администрацию г. Томска в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, должна быть возложена обязанность предоставить истцу жилое помещение. Вместе с тем, из вышеприведенных норм законодательства не усматривается обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В связи с чем, исковые требования, предъявленные к Администрации г. Томска являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Администрация г. Томска является надлежащим ответчиком.

Вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу ст.1 и ст. 152 БК РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств. В этой связи, взаимоотношения администрации г. Томска и администрации Томской области по вопросу о выделении денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам, находятся за рамками рассматриваемого спора.

Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина. В связи с чем Администрация г. Томска обязана предоставить истцу вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее 17 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию города Томска предоставить Колчевой О.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 17 квадратных метров, расположенное на территории города Томска.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение не вступило в законную силу.